Это лишнее - приставка «без». К такому выводу пришли участники очередного «круглого стола», организованного 26 марта Украинским центром экономических и политических исследований (УЦЭПИ) совместно с украинским представительством Фонда К.Аденауэра. Основной доклад
УЦЭПИ «Актуальные проблемы экономической безопасности Украины» презентовали глава Совета экспертов центра Александр Разумков и руководитель группы экспертов по экономическим вопросам Алексей Плотников. Ниже изложены некоторые впечатления автора, который в данном случае присутствовал не только как корреспондент «ЗН», но и как один из участников дискуссии.
Немного формалистики
Со времен борьбы с формализмом в советском искусстве мы привыкли если не клеймить, то относиться к этому буржуазному пережитку с изрядным пренебрежением. И тем не менее я рискну начать свой отчет о «круглом столе» именно с этого его аспекта. Тем паче, что в начале основного доклада справедливо отмечено: в Украине до сих пор не сложилось более или менее четкого представления о природе и параметрах экономической безопасности, а следовательно - и о тех практических мерах, которые необходимо предпринять для гарантирования тех или иных ценностей национального развития. Поэтому обратим прежде всего внимание на само определение понятия «экономическая безопасность» (ЭБ).
По мнению авторов доклада, ЭБ означает наличие в государстве достаточных ресурсов для реализации воспроизводственных процессов во всех сферах приложения общественно полезного труда, обеспечения стабильности общественного строя и суверенности державы в части способности самостоятельно формировать и осуществлять внутреннюю и внешнюю политику. Внешне все здесь, казалось бы, о'кей. И все же при более внимательном изучении обнаруживается, что в данном определении по сути отсутствуют субъект и объект ЭБ, а именно - хозяйственный комплекс страны и ее «человеческий фактор». Сия «мелочь» имеет вполне адекватные последствия, которые выразились в отсутствии четкой постановки целей и задач исследования с последующим их освещением.
Так, в докладе не нашла отражение такая цель, как обеспечение населению качества жизни, поддерживающего социальный мир и спокойствие в обществе. А возможность решать внутренние политические, экономические и социальные задачи без какого-либо экономического давления извне если и присутствует в тексте, то как бы «за кадром». Наконец, такая важнейшая внешнеэкономическая цель, как активное влияние на затрагивающие национальные интересы Украины мировые экономические процессы с тем, чтобы не допустить принятия другими государствами или их сообществами противоречащих этим интересам решений, хоть и обозначена, но никак не раскрыта.
Не будучи четко сформулированными, перечисленные цели не стали естественными «донорами» соответствующих задач в виде отдельных составляющих ЭБ. И хотя последние фигурируют в качестве разделов доклада, принцип избрания именно этих, а не других факторов, остается опять-таки «за кадром».
В контексте сделанных замечаний представляется целесообразным понимать под ЭБ возможность и готовность хозяйственного комплекса страны обеспечить достойные условия человеческого развития, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
Стратегические опасности
В своем выступлении А.Разумков назвал три стратегических дефекта экономики Украины: неспособность функционировать без внешних финансовых вливаний, почти полную энергетическую зависимость от России и почти сплошную тенизацию хозяйственной деятельности. Цифровые выражения каждого из перечисленных факторов достаточно хорошо известны, чтобы лишний раз их здесь приводить. Отмечу лишь, что оценки масштабов нелегальной экономики со стороны различных государственных и общественных структур весьма разнятся и колеблются в диапазоне 40-60% ВВП. Истина, мне кажется, находится, как обычно, посередине - между долей денежной массы, которая на 1 января 1997 года находится вне банков (43,2%) и у населения, т.е. с учетом банковских вкладов (53,9%). Ведь невозможно себе представить теневой оборот, имеющий дело с долгосрочными складскими запасами или бартером, происходящим в конечном счете не по классической формуле «деньги-товар-деньги».
Не отрицая критичность указанных факторов для жизнедеятельности хозяйственного комплекса Украины, полагаю, что постепенно на первый план выдвигается фактор деиндустриализации из-за долговременности воздействия его последствий на будущее экономики страны. Практическое выражение данного процесса - опережающий спад таких инвестиционно емких отраслей, как строительство и обрабатывающая промышленность. При этом «суперпередовыми» темпами происходит сворачивание высокотехнологичных производств и обслуживающих их научных учреждений - нашего фактического пропуска в постиндустриальное и далее - в информационное общество.
