ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ ТОЛЬКО ОДИН? НА УКРАИНСКОМ АВТОРЫНКЕ РЕШИЛИ СЫГРАТЬ В «ГОРЦА»

26 декабря, 2003, 00:00 Распечатать

Способность украинского общества долгие годы мириться с монополией в сфере политики оборачивается, помимо всего прочего, тенденцией к ускоренной монополизации экономики...

Способность украинского общества долгие годы мириться с монополией в сфере политики оборачивается, помимо всего прочего, тенденцией к ускоренной монополизации экономики. Практически на любом мало-мальски привлекательном секторе товарного рынка сегодня активно изживают мелких и средних игроков. Победу празднует крупный капитал, который руками государства под лозунгами «защиты интересов потребителей», «защиты интересов государства», «вступления в ЕС и ВТО» и т.д. (нужное подчеркнуть) выдавливает «мелочь» в лучшем случае на периферию, в маргинальные, узкоспециализированные сферы, а иногда — и просто из бизнеса.

Не стал исключением из этого замечательного правила и отечественный автомобильный рынок. Благодаря наблюдающемуся экономическому росту в масштабах всей страны, на сегодняшний день авторынок достиг весьма внушительных размеров. Так, по оценкам экспертов, только один его сектор — новых автомобилей — последние два года вырос не менее чем на 25% и по итогам 2003-го достиг отметки в 2 млрд. долл. Конечно, по размерам это не металлургический бизнес, но, с другой стороны, разница между ними уже не измеряется порядками.

Одним словом, авторынок к концентрации созрел. Она была тем более актуальна для крупных игроков, поскольку на свою часть пирога на этом рынке претендовали в той или иной мере более ста автопроизводителей. Причем в большинстве своем основой их бизнеса вне зависимости от размеров является крупноузловая сборка зарубежных моделей автомобилей. Этим балуется даже флагман отечественного автомобилестроения — Запорожский автомобильный завод, который получает машинокомплекты из России и Европы и собирает из них когда ВАЗы, а когда и «Опели». По итогам девяти месяцев из почти 49 тыс. сошедших с его конвейера авто более половины были результатом крупноузловой сборки.

Понятно, что зачистить рынок от большого количества автосборочных предприятий можно было только приняв решительные меры, например, законопроект под эпическим названием «О развитии автомобильной промышленности Украины». Это название до поры до времени убаюкивало большинство участников рынка, хотя, как показывает практика, если кто-то начинает печься о развитии целой отрасли, то исключительно в пользу одного своего предприятия. В данном конкретном случае проблемами украинского автопрома «заболело» руководство корпорации «УкрАвто».

Изучение законопроекта №3677 «О развитии автомобильной промышленности Украины» в связке с уже существующей нормативной базой указывает, что наибольшие преференции от принятия этого документа получают два украинских автопроизводителя — Львовский автобусный завод и Запорожский автозавод. Последним, как это неудивительно, и управляет корпорация «УкрАвто». Что же касается ЛАЗа, то он традиционно занимает весьма узкий специализированный сегмент авторынка и ЗАЗу как производителю легковых автомобилей абсолютно никакой конкуренции не составляет. Зато благодаря львовянам «УкрАвто» уже не оказывается в положении одинокого в поле воина, а вместе они уже как бы и есть весь украинский автопром.

Ну, если и не весь, то его большая часть. Кстати, непонятна позиция Антимонопольного комитета Украины. Как утверждает народный депутат Дмитрий Святаш, доля ЗАЗа на отечественном рынке легковых автомобилей уже давно превышает 40%.

Естественно, что после внимательного изучения законопроекта «О развитии автомобильной промышленности Украины» не столь инициативные, как ЗАЗ, автопроизводители всполошились. Особенно, когда данный документ на крейсерской скорости и, по словам г-на Святаша, с нарушением установленных в Верховной Раде процедур рассмотрения законопроектов поступил в зал парламента. Где и набрал в первом чтении почти конституционное большинство голосов парламентариев — 291.

Тут тревога автопроизводителей достигла апогея: они наконец-то начали предпринимать некие целенаправленные действия по борьбе с законопроектом №3677, проводить совместные пресс-конференции, встречаться с депутатским корпусом. Одним словом, вести себя адекватно складывающимся обстоятельствам, а не по принципу «моя хата с краю».

В этой связи наблюдателей позабавила позиция противной стороны. На страницах прессы она начала публиковать графики, таблицы и прочую наглядную агитацию, которая свидетельствовала, что противники законопроекта «О развитии автомобильной промышленности Украины» вообще непонятно зачем «подняли волну» — ведь они тоже получат льготы в результате принятия этого документа. При этом агитаторы благоразумно умолчали, что льготы ЗАЗа и ЛАЗа по сравнению с остальными операторами рынка окажутся беспрецедентными. Один пример, эти счастливчики будут перечислять в бюджет только один налог — на доходы физических лиц, да и тот фактически удерживать из зарплаты работников этих предприятий. А поскольку автопроизводители работают на одном и том же рынке, наличие огромной форы у двух заводов интересует всех остальных производителей намного больше, нежели льготы, предусмотренные государством, например, для полиграфических или фармацевтических компаний. В результате у ЗАЗа с ЛАЗом по сравнению со всем остальным авторынком будет совершенно иной запас финансовой прочности. Например, в случае необходимости снижения цен в борьбе за кошелек потребителя.

Впрочем, если законопроект «О развитии автомобильной промышленности Украины» будет принят, рассчитывать на ценовую конкуренцию не приходится. Сейчас тот же ЗАЗ уже контролирует почти половину рынка, и не надо быть экономистом, чтобы понять: получив льготы, он станет настоящей монополией. И если за последние четыре года стоимость базовой модели «Дэу Нубира», выпускаемой в Запорожье, выросла более чем на 3 тыс. долл., то что же ожидает украинского потребителя в ближайшем будущем? Позволим себе предположить — рост цен и скудный ассортимент автомобилей, представленных на рынке. Ведь в новых условиях «честной конкуренции» большинство нынешних автопроизводителей не смогут продолжать свой бизнес.

Понятно и то, что создание «налогового оффшора» на территории Украины для узкого круга автопроизводителей-счастливчиков не пройдет даром для бюджета. А значит, и для все того же потребителя как налогоплательщика. Ведь для залатывания дыр от «поддержки автопрома» государству придется залезать кому-нибудь в карман. По оценке бюджетного комитета Верховной Рады, потери доходной части государственной казны от принятия законопроекта «О развитии…» в его нынешней редакции могут превысить 1 млрд. грн. в год.

Однако все эти доводы пока мало трогают сердца и ум большинства нардепов (кстати, логичен вопрос — почему, собственно?). Сегодня велика вероятность, что законопроект №3677 может быть одобрен парламентом. И все же автопроизводители не отчаиваются и заявляют, что даже если законопроект в интересах ЗАЗа будет принят, они постараются убедить Президента наложить вето на этот документ. Ведь только за три последних месяца глава государства издал два указа, в которых просил Кабмин привести действующее законодательство в соответствие с требованиями двух организаций, к которым Украина стремится присоединиться в самой ближайшей перспективе, — ВТО и ЕС. Понятно, что закон, представляющий преференции только двум из более чем ста предприятий отечественного автопрома и параллельно закрывающий внутренний рынок от импорта автомобилей, этим требованиям ну нисколько не отвечает, что бы по этому поводу ни говорили авторы законопроекта №3677.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно