Эволюция механизма ценообразования на газ в Европе: анализ и прогноз

7 ноября, 2011, 13:43 Распечатать

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Ключевым словом в названии моей статьи является именно эволюция, а не революция. По отношению к европейскому газовому рынку это означает постепенное дальнейшее развитие на протяжении определенного времени, где ведущую роль будут играть адаптационные процессы, направленные на решение возникающих проблем.

Какие же проблемы возникают на газовом рынке Европы?

В прошлом месяце на газовом рынке наблюдалось рекордное падение стоимости природного газа на европейских газовых хабах (спотовый рынок). Так, 11 октября была зафиксирована цена газа: на британской площадке NBP — 220 долл. за тыс. кубометров, нидерландской TTF — 230 долл., французской PEG Nord — 217 долл., в австрийском хабе (изолированном от ресурсов сжиженного природного газа (СПГ), цены упали до 320 долл. за тыс. кубометров.

В это же время для многих европейских энергетических концернов стоимость российского трубопроводного газа значительно превысила 400 долл. за тыс. кубометров.

Вынужденная необходимость закупать более дорогой трубопроводный газ является той проблемой, которая не решается уже несколько лет и характеризуется меняющейся остротой.

Кто-то скажет, что причиной этих проблем на газовом рынке Европы является мировой финансово-экономический кризис (который вынудил потребителей уменьшить объемы потребления газа) и образование избытка предложений дешевого газа вследствие «сланцевой революции» в Соединенных Штатах. Все это верно, кроме «сланцевой революции». Поскольку нельзя назвать революцией процесс, который продолжался несколько десятилетий, и сопровождался созданием новейших технологий и «льготного» законодательства, наличием тысяч простаивавших буровых установок, увеличением добычи газа (кроме сланцевого), метана угольных пластов и других нетрадиционных газов.

Газовая промышленность является крайне инерционной, с большими сроками окупаемости и нуждается в огромных средствах на реализацию даже небольших проектов. К тому же все добывающие проекты всегда рискованные…

Сланцевый (также природный) газ в долгосрочной перспективе может существенно дополнить газовый баланс некоторых стран Европы, в частности Польши и Украины. Однако конкурентом традиционному природному газу он не станет. Добытчики природного газа, в том числе и «Газпром», прилагают максимум усилий для этого. Последний довод «королей» — снижение цены на газ. Себестоимость добычи сланцевого газа выше, чем природного газа в семь—десять раз.

Таким образом, не следует ожидать «сланцевой революции» в Европе, в частности, и в Украине.

Безусловно, потребители российского газа в Европе уменьшают потребление российского газа к минимуму, который фиксируется в контрактах величиной минимальных объемов отбора газа без штрафных санкций.

Страны, имеющие диверсифицированные источники поставок газа, увеличивают потребление нероссийского газа, в т.ч. сжиженного природного газа (СПГ) из других источников.

Литва, которая не получила 15% скидку на газ от единственного поставщика газа «Газпрома» (такая скидка предоставлена Латвии и Эстонии), стремительно внедряет нормы Третьего энергетического пакета ЕС. Также эта страна обратилась к Европейской Комиссии с жалобой-требованием выяснить, не использует ли «Газпром» доминирующее положение на рынке.

Литва, очевидно, отважилась на конфронтацию с «Газпромом».

В свою очередь, «Газпром» обратился с иском в Стокгольмский арбитраж против Минэнерго Литвы (которое подает жалобы на действия руководства компании Lietuvos dujos в литовских судах) с целью признать действия министерства такими, что нарушают акционерное соглашение этой совместной с «Газпромом» компании. К тому же «Газпром» требует компенсации понесенных убытков. Рассмотрение дела в арбитраже было назначено на 2 ноября 2011 года...

Очевидно, неудовлетворенность энергетических компаний и правительств стран ЕС, их жалобы в Еврокомиссию побудили последнюю к решительным действиям.

Полномочные представители ЕК недавно одновременно провели проверки документов в офисах 20-ти газовых компаний в 10-ти странах – членах ЕС. Таких проверок дождались и дочерние предприятия «Газпрома» в Европе, и германские газовые гиганты E.ON Ruhrgas и RWE, а также восточноевропейские компании, в том числе в Литве и Латвии. Эти и некоторые другие предприятия Еврокомиссия подозревает в нарушении антимонопольного законодательства и завышении цен на газ (формулировка экспертов ЕК звучит как подозрение в картельном сговоре).

Обвинение в ценовом заговоре пока никому не предъявлено. Однако премьер-министр России Владимир Путин мгновенно отреагировал на волну антимонопольных рейдов Еврокомиссии, заявив, что его правительство будет внимательно следить за развитием дела вокруг российской газовой монополии.

Турция не договорилась с «Газпромом» о снижении цен на газ и прибегла к «газовой забастовке» — отказалась от продолжения контракта на поставку газа по так называемому южному маршруту, включая транзит российского газа по территории Украины.

Да и в целом, большинство партнеров «Газпрома» в Европе прибегли к «демонстрациям» подали или планируют подать иски в арбитражные суды с целью изменения условий контрактов.

Это уже массовый «бунт», однако не революция

Некоторые ранее уже получили от «Газпрома» определенные «индульгенции» по изменению долгосрочных контрактов. Но большинство потребителей российского газа в Европе плюс Турция остаются неудовлетворенными. «Газпром» смягчил в 2009—2010 годах некоторые условия контрактов для отдельных, прежде всего, крупнейших западноевропейских энергокомпаний. А именно: уменьшил минимальный уровень обязательств «бери или плати» (в среднем с 85% до 60%), включил в формулы цены привязки к спотовым котировкам (в среднем с весом 15%), на практике отказался от штрафных санкций за неполный отбор законтрактованных объемов газа и т.д. На то время — при условии низких цен — такие послабления удовлетворяли компании.

