КАК АВТОМОБИЛЬ БМВ ПОДЕШЕВЕЛ В УКРАИНЕ ПОЧТИ В ДВА РАЗА

10 февраля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 10 февраля-17 февраля

Внешне спокойный рынок автомобильного импорта Украины буквально потрясла новость: сразу на 87 процентов подешевел в реализации всемирно известный автомобиль БМВ!..

Внешне спокойный рынок автомобильного импорта Украины буквально потрясла новость: сразу на 87 процентов подешевел в реализации всемирно известный автомобиль БМВ! Факт сей официально подтвердил генеральный директор «Украинской автомобильной компании» (УАК) Анатолий Денисенко, структурно входящей в «Украинcкую финансовую группу» и являющейся главным импортером продукции БМВ в Украине.

У украинских почитателей престижной иномарки появилась таким образом воистину беспрецедентная возможность приобретать машины по цене, равной или даже более низкой, чем стоимость других иномарок.

Такого поворота дела на рынке реализации импортных автомобилей никто не ожидал. За исключением разве тех, кто добивался снижения цен.

А все началось с того, что еще в апреле прошлого года руководители УАК и других компаний, представляющих в Украине интересы ведущих концернов автомобилестроения, направили в Верховный Совет и Кабинет министров обращение, в котором высказали несогласие с порядком двойного налогообложения импорта машин - НДС и акциза - и обосновали его пагубное влияние как на экономику Украины, так и на интересы совместных с иностранным капиталом предприятий.

Парламент и Кабмин тогда на это обращение никак не прореагировали. А тем временем продолжала действовать статья 28 Закона Украины «О государственном бюджете на 1994 год», которая предусматривала введение НДС и акцизного сбора на импортные товары, истолкованная по-своему двумя ведомствами - Главной государственной инспекцией и Государственным таможенным комитетом. В итоге такого двойного обложения продажная цена вожделенной БМВушки автоматически подскочила против предшествовавшего года почти в два раза. Большинству потенциальных покупателей престижная иномарка уже стала не по карману. Сократилась вследстивие этого почти на треть и реализация машин. УАК не могла уже наращивать объемы продажи.

Но самое «забавное» в данной ситуации не это. Оказалось, что статус УАК, как и других фирм такого рода, продолжавших законопослушно уплачивать НДС и акцизный сбор, подпадал под юрисдикцию другого закона, дающего им право на льготное налогообложение. Однако прошло немало времени, пока юристы УАК доказали это обстоятельство и городской арбитражный суд после тщательного анализа дела, сравнения ситуации с общепринятой практикой мирового рынка вынес решение, что иск компании правомочен. Компании, таким образом, были возмещены потери, и она получила возможность сбросить с товара и покупателей обременительный «сверхналоговый» груз. То есть привела в реальное соответствие товар и цены. Автомобиль БМВ благодаря этому сразу подешевел в реализации на 87 процентов. Почти в два раза.

История эта, однако, имеет продолжение. А дело в том, что УАК возвращена лишь часть «ошибочно» отобранных у нее средств. Тех, что насчитаны на момент предъявления иска. Но пока тянулось разбирательство, взимались налоги, наросла другая сумма, на возмещение которой компания вновь подала иск. Так что точку в этой истории ставить рано. Хотя г-н Денисенко надеется, что вмешательство Фемиды и на этот раз разрешит ситуацию по справедливости.

Но «пикантность» дела в другом. УАК, образно говоря, лишь пробила брешь в борьбе за свои законные права. В брешь эту, как в шлюзы вода, хлынули другие, тоже известные фирмы, работающие на рынке автомобильного импорта Украины и тоже аналогично пострадавшие от незаконных налоговых взиманий. И таких фирм немало. Ситуация обрастает новыми подробностями, все больше приобретает скандальный характер. Понадобилось даже разъяснение Верховного Совета о правомочности городского арбитражного суда, определившего, что иск УАК, других таких компаний правомочный. Парламент более чем мягко констатировал: «правовой нигилизм должностных государственных органов подрывает авторитет государства в целом. Государственным органам следует руководствоваться принципом уважения к нормам закона».

Пожурил, в общем. Неужто органы, о которых идет речь, не знали - не ведали, что поступают неправомочно, нарушают законодательство? Впрочем, пострадавшие не намерены отступать и тоже рассчитывают на благоприятный исход дела.

По мнению экспертов, сумма, которую государству придется, может быть, выплатить по искам, очень даже немалая. Но заковыка в том, что таких «свободных» денег ни в резервном фонде Кабмина, ни в проекте госбюджета на 1995 год нет. Их просто никто не планировал и не предусматривал. Хотя возникли они не стихийно, а в результате неправильного применения госорганами закона по отношению к импортирующим структурам, сравнимого с «государственным рэкетом».

Однако, если следовать букве закона и здравому смыслу, возвращать «долги» придется. И вовлеченные в орбиту разбирательств юристы полагают, что это лишь вопрос времени. Но возможно, будет какое-либо другое компромиссное решение, удовлетворяющее стороны.

Однако есть и еще одна поучительная в этой истории с «НДС, акцизом и БМВ» сторона, имеющая, может быть, больше нравственный смысл. Пока УАК сбивала цены, мошенники тоже не дремали. Они, пользуясь случаем, продавали БМВушки подешевле истосковавшимся по престижной иномарке клиентам. В пределах их новой стоимости, благо, подскочил спрос. Таким образом, пострадал гражданин К. из Чернигова, купивший по рекомендации знакомых «с рук» почти новый БМВ. А когда механики станции техобслуживания УАК, куда за помощью обратился водитель, осмотрели эту машину, то сразу увидели, что она сильно подержана. И даже в аварии побывала. Пришлось этому парню раскошеливаться еще раз, теперь уже на ремонт. Режим гарантийного ремонта на этот автомобиль не распространялся. Можно понять человека, когда ему показали действительно новый БМВ, который он мог бы по той же цене и даже дешевле приобрести в УАК. И объяснили, что в стоимость этого автомобиля уже заложено гарантийное, сервисное обслуживание по меркам надежной компании.

Впрочем, двум другим клиентам, тоже купившим подешевевшие вдруг БМВушки, еще больше «повезло»: их машины оказались в розыске...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно