ДЕНЬ ВСКИПЕВШИХ НАДЕЖД

18 декабря, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №51, 18 декабря-29 декабря

16 декабря вполне можно назвать если не днем энергетика, то уж точно днем активных действий всех причастных к энергетическому бизнесу...

16 декабря вполне можно назвать если не днем энергетика, то уж точно днем активных действий всех причастных к энергетическому бизнесу. Только лишь перечисление всех событий, лихо закрученный сюжет и проворство участников внушают уважение и легкое опасение, как, впрочем, всякая быстрая езда.

Лоббистская пружина, распрямившаяся 16 декабря, была взведена и тут же отпущена накануне. В ночь с 13 на 14 декабря в Луганске облил себя бензином и поджег один из протестующих горняков. 15 декабря правительство утвердило наконец постановление о порядке обеспечения природным газом населения и промышленности в 1999 году, а в парламенте депутаты проголосовали за рассмотрение животрепещущего вопроса: о состоянии топливно-энергетического комплекса. 15 декабря объявлено об остановке одного из блоков ЧАЭС, и на этот же день было назначено заседание правления НАКа «Нефтегаз Украины».

Утром 16 декабря на боевые позиции вышли, как говорится, и стар и млад (естественно, насколько это возможно в энергетическом бизнесе): в здании «Укрсовпрофа» заседали участники ОАО «Энергорынок», в Госнефтегазпроме собрались члены правления НАКа «Нефтегаз Украины». А в парламенте начались всефракционные голосования за все мыслимые предложения депутатов. В этот же день в Москву отбыла делегация Верховной Рады во главе с Александром Ткаченко, имеющим парламентское задание просить своих коллег из законодательного собрания соседней федерации содействовать украинским депутатам в деле установления истинной цены газа на украинско-российской границе. В том же направлении и по тому же адресу отбыла и «небольшая делегация профессионалов» для согласования балансов газопоставок и газопотребления. 16 декабря неожиданно заболел первый вице-премьер Анатолий Голубченко. Ближе к ночи украинское радио сообщило, что в Луганске прекратили акцию протеста местные горняки, угрожавшие каждый раз все более массовыми акциями самосожжения.

Опережая события, замечу, что ни на одном из вышеназванных собраний и заседаний по существу так ничего окончательно и не было решено. Но, видимо, все возможные претензии в этот день были озвучены, а новые будут сформулированы еще не скоро. Корзина этих пожеланий поражает богатством разнообразия и обилием всяческих вкусов.

Впрочем, прежде чем говорить о потребностях, равно как и о пожеланиях, следует кое-что уточнить. Рынки электроэнергии и газа существуют теоретически независимо друг от друга, во всяком случае «электрики» просят одно, а «газовики» - совершенно другое. На рынке электроэнергии - жесткая конкуренция, на рынке газа ее, по сути, скоро вообще не будет... Объединяет участников этих рынков в основном тот факт, что и для производства электроэнергии требуется газ, и здесь желания обеих категорий энерго- и газового рынка совпадают.

Далее. Международные требования к энергетическому сектору Украины, сформулированные в Евроэнергохартии, Украиной пока соблюдаются, хотя и каким-то чудесным образом. Например, результаты приватизационных мероприятий по нескольким облэнерго на всех этажах власти постоянно пытаются пересмотреть и, судя по результатам «индикативных» голосований в парламенте 16 декабря, все-таки пересмотрят, как этого и требуют законы европейского энергорынка. Хотя никто ни разу целью такой ревизии не назвал соблюдение этой самой энергохартии.

Словом, ничего особенного, если бы не исключительная пробивная энергия практически всех участников парламентских и непарламентских дискуссий. В Верховной Раде, например, вдогонку к основному постановлению, которое от имени ТЭКовского комитета вносил М.Ковалко, предложил свое постановление и бывший директор Углегорской электростанции О.Панасовский. И чего только не было в этом «догоняющем» проекте - даже конфискация имущества потребителей-должников из числа населения.