Но эти послабления получили не все торговые партнеры «Газпрома». Более того, предоставленные в 2009—2010 годах «льготы» действуют только три года. То есть их действие завершается в этом или в следующем году.

Цена вопроса — это разница между спотовым и трубопроводным газом, которая иногда достигает половины стоимости газа. Чего греха таить: не всегда цена газа по долгосрочным контрактам выше цены по спотовым. Но в течение года преобладают низкие цены на спотовый газ.

Итак, ЕС и Турция усиливают давление на «Газпром».

Цель Европейской Комиссии — создание новой архитектуры газового рынка Европы. Вес спотовых цен в ЕС должен расти. Это законодательно зафиксировано в Третьем энергетическом пакете: ЕС перейдет к новой модели рынка, которая будет построена на спотовой (биржевой) торговле через систему ликвидных рыночных площадок (хабов).

Анализируя современные тенденции на газовом рынке Европы, можно прогнозировать следующее.

 Во-первых, «Газпром» не пойдет на судебные решения, прежде всего, в споре с немецкими компаниями RWE и E.ON Ruhrgas, поскольку они могут создать прецедент для других споров; скорее всего, в досудебном порядке этим компаниям уже в следующем году будут предоставлены дальнейшие «послабления».

 Во-вторых, большинству европейских энергокомпаний на протяжении нескольких следующих лет также будут предоставлены определенные «послабления», а именно: в формулу цены газа будет вводиться стоимость спотового газа (с весом свыше 15%) и другие не нефтяные элементы (уголь, электроэнергия); будут установлены более низкие уровни минимальных обязательных объемов отбора газа (менее 60%).

 В-третьих, к контрактам будут добавлены более простые и прозрачные правила пересмотра основных их позиций.

 В-четвертых, существующие долгосрочные контракты могут сокращаться; их действие будут продлевать только на несколько лет.

 В-пятых, даже в среднесрочной перспективе не будет полного отказа от нефтяной привязки цены на газ и долгосрочных контрактов.

Таким образом, изменение архитектуры газового рынка будет происходить довольно медленно, то есть эволюционно.

Газопроводный проект «Южный поток»

Не могу обойти вниманием еще одно важное событие, которое поможет Украине сохранить статус крупнейшего транзитера природного газа. 24 октября Европейская комиссия отклонила предложение российского «Газпрома включить газопровод «Южный поток» в трансевропейскую инфраструктуру, и не предоставила ему статус приоритетного.

Такой статус позволил бы обойти законодательные инициативы Третьего энергетического пакета ЕС при строительстве этого трубопровода. Безусловно, этим решением Европейская комиссия не поддержала Украину, а дала России понять, что она выступает в поддержку своего собственного проекта — строительства газопровода Nabucco, главного трубопровода Южного коридора.

Наконец Евросоюз начинает четко выстраивать собственную энергетическую политику, несмотря на противодействие своих энергетических концернов.

Вместе с тем, нельзя говорить, что проект «Южный поток» не будет реализован никогда. При условиях восстановления экономики Европы (а значит, существенного увеличения потребления газа в этом регионе), перестройки европейского газового рынка согласно Третьему энергетическому пакету (что сделает невозможным монопольное влияние вертикально интегрированных компаний), изменения механизма ценообразования на газ и другие реформы, этот проект может быть реализован через 7—10 лет.

Безусловно, Россия должна принять европейские условия сотрудничества в газовом секторе. К величайшему сожалению, переговорный процесс ЕС–Россия относительно Третьего энергетического пакета зашел в тупик. Все российские предложения, направленные главным образом на создание исключений для «Газпрома», на протяжении шести раундов переговоров Еврокомиссия отвергла.

Угроза России изменить акценты в поставках газа на Восток, в основном на Китай, пока не получила подтверждения от последнего. Ценовые расхождения по стоимости газа достигают 100 долларов на 1000 кубометров. Китай готов торговаться даже за 5 долларов. Поэтому завершения российско-китайских переговоров в ближайшее время не ожидается.

Относительно Украины

Перечень позиций, которые крайне необходимо изменить в контрактах (от 19 января 2009 года) НАК «Нафтогаз Украины» с «Газпромом», должен удвоиться по сравнению с контрактами энергокомпании ЕС — «Газпром». Они известны, не буду их называть в очередной раз.

Украина является крупнейшим потребителем и транзитером российского газа, а значит — должна получить наиболее выгодные условия сотрудничества с «Газпромом».

В прошлом месяце в Украине было озвучено, что существует определенная договоренность с российской стороной о создании трехстороннего газового консорциума. В целом это приемлемо. Однако дьявол кроется в деталях. К сожалению, эти детали неизвестны.

Молниеносное подписание целого пакета договоренностей в газовом секторе без консультаций с потенциальным партнером — Евросоюзом, а также с общественностью может, по меньшей мере, подвергнуть Украину опасности тех самых санкций Третьего энергопакета ЕС, которые угрожают сейчас «Газпрому».

Вместе с тем, нельзя рассчитывать на спасательный зонтик Евросоюза — у него есть свои интересы. Украина многое должна самостоятельно сделать в газовой сфере, а именно:

— постепенно провести сегментирование НАК «Нафтогаз Украины» соответственно с требованиями Третьего энергетического пакета ЕС;

— изменить контракт на закупку российского газа в соответствии с современной практикой газового рынка Европы;

— получить от «Газпрома» гарантии сохранения объемов транзитного газа;

— построить терминал по приему сжиженного природного газа.

Украина получит перспективу членства в Евросоюзе, в том числе, только после того, как реально станет частью газового рынка Европы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно