География покупателей российского ДТ с момента внедрения европейского эмбарго свидетельствует, что топливо из РФ до сих пор поставляется на рынки ЕС и Украины. Основным экономическим стимулом для этого до сих пор является низкая цена. Об этом для ZN.UA пишет Сергей Куюн, директор ОАО "Консалтинговая группа А-95", в материале "Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?".
С начала февраля, когда "окно" в Европу громко закрылось, продавать нефтепродукты по рыночным ценам стало очень тяжело. Круг покупателей среди соседних стран стремительно сузился, и это заставило россиян давать фантастические скидки на топливо, чтобы его выгодно было доставлять, например, в Бразилию.
«Поговаривают, что некоторые лодки выходили из Приморска с дисконтом 250 долл./тонна, или 30% стоимости дизельного топлива в Северо-Западной Европе. Этого «бонуса» с запасом хватает, чтобы топливо дошло до Средиземного моря, а дальше — конечным потребителям, включая Украину… Например, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты были первыми, кто должен помочь Европе заместить российские объемы. Но страны Персидского залива стали покупателями российских объемов, которые они миксуют со своими и отправляют в Европу», – пишет Куюн.
В конце апреля громкий скандал прокатился по Испании. Глава местного нефтяного гиганта Repsol Хосу Йон Имаз заявил, что, несмотря на эмбарго, в страну продолжается поставка российского дизтоплива. Нефтепродукты якобы отгружаются из Марокко, входящего в список крупнейших получателей ДП из РФ. И это при том, что единственный марокканский НПЗ закрылся в 2015 году, и страна стала чистым импортером нефтепродуктов. В 2023 ряд танкеров, следовавших из Приморска, очень подозрительно останавливались у марокканского Танжера, а затем оттуда начинался экспорт саудовского топлива. Испанское правительство начало проверку.
Один из крупных европейских трейдеров на условиях анонимности рассказал ZN.UA, что его компанию также заинтересовали предложения с Марокко еще в марте: «Это не являются сверхвыгодными условиями, но это топливо в Балтике выходило на 3-5долл./тонна дешевле прайсов на рынке». По его словам, по запросу компании, марокканские трейдеры направили на 100% аутентичные сертификаты происхождения Саудовской Аравии.
Напомним, что 5 февраля 2023 года, начали действовать европейские санкции в отношении российских нефтепродуктов.
С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.