Два проекта постановлений (основной - комитетский, и догоняющий - Панасовского и Жовтиса) отличались не только содержанием, но и темпераментом. Комитетское предложение - это как бы приглашение парламента и исполнительной власти играть по новым нотам. Партитура отчасти знакомая, отчасти совершенно новая. Например, М.Ковалко предупредил в своем вступительном слове, что вскоре еще предстоит урегулировать претензии Украины и РФ на нефте- и газопроводы. В Европе, по словам Ковалко, в таких случаях принято делиться акциями предприятий, эксплуатирующих такие трубопроводы... Однако прямого предложения отдать акции или создать СП с россиянами не прозвучало. Приблизительно такую же позицию занял комитет и по многим другим вопросам. Словом, проект постановления

ТЭКовского комитета - это нечто вроде обращения к парламенту (а также правительству), в котором указаны первоочередные вопросы. Совсем как в ежегодных посланиях Президента.

О.Панасовский сам раскрыл секрет революционности предложений, содержащихся в его проекте. Он, оказывается, подавал в правительство список из сорока необходимых первоочередных мероприятий. Причем, судя по высказываниям чиновников, некоторые из этих предложений в правительстве прямо отклонить не сумели, и теперь бывший директор Углегорской ГРЭС, очевидно, пытается навязать их в качестве руководящего документа. Впрочем, есть в этом пакете и такие предложения, которые чиновникам пришлись по душе, и они в последнее время все чаще их повторяют.

После бранного дня я попросил оценить сложившуюся ситуацию двух не самых старых аксакалов энергорынка в Верховной Раде - бывшего главу «Интергаза» Александра Абдулина и его бывшего коллегу по тому же «Интергазу» Алексея Кучеренко.

Александр Абдулин:

- Я не член ТЭКовского комитета Верховной Рады, как говорится, не успел. Думаю, что такое кипение лоббистских страстей, как сейчас, - это ненормально. К тому же оба постановления не отвечают на вопрос, что сегодня нужно сделать. Они оба подготовлены «на импульсе», на эмоциях. А к топливно-энергетическому комплексу нужно подходить очень взвешенно, потому что это основа нашей государственности, независимости, нашего бюджета.

Я разговаривал с шестью членами этого комитета. Ни один из них оба эти проекта постановлений до вчерашнего вечера не видел.

- И что же главное?

- Передача госпакетов акций энергетических предприятий коммерческим банкам, коммерческим структурам или частным лицам в управление. Я поддержал это голосование об отмене таких решений правительства. Эти действия правительства, на мой взгляд, необдуманны.

При подготовке подобных дискуссий в парламенте нужно прежде всего думать о том, например, что Украина должна обосновывать все свои финансовые претензии к россиянам при транспортировке и газа, и нефти. К сожалению, члены комитета грешат таким соблазном: пополнить бюджет за счет транзита газа. И если мы закладываем в бюджет или вообще планируем такую «прибыль», мы нарушаем все законы и договоренности, существующие в Европе. Однажды такая попытка уже была предпринята. Тогда россияне сказали: «Если вы все это заложили в свою прибыль, то эти деньги вам не нужны на то, чтобы содержать газопроводы или нефтепроводы в нормальном состоянии, не нужны для того, чтобы давление поддерживать в газопроводах. Это ваша прибыль. Тогда давайте торговаться». Мы можем прийти к такой ситуации снова.

- А как насчет вечных разговоров о трубе и задвижке?

- Давайте подумаем: один, другой раз мы так сделаем, а если Россия сейчас возьмет и начнет строить на эти деньги нефтепровод, который не будет заходить на территорию Украины? Сейчас нефтетранспортная ветка проходит и по нашему восточному региону. И если россияне увидят, что мы занимаемся экономическим шантажем, они сделают так, что в Украине не будет этой ветки, а точнее - в ней не станет нефти. Я говорю о восточной транзитной трубе. Ну еще год-полтора можно говорить о наших претензиях, а дальше?.. Еще год-два нашего шантажа - и они пойдут на убытки, но Украина потеряет свою «транзитную прибыль».

И потом, я не понимаю, когда люди принимают решения со слов. Голосование по таким вопросам со слов, а не с бумаги - это смешно.

- Чувствуется, что вас это задевает. Как вы думаете, будет ли успешной работа парламентской комиссии, созданной с целью установления цены газа?