В докладе отмечено, что сегодня в Украине отсутствуют объективные предпосылки для эффективного функционирования сферы критических технологий - как в материальном отношении, так и в правовом, и информационном. За годы независимости не создано ни одного технопарка или технополиса, венчурные фирмы влачат жалкое существование. Да и могло ли быть иначе, коль сокращение затрат на науку в среднем вдвое опережает по темпам сокращение ВВП? Даже из более чем скромного количества запланированных на 1996 год госзаданий по созданию научно-технической продукции в области приоритетных направлений развития (58) выполнено меньше половины (24). В итоге, по оценкам западных экспертов, среди бывших соцстран и союзных республик коэффициент интегрированности Украины в мировую экономику составляет 4,3 при минимуме 1,7 у Туркмении и максимуме 9,2 у Чехии, Словении, Польши и Венгрии.
Указанный аспект ЭБ имеет и другую сторону, к которой мы вернемся несколько ниже. А пока отметим, что описанная ситуация в сфере производства продуктов высоких технологических переделов имеет катастрофические последствия для отечественного ВПК, который охватывал в бывшем СССР 60% промышленности Украины и давал работу 40% ее трудоспособного населения.
Из-за бессистемного проведения конверсии, отсутствия минимально необходимой финансовой и правовой поддержки спад военного производства в Украине не имеет аналогов в мировой практике. Если темпы конверсии в США и Германии составляют 3-5%, то у нас - более 50, а на многих производствах - все 100%. Удивительно ли, что предприятия с уникальным оборудованием, современными технологиями, значительным интеллектуальным потенциалом оказались банкротами? Их кадры либо переходят в примитивные коммерческие структуры, либо уезжают из страны, либо просто выбрасываются на улицу, где их ждет, на выбор, судьба челноков или попрошаек.
И этот развал ВПК происходит в тот момент, когда, по оценкам тех же западных специалистов, 80% ракетной артиллерии, 50% парка ВВС, 70% средств радиоэлектронной борьбы, 50% противотанковых вооружений Украины устарели. Если к этому добавить хорошо известные социально-экономические проблемы армии, мизерный военный бюджет (около 800 млн. долл. на 1997 г. при российских 17 млрд.), большие сомнения вызывает сегодняшняя способность ВС Украины выполнить основную свою задачу - обеспечить военную безопасность страны. Даже на уровне локальных конфликтов в пределах бывшего «нерушимого» и «социалистического содружества».
Учитывая местные реалии, вполне естественно, что большое внимание эксперты УЦЭПИ уделили проблемам энергетической безопасности Украины. «Корень зла» здесь - чрезвычайно высокая энергоемкость отечественного производства. Так, по сравнению с развитыми странами мы потребляем в 4-6 раз больше условного топлива на единицу ВВП, причем наблюдается тенденция к ухудшению и этого сверхзатратного показателя.
Поскольку «ЗН» уделяет самое пристальное внимание всем основным и сопутствующим событиям на рынке энергоносителей, я не стану далее углубляться в данную тему. Однако не могу не отметить выступление на «круглом столе» народного депутата Юрия Оробца, который затронул аспект, выходящий за рамки чистой энергопроблемы. Речь идет о происхождении капитала, лежащего в основе деятельности большинства газотрейдерных компаний. Может так статься, считает депутат, что при исчезновении той или иной компании Украина и ее предприятия окажутся должниками крупных иностранных или теневых структур со всеми вытекающими последствиями. В частности, уже сегодня РАО «Газпром» в лице его главы Рэма Вяхирева по сути диктует кадровые назначения в «Укргазпроме». Сильнейшее торможение строительства Одесского нефтетерминала - событие из того же ряда.
