В Украине планируют вернуть налогообложение горючего, которое было отменено с началом полномасштабной войны в марте. О том, чем может угрожать рынку горючего возврата налогов, говорится в материале директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна «Возврат налогов на топливо: как собрать и как не потерять».
«Главный риск – неуплата налогов. И чем они выше, тем больше соблазн их не платить. Налоговая проблема остро стояла и до войны. Сейчас она может стать еще более актуальной: рынок горючего сократился на 40%, а количество игроков выросло в разы», - говорится в материале.
По словам эксперта, для розничного рынка это в частности означает, что часть станций будет вынуждена остановиться. Без боя никто не будет сдаваться, для повышения конкурентоспособности будут применяться все средства, а налоговая оптимизация традиционно один из самых распространенных приемов. Это может перечеркнуть все расчеты и надежды государства на налоговые поступления.
Следующей проблемой, по мнению Сергея Куюна, могут стать мини-НПЗ.
«Топливные налоги состоят из двух — акциза и НДС. Администрирование акциза легче, потому что оплачивается на границе и в местах производства. В настоящее время основная потенциальная проблема просматривается в мини-НПЗ, которым кризис дал незаурядный производственный стимул. Кроме того, государство в марте разрешило использовать топливо стандартов Евро-3 и Евро-4, а «миники» производят горючее именно такого качества. К сожалению, направить этот нестандартный бизнес в легальное русло государство не смогло до войны», - констатирует эксперт.
По его словам, облегчит решение этой задачи легализация этих предприятий через допуск на рынок их продукции, что фактически уже и произошло.
«И если неуплата акциза до войны оценивалась в 5 млрд грн в год, то потери от неуплаты НДС исчислялись минимум двумя десятками миллиардов гривен. Речь идет о торговле документами на горючее и злоупотребление в сфере кассовой дисциплины на АЗС. Надо смотреть в глаза — проконтролировать тысячи АЗС и оптовиков сейчас будет сверхсложной задачей», - добавляет эксперт.
Поэтому, по мнению Сергея Куюна, возврат 20-процентной ставки НДС на топливо очень рискован. Лучше потенциальный недобор по НДС компенсировать ставкой акциза, который государство всегда собирало гораздо лучше.
"Мы еще никогда не платили столько налогов, нет смысла рисковать", - цитирует автор одного из владельцев сети заправочных станций.
Многое о текущем состоянии налогового администрирования должны сказать результаты уплаты налога на прибыль во втором квартале 2022 года.
«Наполнение рынка производилось на фоне рекордных наценок не только на заправках, но и в группе. Это должно было хотя бы частично компенсировать потери бюджета от снижения акцизов и НДС», - резюмирует эксперт.
Напомним, ранее эксперты спрогнозировали цену на горючее после стремительного падения гривны.