Кипрская конвенция: пиар или прорыв?

Поделиться
Сложность/легкость ратификации соглашения в парламенте станет определенным индикатором того, насколько велика пиар-составляющая в договоре и какую реальную пользу он может принести государству. Если принесет.

Подписание нового соглашения об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром вряд ли можно считать слишком большим сюрпризом. И не только потому, что сделать этот шаг вынуждает нынешняя, мягко говоря, непростая ситуация в экономике и с госбюджетом. Слишком уж много общественного внимания в последние месяцы уделялось «кипрской» проблематике. Иногда складывалось впечатление, что власть перед выборами целенаправленно готовит мощную пиар-акцию, которую попытается конвертировать в дополнительные голоса электората.

Но в результате новая конвенция была подписана лишь 8 ноября, уже после парламентских выборов. Почему так произошло? Есть несколько вариантов объяснений: либо просто не успели по тем или иным причинам; либо Кипр не захотел участвовать в политспектакле (председательство в ЕС к этому обязало?); либо триумвират Банковая-Институтская-Грушевского просто не рискнул уж слишком раздражать в деликатный (избирательный) период дюжину влиятельных и наиболее состоятельных однопартийцев. А это значит, что стопроцентной гарантии «рождения» нового договора между Украиной и Кипром все-таки не было. Но результаты выборов, выходит, ее обеспечили.

В любом случае сложность/легкость ратификации соглашения в парламенте станет определенным индикатором того, насколько велика пиар-составляющая в договоре и какую реальную пользу он может принести государству. Если принесет.

Бархатная революция

Подписанная Украиной и Кипром конвенция «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения относительно налогов на доходы» должна заменить действующий договор между двумя странами 30-летней давности - еще образца 1982 года («Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»). Напомним, что именно благодаря тому соглашению небольшой остров в Средиземном море получил в Украине реноме «пылесоса», который активно высасывает из отечественной экономики капитал (значительная часть которого, правда, возвращается потом в Украину, что делает Кипр номинально крупнейшим иностранным инвестором в нашей стране) и помогает бизнесу минимизировать налоги.

Это стало возможным, с одной стороны, благодаря очень лояльным условиям налогообложения на Кипре. А с другой - из-за беспрецедентно низкой в мировой практике аналогичных соглашений ставки налогообложения (нулевой) в Украине при выплате дивидендов, роялти и процентных доходов отечественными предприятиями своим кипрским «мамам» и другим «родственным» структурам. Новый договор предоставляет возможность ГНСУ облагать дивиденды по ставке 5 и 15%, роялти - 5 и 10%, доход от долговых требований - 2%.

По мнению экспертов, новое соглашение достаточно лояльно к бизнесу с точки зрения уровней налоговых ставок. «В новой конвенции ставки налога на репатриацию по некоторым позициям ниже предусмотренных модельной конвенцией ОЭСР и другими подписанными Украиной двусторонними договорами, - отмечает юрист адвокатского объединения Arzinger Игорь Григорьев. - Кроме того, в отличие от стандарта ОЭСР, конвенция не предусматривает налогообложения дохода от продажи кипрскими компаниями акций украинских компаний даже в том случае, если стоимость последних формируется за счет объектов недвижимости. В этой части изменений по сравнению с положениями действующего соглашения не ожидается».

Вместе с тем для бизнеса новый договор Украины с Кипром более жесткий, чем, например, тот, который заключила с островной республикой Россия. В российско-кипрском договоре проценты и роялти при выплате из Российской Федерации налогами не облагаются.

По оценкам правительства, указанные изменения должны обеспечить дополнительные поступления в госбюджет на уровне около 1 млрд. грн. в год (всего-то? - Ред.). При этом партнер налогово-юридического департамента «Делойт» Андрей Серветник прогнозирует, что госказна может получить и больше. «Но необходимо понять, что современные технологии международного налогового планирования привлекают десятки юрисдикций и льготных налоговых режимов, поэтому нельзя исключать структурирования определенных соглашений через другие страны, где ставки налога по двусторонним соглашениям Украины ниже тех, что предусматривает новая конвенция», - дополняет специалист.

