Парламентские выборы прошли, и правительство начало публично признавать то, что скрывало раньше, рискуя потерять электоральные баллы для провластной Партии регионов. Кабмин соглашается: ситуация в системе государственных финансов сложная. А на днях глава Государственной казначейской службы Украины Сергей Харченко попробовал приглушить тревогу, заявив: эта ситуация не сложнее, чем в 2008 году, и не хуже текущего финансового состояния Греции, Румынии или Испании. Главный казначей государства подчеркнул, что объем финансов на счетах Госказначейства достаточен.
Однако «достаточность финансовых ресурсов» производители работ и услуг практически во всех регионах Украины испытывали неоднократно. Наибольший кризис с оплатами их счетов Госказначейством возник в последние месяцы 2009-го. Тогда началась президентская избирательная кампания. И правительство под руководством Юлии Тимошенко, которая была кандидатом в президенты, использовало средства с единого казначейского счета для потребностей Пенсионного фонда. Использовало, чтобы пожилые люди, добросовестно приходящие на избирательные участки, своевременно получили пенсии. В конце 2010-го и 2011-го задержки с оплатами повторялись, но в менее ощутимых масштабах.
Сейчас правительству действительно не хватает денег. Согласно данным Госказначейства, годовой план поступлений в госбюджет Украины за десять месяцев выполнен на 73%: поступило 273,4 млрд. грн. из запланированных на год 373,96 млрд. Но зарплаты бюджетникам и пенсии пока выплачиваются своевременно. Социальные обязательства, которые власть пытается выполнить любой ценой, больно аукаются местному самоуправлению в разных регионах - с севера на юг, с запада на восток.
В Ривном неоплаченная задолженность органами Государственной казначейской службы по незащищенным статьям расходов городского бюджета на протяжении двух последних месяцев беспрерывно росла и на сегодняшний день превысила 12 млн. грн., из которых задолженность по незащищенным статьям общего фонда - 2,2 млн., специального фонда - 10,5 млн. грн. С долгами столкнулись разные отрасли. Задержка с оплатами коснулась как социально-культурной сферы, так и жилищно-коммунального хозяйства. И это при том, что доходы общего фонда на 1 ноября выполнены на 103%. Не меньше, чем запланированные расходы, составляют поступления в спецфонд.
Почти половина неоплаченной задолженности по общему фонду бюджета - долги за выполненные городскими коммунальными предприятиями работы по текущему содержанию и ремонту объектов благоустройства. Это, в свою очередь, создает живую цепочку проблем - невозможность уплатить налоги и обязательные платежи в целевые фонды, своевременно рассчитаться с поставщиками, выплатить заработную плату работникам. Удивительно, но пока удается избежать контрударов. С органами Госказначейства никто из распорядителей средств не судится, потому что считают это дело безнадежным. Пока будет продолжаться судебная волокита, средства им перечислят. Да и штрафных санкций от получателей средств пока не требуют.
Начальник управления бюджета и финансов Ривненского горисполкома Виктор Шульга убеждает: «Накопленные долги по капитальному ремонту жилого фонда и объектов благоустройства, капитальному ремонту коммунальных дорог, объектов бюджета развития не позволяют выполнить запланированные городским советом бюджетные программы, портят репутацию городской власти как заказчика работ и подрывают авторитет органов местного самоуправления в целом».
С чиновником трудно не согласиться. Например, в городе активно действует муниципальная программа устойчивого развития. Ее цель - привлечь общину города к решению проблем социального и экономического характера с целью улучшения собственного благосостояния и качества жизни.
Каждый год в программе принимают участие более 30 объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), которые на условиях софинансирования (20% - собственные средства, 80% - средства городского бюджета) выполняют работы по капитальному ремонту кровель, инженерных сетей, фасадов и т.д. жилых домов. Из предусмотренных на программу 3,7 млн. грн. ныне профинансировано 2,5 млн. грн. Однако из последней суммы почти 1 млн. грн. неоплачен органами Государственной казначейской службы. Так как же выглядит городской совет перед жителями?
Такое состояние оплат за выполненные работы вызывает справедливые нарекания со стороны ОСМД, которые собрали и потратили средства жителей и не могут завершить начатые работы.
Прослеживается четкая тенденция: органы Государственной казначейской службы оплачивают ежемесячно только небольшую долю (10-15%) от зарегистрированных финансовых обязательств, что отнюдь не решает проблему расчетов за выполненные работы и предоставленные услуги.
Заместитель начальника Главного управления Государственной казначейской службы в Ривненской области Мария Дружинина не видит в этом оснований для тревоги: «Бюджетный кодекс обязывает органы Госказначейства финансировать в первую очередь защищенные статьи расходов. Но постепенно, в зависимости от поступления средств, финансируем незащищенные статьи. Мы не можем оплачивать производителям работ и услуг сразу всю сумму».
В Тернополе органы казначейства уже почти не проводят расчеты по разным распорядителям средств городского бюджета. Задолженность достигла 8 млн. грн. И самый большой долг перед жилищно-коммунальной сферой, то есть производителями работ и услуг для города, - 5,1 млн. грн. Они, в свою очередь, не могут профинансировать неотложные текущие потребности - своевременно выплатить своим работникам зарплаты, закупить горючее, рассчитаться с поставщиками материалов, которые отказываются отпускать их в продолжительный долг, под честное слово. Стало проблемой обеспечение дальнейшей жизнедеятельности коммунальных предприятий. Например, «Гордорремстрой» не получил оплату за капитальный и текущий ремонты дорог, не может завершить запланированные ремонты, что очень важно перед наступлением зимы. Из-за задержки платежей «Тернопольгорсвет» задерживает выплату заработной платы, ему сложно продолжить обслуживание светофоров и устанавливать новые...
Почти две тысячи работников коммунальных предприятий города не смирились с тем, что не получают средства за выполненную работу, и дважды пикетировали здание Главного управления Государственной казначейской службы в области.
Государство забирает у органов местного самоуправления значительную часть средств, предназначенных для выполнения их собственных полномочий, и пользуется ими для закрытия бюджетных дыр. Парадоксально, но правительство не добавляет при этом средства на выполнение делегированных государством полномочий - в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Местные советы годами несут на своих плечах огромное бремя проблем, которые можно было бы постепенно решить. И кого это волнует, кроме тех рабочих лошадок?