Стереотипное представление о том, что украинская армия во время широкомасштабного вторжения является основным потребителем дизтоплива, не соответствует реальным объемам использования топлива. По нашим оценкам, ее потребности лежат в диапазоне 5–10% от национального потребления. Соответственно, закрыть эти потребности рынка достаточно легко”, – оценивают ситуацию на рынке дизельного горючего в Украине в публикации на ZN.UA “ Точка опоры: как работает рынок горючего в 2024 году ”, директор ОАО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн и Наталья Курган, журналист "Консалтинговой группы "А-95".
В то же время, эксперты указывают на принципиальное изменение вектора импорта. "Если на Беларусь и Россию в 2021 году приходилось 79% общего импорта ГП, то сейчас рынок успешно работает на новых направлениях и не имеет никаких проблем", - пишут авторы статьи.
Ключевыми новыми игроками на рынке дизтоплива в Украине являются Польша – 502,4 тыс. тонн, что на 19% больше, чем в прошлом году и Румынии. Румыния увеличила объем импорта на 8% по сравнению с прошлым годом, а общий объем импорта дизтоплива из страны составляет 496,3 тыс. тонн. среди значимых импортеров осталась и Польша. Несмотря на блокировку границы, поставки горючего происходили с помощью не только автотранспорта, но и железной дороги. Именно поэтому объем поставок по железной дороге вырос в 1,5 раза – 467 тыс. тонн, а с помощью автоперевозок упал до 35,4 тысяч тонн, или падения в три раза.
“В отличие от бензина и сжиженного газа, потребление которого упало после 24 февраля 2022 года, дизтопливо удерживает позиции. Происходит это, прежде всего, из-за активизации автомобильных грузовых перевозок, на которые перешел как импорт, так и экспорт широкой номенклатуры товаров», – пишут авторы публикации.
Всего за четыре месяца 2024 года было импортировано 2,03 млн. тонн дизтоплива. Это больше рекордных показателей прошлого года на 2%, и больше на 14% показателя 2021 года.
Ранее аналитики отмечали, что в 2023 году украинский рынок нефтепродуктов переформатировал систему поставки топлива, ориентируя его на Европу. Параллельно с географическими и логистическими изменениями сформировался новый пул поставщиков на базе исключительно украинских компаний, которые до 2022 года были либо посредниками, либо малозначительными игроками.