Большинство экспертов склоняются к тому, что для вывода из Украины дивидендов бизнес будет активнее работать через Нидерланды, процентных доходов - через Великобританию, роялти - через Австрию, Люксембург, Швейцарию (приемлемым здесь остается вариант и самого Кипра).

Руководитель же налогово-юридической практики Ernst&Young Владимир Котенко не исключает, что бизнес будет активнее применять и внутренние источники минимизации - те же институты совместного инвестирования или даже «теневые» схемы. При этом эксперт подчеркивает, что с налоговой точки зрения для многих представителей бизнеса потенциальное вступление в действие конвенции не станет слишком болезненным. «Те, кто еще несколько лет назад всерьез воспринял угрозу отмены действующего соглашения, до даты подписания нового реструктуризировали свои операции, создав в том числе запасные структуры в других юрисдикциях или имея план перехода к новым структурам», - констатирует эксперт.

По мнению управляющего партнера аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» Елены Макеевой, затягивание Украиной пересмотра договоренностей с Кипром об избежании двойного налогообложения (фактически с 2007 года, и это под давлением МВФ. - В.П.) обусловлено тем, что государство предоставляло возможность бизнесменам перевести свой бизнес в другие юрисдикции. «В последнее время чувствуется, что спроса на кипрские компании в Украине нет. Поэтому их приобретение и обслуживание является сегодня доступным даже для частного предпринимателя. Никакого ажиотажа вокруг нового соглашения нет», - убеждает аудитор.

Дополнительное время для адаптации бизнеса к новым реалиям должно обеспечить и то, что конвенция начнет действовать с 1 января финансового года, следующего за годом вступления документа в силу. Учитывая же как минимум технологические сложности с завершением всех формальных процедур между Украиной и Кипром, скорее всего, ратификация договора состоится в 2013-м (если состоится). А значит, документ может вступить в силу только с 1 января 2014-го.

Не налогами едиными

Традиционно Кипр привлекал украинский бизнес не только налоговым режимом. Эта островная республика имеет ряд других преференций, которые в комплексе делают страну привлекательной на фоне других юрисдикций даже после подписания новой конвенции. К традиционным преимуществам Кипра относятся высокая защита активов и интересов владельцев бизнеса; английская система права, позволяющая достигать комфортных юридических условий договоренностей между владельцами бизнеса; неплохо функционирующая судебная система; либеральный валютный режим, позволяющий беспрепятственно инвестировать в другие иностранные юрисдикции; удобное проведение соглашений M&A и привлечение займов на внешних рынках; возможность получить госгарантии в Украине на возвращение «иностранных» инвестиций; обеспечение анонимности и т.д.

Однако старший юрист МЮФ Integrites Ярослав Абрамов обращает внимание на то, что некоторые действия кипрской власти в последнее время снизили привлекательность этой страны для украинских инвесторов. И это без учета того, что с точки зрения администрирования Кипр является для бизнеса далеко не дешевым вариантом на фоне других стран. «Усиление внимания кипрского правительства к правильности подачи отчетности и уплаты налогов офшорами (и увеличение санкций за нарушения), греческий кризис, повышение требований со стороны ЕС относительно прозрачности, соответствующая потеря имиджа «стопроцентно конфиденциального» государства - все это снизило привлекательность юрисдикции», - констатирует юрист.

Усилить некоторые минусы может и новое соглашение между Кипром и Украиной, в том числе в части конфиденциальности. «Если дальнейшее развитие событий пойдет по «российскому» сценарию, со временем мы можем ожидать подписания протокола к конвенции, в котором будет прописан четкий механизм обмена информацией между госорганами как в отношении компаний и групп компаний, так и в отношении конкретных трансакций. В связи с этим некоторые представители украинского бизнеса могут всерьез задуматься о реструктуризации своих групп и размещении холдинговых компаний в иных юрисдикциях», - полагает менеджер департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Украине Максим Завальный.

