Александр Бедюх |
Острейшая проблема переработки изношенных шин на основе безотходной технологии, судя по всему, будет разрешена уже в ближайшее время. Такую технологию разработал старший научный сотрудник радиофизического факультета Киевского национального университета Александр Бедюх. В Брюсселе на конференции Европейской ассоциации переработчиков шин (ЕТРА) его метод «магнитного удара» назвали реальной фантастикой. Уникальной технологией заинтересовались не только украинские, но и зарубежные компании и ведомства. Среди них — московское правительство, китайская научно-торговая компания «ДаДзеДа». И уже вполне реально встает вопрос: кто в полной мере воспользуется этой технологией, первым подберет «золотую россыпь» с обочины дорог?
— Конечно, мы стремимся реализовать технологию в первую очередь в Украине и готовим решение о строительстве в Киеве первого опытного завода по переработке шин на основе нашей технологии, — говорит Александр Бедюх. — Но вполне может быть, что технология будет реализована, скажем, российскими или китайскими фирмами на коммерческой основе. Мы проводим достаточно плотный маркетинг как внутри страны, так и за рубежом. С 10 по 15 мая наша технология в числе других была представлена в Пекине на выставке, где ею заинтересовалась компания «ДаДзеДа». Сейчас готовится договор о широкомасштабном долговременном сотрудничестве с этой компанией на предмет представления украинских высоких технологий на китайском рынке. А в апреле один из моих партнеров в Украине президент Межотраслевого внедренческого концерна Геннадий Мучник изучал проблему переработки шин непосредственно на заводе в городе Экран, под Нью-Йорком (США), где тоже присматриваются к нашей разработке. Так что создается некая конкурентная среда для ее реализации, что для нас очень важно.
— А в чем уникальность предложенного вами метода «магнитного удара» в переработке шин?
— Весь смысл сводится к тому, что после такого «удара» полностью отделяется металлокорд, а затем уже осуществляется процесс измельчения резины. Следовательно, удается не только полностью переработать вторсырье, но и значительно уменьшить износ задействованного в этом процессе механического оборудования, существенно снизить энергопотребление. Металл и резина получаются пригодными без какой-либо дальнейшей обработки для использования по назначению. К примеру, резиновая крошка стопроцентно заменяет каучук. Пока подобного не удалось достичь ни одной перерабатывающей фирме мира. Потому-то, наверное, и назвали нашу технологию «реальной фантастикой». Но что же это за фантастика, если она не становится явью?
— Как все это выглядит технически?
— Мы создали высоковольтную электроимпульсную установку (4 кВт), позволяющую методом «магнитного удара» отделять металлокорд от резины — металл отскакивает от резины, как капли воды от раскаленной сковородки. Экономика здесь получается такая: перерабатывающий завод, по подсчетам специалистов, может на основе нашей технологии выпускать от 400 до 1800 кг модифицированной резиновой крошки в час. Затраты электроэнергии при этом составляют 0,3—0,5 кВт.ч. Подсчитано, что при стоимости регенерата до 50 центов за кг производство окупается за 1,5 года.
— А как дело с переработкой шин обстоит в развитых странах?
— К примеру, в Соединенных Штатах, где эта проблема стоит острее, чем в других государствах, «избавляются» от шин простым методом — их сжигают. При этом твердый остаток, с учетом сажи и металла, достигает до 20% от веса шины. И только 10% от их числа перерабатывается на крошку и повторно используется. Таким образам, одна тонна резиновой крошки обходится переработчикам в 500 долларов. Из этой крошки затем производят искусственные каучуки, которые на рынке уже реализуются по цене от 3 до 5 тыс. долларов. Наверное, США слишком богатая страна, чтобы не десять, а все сто процентов резины от изношенных шин запускать в повторное производство. Но там умеют считать деньги и нашу технологию тщательно изучают.
Немного иначе дело обстоит в Европе, где изношенных шин меньше. Там сжигают порядка 40% покрышек. Но, по данным ЕТРА, к 2006 году сжигание шин в Европе будет полностью запрещено. Механическое же перемалывание шин, которое там в основном применяется, не позволит получать совершенно чистую резину для ее повторного использования. К тому же такой метод приводит к значительному износу механического оборудования и достаточно энергоемок. Так что мы присматриваемся и к европейскому рынку с точки зрения применения нашей безотходной и экологически безупречной технологии.
Что же касается Китая, где мы недавно представили на выставке свою технологию, то там нет таких залежей изношенных шин, как в Штатах и Европе, но автомобильный рынок очень быстро растет. Поэтому китайские партнеры, по нашим оценкам, ближе других продвинуты к проблеме промышленного внедрения нашей разработки. Они буквально насыщают внутренний рынок такими технологиями. И, может быть, именно в Китае мы сумеем полностью реализовать свою идею. Но, конечно, хотелось бы, чтобы она была внедрена в первую очередь у нас в стране. Потребность в ней как с точки зрения реальной экономики, так и экологии не просто назрела. Ведь только в Киеве ежегодно списываются (то есть попросту выбрасываются) тысячи непригодных покрышек, и лишь третья их часть утилизируется, перерабатывается традиционным, но далеко не лучшим методом.