Стратегическим опасностям, подстерегающим Украину на пути радикального реформирования, были посвящены выступления и двух других депутатов - Михаила Павловского и Натальи Витренко. Говорили они по существу об одном: крайне негативной роли в указанном реформировании международных финансовых организаций и необходимости следования по антикризисному «светлому пути», предначертанном в свое время Франклином Рузвельтом. Но если Михаил Антонович более теоретизировал на избранную тему, то Наталья Михайловна в содружестве с верным своим соратником Владимиром Марченко собрали в последнем выпуске органа Прогрессивной соцпартии «Досвітні огні» свидетельские показания собравшихся на специальную международную конференцию в США общественных деятелей разных стран мира о «домашних» последствиях деятельности МВФ.
Хотя целый «букет» печальных последствий для ЭБ Украины слепого следования рецептам МВФ изложен и в докладе УЦЭПИ, думаю, упомянутые материалы существенно его дополнили. Однако в том же печатном парторгане мы сталкиваемся с очередным свидетельством неизбывной инфантильности значительной части нашей политической элиты - и не только левой. В данном случае весь ее пыл обратился в «гудок» в форме соответствующего письма Биллу Клинтону 53-х разгневанных мужчин и женщин. В мировой экономике, где все глобальные проблемы решаются в ходе жестких мужских разборок, ввести новую Бреттон-Вудскую валютную систему с помощью «плача Ярославны» вряд ли удастся. Да и при всем уважении к «новому курсу» Ф.Рузвельта сегодня на дворе все же конец ХХ века, а не начало 30-х годов.
К сожалению, и авторы основного доклада ограничили рассмотрение основ внешнеэкономической безопасности сугубо торгово-посреднической доктриной внешнеэкономической деятельности. И поскольку на протяжении настоящей статьи об этом аспекте ЭБ речь шла уже неоднократно, я позволю остановиться на нем более подробно.
Воплотится ли
в жизнь газпромовский лозунг «Наш дом - Украина»?
«ЗН» уже писало: с того момента, как в результате массового вывоза капитала и ускоренного процесса капитализации экономической периферии мировой рынок трансформировался в мировое капиталистическое хозяйство, действие основных экономических законов приобрело глобальный характер. В частности, глобализация основного движителя капиталистического производства - закона стоимости - воплотилась в деятельности ставших мировыми воспроизводственными ядрами транснациональных корпораций (ТНК).
Одним из следствий этого процесса в области ЭБ отдельного государства стала невозможность со стороны правительства полностью контролировать и управлять экономическими процессами в стране. Причем чем дальше в экономическом отношении находится страна от центров экономической мощи, тем большей «дистрофией» страдает государственная власть. ТНК, таким образом, становятся субъектами международного права, и мы, в частности, наблюдаем, как наш Президент принимает глав крупнейших международных корпораций наравне с главами иностранных государств. Вот почему Рэм Вяхирев по украинским масштабам фигура не менее влиятельная, чем бывший его шеф Виктор Черномырдин.
Какова же система современных геоэкономических координат? Первое геопространство суть реальная промышленная экономика, ассоциирующаяся у нас прежде всего с Европой и Северной Америкой. Сегодня она требует для себя тепличных условий существования и потому, строго говоря, уже не является рыночной в глобальном контексте. Принадлежи ныне власть не Северу, а Югу, последний заставил бы первого платить экологическую ренту. Это, в свою очередь, заставило бы Север произвести у себя шоковую терапию, эффект от которой, вероятно, значительно бы превысил издержки «нефтяного кризиса» и тем самым выявил бы нерентабельность сложившейся в нем формы производства.
Вот для сохранения западной «теплицы» и нужно сохранение НАТО. Другими словами, данный военный блок внешне имеет геополитическую окраску, но в глубинных своих слоях скрывает геоэкономические корни. В частности, это касается экспансии ВПК стран блока на рынок вооружений грядущих членов альянса. Украина в этом контексте не сможет присоединиться к НАТО ровно до тех пор, пока не согласится полностью демонтировать свой ВПК и переориентировать свои ВС на западные образцы соответствующей продукции.
Второе геопространство охватывает Юго-Восточную Азию и отличается специфической формой снятия ренты с научно-технического прогресса. Самое же обширное, третье геопространство связано с получением биосферной ренты в форме эксплуатации природных ресурсов и перемещения в данное пространство тех производств, которые являются экологически вредными или перестали соответствовать текущим интересам стран из первых двух геопространств.