В свою очередь, советник юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры» Иван Юрченко обращает внимание, что многим инвесторам давно не нравилась «офшорная» слава Кипра (хотя, к слову, классическим офшором это государство не является). «Теперь будут дополнительные стимулы рассмотреть другие более репутационные юрисдикции», - констатирует эксперт.

О ратификационных перспективах и не только

Может ли новая конвенция об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром повторить, например, судьбу аналогичного соглашения Украины с Люксембургом, которое было подписано еще в 1997 году, но так и не ратифицировано? «Единственным препятствием для ратификации может стать сопротивление крупного бизнеса. С другой стороны, молниеносное подписание нового текста свидетельствует о наличии у власти четкой ориентации на внедрение нового документа. Особенно логично появление новой конвенции с такой скоростью выглядит в свете объявленных результатов парламентской кампании. Думаю, поддержка со стороны народных депутатов документа гарантирована», - рассуждает Я.Абрамов.

Стоит ли в этом контексте ожидать «подножки» от киприотов? По данным И.Юрченко, островная республика может ратифицировать соглашение еще в текущем месяце. Но И.Григорьев не исключает задержки со стороны Кипра, «который, по сути, ничего не выигрывает от подписания новой конвенции». Правда, при таком сценарии, обращает внимание В.Котенко, у Украины остается инструмент отмены действующего соглашения, который этим же договором предусмотрен, - одностороннее прекращение (денонсация) за шесть месяцев до окончания календарного года.

По мнению главы секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, Украине целесообразно было бы активизировать переговоры с другими странами по перекрытию каналов оттока капитала и предотвращению оптимизации налогообложения, в том числе с теми, в которые может «мигрировать» украинский бизнес после вступления в силу конвенции с Кипром. «Нормы тех соглашений, которые действуют между Украиной и, в частности, Нидерландами, Великобританией, Швейцарией, уже устарели и также требуют приведения к требованиям современности», - убежден специалист.

Среди логичных переговорных «целей» для украинского правительства эксперты называют также страны Балтии, в частности Латвию, недавно объявившую о практическом обнулении налогов за 2013 год.

В то же время руководитель налогово-юридической практики «PwC Украина» Рон Барден отмечает, что переговоры Украины с руководством других стран продолжаются. Но достижение соответствующих договоренностей, например, с традиционными налоговыми гаванями специалист считает маловероятным. Однако, по данным Р.Бардена, в ближайшее время может произойти окончательное оформление и принятие конвенций с Люксембургом и Ирландией. «Многие потенциальные инвесторы (инвестфонды и IT-компании) используют именно эти юрисдикции для структурирования сделок», - уточняет представитель PwC.

По словам же старшего юриста юридической группы LCF Елены Волянской, способствовать предотвращению вывода капитала за границу должен законопроект о регулировании трансфертного ценообразования, который сейчас разрабатывает налоговая. Правовед также отмечает, что конвенция с Кипром оперирует понятием «особые отношения», которое, по сути, близко к украинскому термину «обычная цена». «Нормы конвенции призваны не допустить недоимки налоговых платежей вследствие заниженных цен или установленных особых условий выплат», - уточняет Е.Волянская.

Безусловно, государству следует и дальше бороться со злоупотреблениями в сфере налогового планирования хозяйствующих субъектов, как это делается в других странах. И очевидно, что подписанием нового соглашения с Кипром или какой-то другой юрисдикцией с льготной системой налогообложения здесь не обойтись - существует очевидная необходимость в дальнейшем усовершенствовании отечественного налогового законодательства. Но как представляется, еще более эффективным способом предотвращения оттока капитала за границу было бы улучшение инвестиционной привлекательности Украины и повышение эффективности использования бюджетных средств. Кнут кнутом, а пряники для бизнеса тоже не помешали бы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме