Более трех месяцев назад, 5 февраля 2023 года, начали действовать европейские санкции относительно российских нефтепродуктов. Введенные меры предусматривали запрет поставок в страны ЕС и установление «потолка цен» на бензин, дизельное топливо и некоторые другие продукты переработки нефти. В части урезания поступлений в российский бюджет европейские ограничения работают — нефтегазовые доходы страны-агрессора уменьшились в этом году вдвое. Но полностью убрать российское топливо из ЕС и Украины пока не удалось.
Экспорт энергоресурсов — краеугольный камень российской экономики. Именно благодаря богатым недрам Россия смогла заработать деньги и политическое влияние в мире, и именно этот сектор первым оказался в центре западных санкций. Это привело к масштабным трансформациям топливных потоков, разделив мир на тех, кто за, и тех, кто против. Российские нефть и топливо начали искать новые рынки.
Закрытое окно в Европу?
Если нефть можно продать только странам, где есть нефтепереработка, то дизельное топливо — намного более ликвидный товар, который нужен всем. Из-за прекращения поставок по суше в Европу в первом квартале 2023 года экспорт ДТ из российских портов увеличился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Заметим, что у белорусского топлива тоже нет другого выхода, кроме России и российских портов.
Не имея возможности разгружаться в Европе, суда двигаются к морским терминалам Турции, Саудовской Аравии, ОАЭ, Марокко и других стран. За несколько месяцев тоненькие дизельные ручейки, которые текли из России в эти страны, превратились в полноводные реки (см. рис. 1).
Огромные объемы переливаются в море на другие суда (операция ship-to-ship, STS). В марте и апреле почти 20% объемов дизтоплива, отгруженного из России по морю, меняли судно при следовании в порт назначения. Это позволяет сократить транспортные затраты на длинных маршрутах, а также использовать STS, чтобы избежать санкций. Сервисы отслеживания судов показывают, что наибольшие объемы STS операций осуществлялись возле берегов Греции, Гибралтара и Того. После перегрузки танкеры с российским продуктом далее направлялись в порты Саудовской Аравии, ОАЭ, Турции и Бельгии. По мнению трейдеров, в отдельных случаях во время STS операций российское дизтопливо может смешиваться с продуктом другого происхождения и больше не считаться российским согласно европейскому законодательству.
Густым туманом покрыта деятельность печально известной теневой флотилии, которую сформировали Россия и ее союзники для облегчения санкций. Но большинство танкеров удается отмониторить через спутник.
География покупателей российского ДТ эпохи европейского эмбарго пестрая и немного странная (см. рис. 2). Но это только на первый взгляд, всему есть объяснения. Главное из них — низкая цена. С начала февраля, когда окно в Европу громко закрылось, продавать нефтепродукты по рыночным ценам стало очень сложно. Круг покупателей среди соседних стран стремительно сузился, и это заставило россиян делать фантастические скидки на топливо, чтобы его выгодно было доставлять, например, в Бразилию. Поговаривают, что некоторые суда выходили из Приморска с дисконтом 250 долл./тонна, или 30% от стоимости дизельного топлива в Северо-Западной Европе. Этого «бонуса» с лихвой хватает, чтобы топливо добралось до Средиземного моря, а далее — конечным потребителям, включительно с Украиной…
Другая история — политика. К примеру, Бразилия, один из крупнейших получателей, находится на другой стороне земного шара. Страна получает российское ДТ за 15 тыс. км не просто так. Каждый танкер президент Бразилии Луис Силва отрабатывает громкими пророссийскими и антиевропейскими выступлениями.
Испанский стыд в Марокко
Или возьмем Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Они считались первыми, кто должен был бы помочь Европе заместить российские объемы. Но эта помощь оказалась несколько неожиданной. Страны Персидского залива стали покупателями российских объемов, которые они миксуют со своими и отправляют в Европу. Но есть и другие, более изысканные и одновременно примитивные, схемы, когда российские нефтепродукты поступают в ЕС с «арабскими» документами.
В конце апреля громкий скандал прокатился по Испании. Глава местного нефтяного гиганта Repsol Хосу Йон Имаз заявил, что, несмотря на эмбарго, в страну продолжаются поставки российского дизтоплива. Нефтепродукты якобы отгружаются из Марокко, входящего в список самых крупных получателей ДТ из РФ. И это при том, что единственный марокканский НПЗ закрылся в 2015 году и страна стала чистым импортером нефтепродуктов. В 2023-м ряд танкеров, направлявшихся из Приморска, очень подозрительно останавливались возле марокканского Танжера, а потом оттуда начинался экспорт саудовского топлива. Испанское правительство начало проверку.
Один из крупных европейских трейдеров на условиях анонимности рассказал нам, что его компанию также заинтересовали предложения из Марокко еще в марте: «Это не сверхвыгодные условия, но это топливо в Балтике получалось на 3–5 долл./тонна дешевле прайсов на рынке». По его словам, на запрос компании, марокканские трейдеры прислали на 100% аутентичные сертификаты происхождения Саудовской Аравии.
