Из-за отсрочки решения евроинтеграции Украины в разных стран Европейского Союза появились политические разногласия. Почему именно перенесли фактическое начало переговоров о вступлении Украины в ЕС, пишет в своей статье для ZN.UA Чрезвычайный и Полномочный посол Украины, председатель ГО «Центр новых решений» Константин Елисеев «Вступление Украины в ЕС: 100 дней без переговоров. 100 дней до переговоров».
Первой причиной перенесения сроков фактического начала переговоров стали завышенные ожидания в самой Украине. При этом ожидалось, что за 100 дней украинские власти выполнят четыре рекомендации, определенные в отчете Европейской комиссии о прогрессе Украины за 2023 год. В частности, речь шла о таких законопроектах:
- об усилении возможностей НАБУ;
- в отношении национальных меньшинств;
- о лоббировании;
- расширение возможностей НАПК.
Очікувалося, що за цей період українська влада завершить належне виконання чотирьох рекомендацій, визначених у звіті Європейської комісії про прогрес України за 2023 рік. Йдеться про ухвалення таких законопроєктів:
про посилення спроможності НАБУ;
щодо національних меншин;
про лобіювання;
розширення можливостей НАЗК.
Главы Евросоюза предстали перед дилеммой: продолжение уникального «турборежима» в процессе обретения Украиной членства в ЕС, с одной стороны, не обеспечивало «исторического прорыва» на украинском треке, а с другой — усиливало электоральное раздражение граждан ЕС от искусственного геополитически мотивированного ускорения и угрожало ослаблением позиций «здоровых» европейских политических сил на выборах.
Именно такой прагматический выбор получил воплощение в неожиданной для многих в Украине и странах-лоббистах нашего государства в ЕС позиции президентки Еврокомиссии Урсули фон дер Ляен по одобрению переговорной рамки и началу вступительных переговоров не в марте, а в июне 2024 года. Это символизировало формирование консенсуса среди ключевых европейских лидеров по поводу дальнейшего алгоритма вступительного процесса Украины.
Руководствуясь этими соображениями, Еврокомиссия подготовила оставшийся без содержательного рассмотрения Совета ЕС по общим вопросам проект переговорной рамки, а Европейский Совет приветствовал прогресс Украины в продвижении реформ на пути в Евросоюз и пригласил Совет ЕС как можно быстрее одобрить переговорную рамку. В то же время было оставлено без ответа предложение стран — адвокатов Украины по определению конкретных временных рамок такого решения, в частности, «до конца июня 2024 года».
Другим мощным фактором, затормозившим украинский интеграционный спринт, стала нерешенность вопроса об открытии вступительных переговоров с Боснией и Герцеговиной. Во многих европейских столицах, в частности Вене, Загребе, Афинах, Будапеште и т.п., сформировалось определенное раздражение из-за дисбаланса внимания ЕС в контексте расширения между балканским и восточным треками. Поэтому решение мартовского заседания Европейского Совета дать зеленый свет открытию вступительных переговоров с Боснией и Герцеговиной стало результатом сложного политического компромисса между ярыми адвокатами балканского трека - Хорватией, Австрией и Венгрией - и лоббистами Украины и Молдовы - странами Балтии, Польшей.
В высших политических кругах ЕС сложилось общее понимание того, что два трека — балканский и восточный — не должны мешать друг другу, а идти по возможности параллельно. Следовательно, есть основания полагать, что дальнейший путь Украины к членству в ЕС будет во многом связан с динамикой Боснии и Герцеговины. Балканские лоббисты будут максимально использовать «украинскую карту» для искусственного ускорения членства этого важного для многих европейских стран государства.
Нельзя также забывать о том, что, несмотря на признание политики расширения самой успешной политикой ЕС, этот процесс никогда не был простым. Опыт предыдущих волн постепенно добавлял новые рекомендации и требования ЕС. Недаром в Брюсселе постоянно подчеркивают, что процесс вступления в ЕС по-прежнему основан на установленных критериях и условиях. Да, это позволяет любой стране в процессе продвигаться вперед на основе собственных заслуг. Каждая страна сама способна определять скорость своего вступления. Однако это отнюдь не означает, что необходимые критерии на пути к членству могут быть отменены, требования смягчены, а движение ускорено. С годами фильтр европейской интеграции стал действительно очень плотным, и он вряд ли пропустит подходы и меры страны-кандидата, несовместимые со стандартами ЕС, тем более в части фундаментальных устоев.
Польские фермеры продолжают блокировать движение грузовиков через два пропускных пункта на границе с Украиной. А со 2 апреля протестующие планируют блокировать еще один пункт пропуска.