Украина готовится вернуть отмененные в марте налоги на горючее. О том, как это повлияет на рынок горючего и возобновить ли платежи в бюджет без существенного повышения цен, говорится в материале директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна «Возврат налогов на топливо: как собрать и как не потерять».
По словам эксперта, чиновники хотят возобновить налогообложение и в то же время избежать роста цен на топливо.
"Потребности у нас безлимитные, до конца года необходимо 20 млрд долл., за счет акцизов мы не перекроемся в любом случае", - говорит на условиях анонимности один из топ-чиновников. Он акцентировал внимание на том, что для правительства также важны последствия возобновления налогов для населения.
Но как вернуть налоги и предотвратить повышение цен?, задается вопросом автор статьи.
«Мы хотим вернуть налоги в период падения мировых цен на энергоносители, чтобы избежать роста цен для конечных потребителей», — цитирует автор того же высокопоставленного чиновника.
По словам Сергея Куюна, в начале августа наступил именно такой момент. Цены на нефть провалились до 95 долл./барр. Именно это падение можно использовать для того, чтобы заложить государственный интерес без ценового стресса для потребителей.
По мнению автора, действенным шагом в решении непростой задачи сбалансирования интересов государства и потребителей является сбалансирование акцизов на бензин, дизтопливо, сжиженный газ (LPG).
«Еще задолго до войны в отраслевых кругах шла дискуссия о необходимости унифицировать или сблизить ставки. Тогда это в основном аргументировали необходимостью сбалансировать рынок, который мог дать большее количество бензина из внутренних источников, и, соответственно, уменьшить импорт как бензина, так и автогаза из России и Беларуси. Но война быстро уладила эти вопросы: сейчас у нас нет ни импорта из этих враждебных стран, ни внутренней нефтепереработки. Самое время для прагматичного подхода к обложению нефтепродуктов», - говорится в материале.
По словам эксперта, сегодня солидарность общества диктует простой принцип: все должны работать на бюджет все равно. Неважно, какое топливо используешь, за единицу энергии все должны платить одинаковый налог. Тем более, как показывают расчеты, речь идет не о космических цифрах.
«Возврат старых ставок, когда акциз на бензин вчетверо выше налога на сжиженный газ и вдвое — акциза на дизтопливо, будет толкать цены на бензин вверх, а его использование из-за повышенной налоговой составляющей будет падать. По-прежнему непонятно, почему потребитель бензина должен платить в четыре раза больше, чем на газ? Машины используются те же, задачи выполняются одинаковые - передвижение из точки А в точку Б», - отмечает автор.
Государство более десяти лет стимулировало низкими акцизами использование сжиженного газа в качестве резервного и альтернативного топлива. Это сработало: по доле потребления LPG на транспорте Украина занимает первое место в мире, а по объемам входит в пятерку мировых лидеров (правда, до войны).
В эффективности программы газификации все убедились в ходе недавнего кризиса на топливном рынке. Импорт сжиженного газа был налажен наиболее оперативно и спасал ситуацию, когда с поставками бензина возникли проблемы из-за дефицита в Европе и нехватки необходимого транспорта. Это преимущество украинского рынка необходимо обязательно сберечь.
Но, по мнению автора, сближение и даже унификация акцизов на автогаз и бензин позициям первого никак не угрожает.
«Если мы говорим о налогообложении единиц энергии, а не объема, нужно учесть, что калорийность газа меньше, то есть в литре газа меньше энергии, чем в литре бензина или дизтоплива (последние два вида топлива имеют почти одинаковую калорийность). Соответственно, акциз на литр газа должен быть меньше, а именно с коэффициентом 0,85 относительно бензина, заменителем которого автогаз фактически является», - отмечает Сергей Куюн.
Вспоминает автор и о «самом грязном» среди моторных топлив – дизель.
«Почему акциз на него вдвое меньше, чем на бензин, и вообще был очень низким со всех взглядов. Например, его в основном использует промышленность, у которой запас прочности гораздо больше, чем у частных потребителей. В тарифах на электричество и газ это учтено, а на моторные топлива фактически нет», - отмечает эксперт.
Следовательно, по расчетам автора, если ориентироваться на сохранение текущих розничных цен на бензин и дизтопливо, его обеспечит унифицированный акциз по ставке 100 евро за 1000 л (соответственно, 85 евро на сжиженный газ). Вырастет только цена на автогаз до 33,7 грн/л (27,5 грн/л на текущий момент). Прогнозируемое соотношение бензин/газ – 65,5%, что гарантирует сохранение эффективности его использования для потребителей. При этом ожидаемый объем бюджетных поступлений составит 3,3 млрд. грн. в месяц, или 42,3 млрд. грн. в год (с НДС 7%).
Чтобы выйти на прошлогодний «гривневый» показатель (85 млрд грн), нужно ориентироваться на унифицированную ставку на бензин и ДТ в размере 200 евро (170 евро на газ). При этом цена на бензин вырастет до 55 грн/л (51 грн в начале августа), а на ДТ удержится в пределах 58 грн/л (55 грн сейчас). Подорожает и газ, но сохранит предварительное эффективное соотношение с бензином», – отмечает эксперт.
По словам Сергея Куюна, если же ориентироваться на последние котировки бензина и ДТ на уровне 1000 долл./тонна, что на 15% ниже среднемесячных, взятых для вышеприведенных расчетов, то даже ставка 200 евро может пройти для потребителей незаметно. Но при дальнейшем снижении мировых цен.
Напомним, по данным исследования, украинцы сами сбили цену на горючее и АЗС уже готовы торговать по себестоимости.