«Но мы же умеем считать стоимость логистики и понимаем, что саудовский продукт не может столько стоить в Гибралтарском проливе», — говорит европейский трейдер. Низкую цену продавцы объяснили тем, что танкеры, доставляющие российское топливо в Красное море, чтобы не идти назад пустыми, берут саудовское ДТ и везут его, в частности, и в Марокко. На этом реально можно сэкономить немалую сумму.
Но это топливо все же оказалось российским. «Проведенные по нашему заказу исследования в лаборатории показали все признаки того, что это дизтопливо из Приморска. А буквально через несколько дней скандальное заявление Repsol подтвердило наши подозрения», — говорит глава нефтяной компании.
По мнению аналитиков, физически сливать топливо в Марокко может упомянутый теневой флот, а документы о происхождении туда везут суда, возвращающиеся из Персидского залива в РФ. То есть навигационные сервисы показывают, что танкер реально идет из саудовского порта, но везет он только документы.
Здесь Русью пахнет…
Впрочем, самым удобным прибежищем для российского топлива стала Турция. Благодаря своему географическому положению, наличию развитой портовой инфраструктуры и огромному годовому потреблению в 22–24 млн тонн, страна получила статус ключевого покупателя «кровавого» дизтоплива (см. рис. 3).
По данным сервисов отслеживания судов, в первом квартале приблизительно четверть всего морского экспорта дизтоплива из РФ приходилось на Турцию. Параллельно поставки из других стран значительно уменьшились или вообще прекратились.
По данным турецкого Института статистики, в первом квартале 2023 года объемы ввоза российского дизельного топлива в Турцию составили 2 млн тонн, или 77% от общего импорта (см. рис. 4). За аналогичный период 2022-го эта доля была только 43%, в первом полугодии — лишь около трети.
Аккумулируя огромные объемы ДТ из России и Индии, которая практически полностью перешла на российскую нефть, Турция стала наибольшим хабом в Черноморском и Средиземноморском регионах. Причем турецкие порты также в состоянии принимать огромные 100-тысячные танкеры из Индии, чего не могут делать румынские или болгарские терминалы. Согласно данным Института статистики, за первый квартал 2023 года через турецкие терминалы транзитом прошло около 550 тыс. тонн дизтоплива, большая часть из которого — в Украину и Румынию, откуда, опять же, львиная доля пошла в Украину (см. рис. 5).
Как видим, огромное количество ДТ на украинский рынок приходит с терминалов, которые плотно сидят и хорошо зарабатывают и на перевалке российского топлива. И доля его растет. Конечно, по документам, турецкие перевалки отправляют в Украину и страны ЕС что угодно, но не российский ресурс. Индия, Египет, Албания, ОАЭ, Саудовская Аравия… На средиземноморских терминалах найдется все!
Согласно статистике, в январе—апреле 2023 года происхождение львиной доли импорта дизтоплива подтверждалось сугубо декларативно, на основании торговых и логистических документов. Например, в марте всего 10% морских партий имели подтвержденное происхождение (см. рис. 6).
А вот, например, в апреле более 90 тыс. тонн дизтоплива, которое по импорту поступило из Турции и Румынии, имели задекларированное индийское происхождение. Половина из них пришла из порта Мармара. Но, согласно данным сервисов мониторинга судов, последний раз в Мармару приходило судно из индийского порта аж 16 февраля. А последняя поставка индийского топлива в Турцию (порт Мерсин) была 30 марта, да и то всего 33 тыс. тонн…
Чтобы усилить контроль над импортом подозрительного топлива, недавним решением украинского правительства его происхождение теперь надо подтверждать исключительно сертификатом. Это международный документ устоявшейся формы, который эмитируют только уполномоченные учреждения. Остановит ли это поток топлива с явным российским духом? Только частично. Точно выпадут с рынка лишь самые брутальные партии, которые не могут обеспечить документарное отрицание российского происхождения. Остальные рано или поздно найдут пути получения нужных документов. Кейс марокканской инвазии в Испанию доказывает, что при желании можно найти любые документы. Даже из Саудовской Аравии, где, скорее всего, за такие аферы предусмотрено суровое наказание.
Украине, как и ЕС, следует готовиться к тому, что схемы обхода запрета будут совершенствоваться. ЕС взял курс на бескомпромиссный бан для российского топлива. А Украина? Если мы решаем окончательно перекрыть подозрительные поставки, необходимо вводить более жесткие барьеры для сомнительных нефтепродуктов. Положение, в котором оказалась Украина, и действия торговых партнеров по аграрной продукции, в частности и в Турции, дают полный карт-бланш на защиту наших прав.
Почему ситуация еще хуже, чем кажется на первый взгляд? Потому что перечисленные страны, заливающие Европу и, в частности, порты Болгарии и Румынии даже нероссийским ДТ, имеют огромное конкурентное преимущество благодаря прибыли на кровавом ресурсе. Все больше они будут вытеснять с рынка компании, которые не хотят иметь дела с россиянами. Кейсы уже есть: три месяца понадобилось поставщикам российского сжиженного газа в странах Балтии и Польши, чтобы почти полностью захватить украинский рынок. Украина должна бороться и прибегать к непопулярным мерам даже в отношении политических партнеров, тем более что последние не долго думали, вводя эмбарго на нашу аграрную продукцию.