Несмотря на то, что 5 февраля 2023 года начали действовать европейские санкции в отношении российских нефтепродуктов, полностью убрать российское топливо из ЕС и Украины пока не удалось. Об этом для ZN.UA пишет Сергей Куюн, директор ОАО "Консалтинговая группа А-95", в материале "Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?".
Конечно, по документам, трейдеры отправляют в Украину и страны ЕС что угодно, но не русский ресурс. Зачастую указано, что ресурс из таких стран: Индия, Египет, Албания, ОАЭ, Саудовская Аравия. Хотя, согласно статистике, в январе—апреле 2023 года происхождение львиной доли импорта дизтоплива подтверждалось сугубо декларативно, на основе торговых и логистических документов. К примеру, в марте лишь 10% морских партий имели подтвержденное происхождение.
Чтобы усилить контроль над импортом подозрительного топлива, недавним решением украинского правительства его происхождение теперь нужно подтверждать только сертификатом. Это международный документ сложившейся формы, эмитируемый только уполномоченными учреждениями. Остановит ли это поток топлива с явным русским духом? Лишь частично. Точно выпадут с рынка только самые "грязные" партии, которые не могут обеспечить документарное отрицание российского происхождения. Остальные рано или поздно найдет пути получения нужных документов.
Украине, как и ЕС, следует готовиться к тому, что схемы обхода запрета будут совершенствоваться. ЕС взял курс на бескомпромиссный бан для российского топлива. А Украина? Если мы решаем окончательно перекрыть подозрительные поставки, необходимо вводить более жесткие барьеры для сомнительных нефтепродуктов. Положение, в котором оказалась Украина и действия торговых партнеров по аграрной продукции, в том числе и в Турции, дают полный карт-бланш в защиту наших прав.
С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.