В соответствии со своеобразной интерпретацией закона сохранения массы и энергии первые два геопространства суть своеобразные зоны сжатия, т.е. экономической и политической интеграции, тогда как третье - зона разрежения, т.е. экономической и политической дезинтеграции. Постигший страны этой зоны «рак хаотизации» привел к формированию многочисленных сообществ, интенсивно использующих криминально-террористические технологии. В этом смысле нет никакой принципиальной разницы между «золотым треугольником» в Азии, медельинским картелем в Латинской Америке и современной Украиной. Сегодня, пожалуй, только криминальный беспредел сдерживает растаскивание украинской экономики между мировыми ТНК (включая «Газпром»). Требование Запада к руководству Украины покончить с этой «раковой опухолью» преследует именно эту цель.
Но одновременно с завершением формирования мирового хозяйства происходит информационная революция. А поскольку самым информативным элементом экономических отношений являются финансы, то финансовая деятельность не только глобализировалась, но и выделилась в самостоятельную, так называемую виртуальную экономику, в которой кредит стал самостоятельным ресурсом. Он фигурирует в различных формах на мировых рынках межбанковских кредитов, валют, ценных бумаг и т.п. Один из основных сюжетов этого процесса - долларовый сеньораж, т.е. налог, который платит весь мир за пользование долларом в качестве глобальной валюты. При этом опять-таки чем дальше отстоит страна на шкале экономической мощи от мировых центров, тем большую мзду она платит. В этом контексте стремление Украины как можно быстрее присоединиться к пулу СКВ без других геоэкономических действий стоит ей огромных затрат материальных ресурсов в виде массы экспортной продукции, которую она вынуждена реализовывать по ценам, существенно ниже мировых.
В чем же должны состоять такие предварительные геоэкономические действия? В прорыве к мировому доходу. Для реализации подобной цели необходимы включение в интернациональные воспроизводственные ядра, формирование новой организационной и управленческой пирамиды, разработка нового методологического инструментария. К чему приводит пренебрежение этой моделью, проиллюстрирую лишь двумя примерами: 1) законодательное замораживание процесса формирования ФПГ в Украине является, скорее всего, четко спланированной акцией весьма заинтересованных в этом сил; 2) международные кредиты есть, на самом деле, мизерная доля той части мирового дохода, которую мы недополучаем из-за того, что нас не допускают в высокотехнологичные мировые воспроизводственные циклы, выделив нишу производства продукции самых низких технологических переделов.
Таким образом, на мирохозяйственной арене, где любой шаг возвращается бумерангом, не остается безнаказанной ни одна национальная экономика, которая не догадывается о современных приемах внешнеэкономической борьбы. На этом строится система ЭБ, которая должна быть неотъемлемой частью внешнеэкономической доктрины.
Что же мы наблюдаем у наших властных структур? Ни в одном программном выступлении Президента и премьер-министра, ни в одобренной ВР концепции национальной безопасности Украины, ни в отвергнутой той же ВР концепции внешнеэкономической деятельности нет даже намека на геоэкономический подход к проблеме национальной безопасности. Между тем в прошлогоднем послании президента РФ Федеральному собранию «О национальной безопасности» есть фраза: «Остро встает вопрос разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реализации, переход на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) модель внешнеэкономических связей». А в проекте «Политика национальной безопасности РФ», разработанном в начале 1996 г. аппаратом тогдашнего помощника президента по национальной безопасности Юрия Батурина, этому вопросу посвящен целый раздел.
Заключительные замечания
Из-за дефицита газетной площади я почти не коснулся таких важных аспектов ЭБ, как финансовая и социальная, а также такого специфического для экономики Украины фактора, как криминализация приватизационных процессов. Они нашли в докладе УЦЭПИ досточно адекватное отражение, если не считать проблемы обеспечения качества жизни населения с точки зрения не только материального уровня, но и морального самочувствия.
В общем же доклад производит достаточно солидное впечатление. Во всяком случае, он не идет ни в какое сравнение с разделом «Национальная безопасность» последнего послания Президента Украины парламенту «О внутреннем и внешнем положении Украины в 1996 году». Хотя и посвящен лишь одному из аспектов проблемы национальной безопасности.