- Почему Россия должна рассказывать ВР Украины, как формируется в России цена на газ? Как они хотят, так они и творят это. Российская Дума не может ничего требовать от российского «Газпрома». Это акционерное общество, которое имеет своих акционеров, свои коммерческие тайны, свои гибкие схемы реализации газа. Россияне много раз говорили: «Мы можем сделать вам газ дешевле только при предоплате». Сегодня в Украине нет предприятия, которое может делать предоплату за газ. Когда-то была корпорация «Республика», был туркменский газ. В один прекрасный день были созданы следственные комиссии, все поехали проверять. Приехали в Туркменистан, и оказалось, что Украина, в частности корпорация «Республика», расплачивалась за этот газ галошами, цинковыми ведрами, маслом, мясом, яйцами, лампочками львовской «Искры», телевизорами «Электрон». Кто-то сказал: «Почему же вы не брали с нас деньги?». А туркмены спросили: «А вы можете платить деньгами?»

Сейчас уже два года мы не имеем никаких «газовых» отношений с Туркменистаном. Когда-то корпорация «Республика» на четырехмиллионный Туркменистан посылала 7 миллионов пар галош. Работала вся резиново-техническая отрасль, люди получали зарплату, мы завозили - вывозили, завоевывали среднеазиатский рынок. Сегодня за этот газ мы должны платить деньги. А виноваты в этом все эти следственные комиссии, которые ищут, кто, что, где и как заработал.

- А в самом деле, разве прибыль вас не интересует?

- Да, мы пришли на этот рынок, чтобы зарабатывать. Но мы всегда думали о том, чтобы платить украинскими товарами. Сейчас новая следственная комиссия нанесет удар по отношениям с Россией. Потом что же, останется создавать комиссию для выяснения «газовых» отношений с Норвегией? Газ ведь остается только в Норвегии...

- Вы считаете, что создать комиссию предложили бывшие не самые крупные трейдеры, которым придется уходить с рынка с приходом нового монополиста? Или, может, кто-то другой?

- В парламенте есть силы, которые видят в газовой, нефтяной, энергетической отраслях возможность найти средства на свои избирательные программы на осень 1999 года. Они могут инициировать эти вопросы только для того, чтобы решать свои финансовые проблемы. Это мои догадки, я не могу точно сказать, но я думаю, что за этим стоят силы не только областных газотрейдеров.

Алексей Кучеренко:

- Реально в парламенте ничего сегодня не решено, зал не подготовлен к восприятию информации. Это очень специфическая информация, ее нужно подготовить на высоком уровне в комитете, передать на обсуждение фракций, групп депутатов, ознакомиться, возможно, провести встречи с руководителями фракций на уровне председателя комитета, руководителей НАКа, Минэнерго - всего топливно-энергетического комплекса Украины. И лишь тогда выносить решение на голосование. Это слишком серьезные вопросы.

В проекте постановления, подготовленном «вдогонку», есть пара моментов, которые меня заинтересовали. Например, говорится о необходимости предоставить льготный кредит энергетикам. Всем сейчас нужен льготный кредит. Но где его взять?

И еще. Ряд коммунистов подписали это постановление. Они выступают за то, чтобы с должников за жилищно-коммунальные услуги в безакцептном нотариальном порядке списывали деньги, даже распространяли их ответственность по долгам на их имущество, недвижимость. Это удивительно, потому что кто, как не коммунисты, сейчас знают, какая ситуация сложилась с выплатой пенсий, зарплат, с финансовым положением населения.

Постановление комитета более расплывчато, но оно больше говорит о необходимости комплексного стратегического подхода к энергетике.

- Что вы думаете о решении парламента создать следственную комиссию по поводу цены газа?

- Думаю, что когда мы будем готовы экономически, россияне будут продавать нам газ и по 40 долларов, и дешевле. Меня умиляют разговоры о том, что Россия продает газ Франции дешевле, чем Украине. Но ведь во Франции не предлагают отсрочить платежи на год, поскольку-де этот год был трудный!..

P.S. В следующий вторник парламентарии вновь намерены вернуться к обсуждению проекта постановления о судьбах энергоотрасли в условиях кризиса. Только на этот раз двух вариантов проекта постановления ВР не предвидится. Как, похоже, и ничего революционного...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно