БЮДЖЕТ-2000: ИСПЫТАНИЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

3 марта, 2000, 00:00 Распечатать

Нынешний затянувшийся бюджетный процесс преподнес регионам немало сюрпризов. Уже в который раз их оставили с носом...

Нынешний затянувшийся бюджетный процесс преподнес регионам немало сюрпризов. Уже в который раз их оставили с носом. От обещанного ранее (не менее 40% консолидированных доходов) мало что осталось. Во всяком случае, для Одесщины последний торг между регионами и правительством завершился серьезными потерями. После принятия госбюджета губернатор области скажет руководителям районов и мэрам городов, что премьер-министр Украины извинился перед регионами за несправедливый бюджет, пообещав, что они последний год в таком сложном положении. Но от этого не легче…

В самом начале бюджетного процесса, еще при старом правительстве, Одесской области установили объем бюджета в размере 1,2 млрд. грн., а уже при новом его скостили до 628 млн. и пообещали дотацию из госбюджета в размере 58,7 млн. Однако перед последним парламентским слушанием главного финансового документа расчетные цифры неожиданно изменились. Объем планируемого бюджета сократился до 594,2 млн. (из них 57 млн. — это специальный фонд, средства для которого будут формироваться в основном за счет внебюджетных поступлений и использоваться на конкретные цели), а дотация — до 25,9 млн.

Разумеется, метаморфозы несколько ошарашили даже видавших виды местных финансистов. Запланированный для области объем бюджета если и больше уровня прошлого года на 40,8 млн. грн, то уже в сравнении с фактом его выполнения меньше на 145 млн., а с учетом энергосубвенций — и на все 200 млн. Если же считать в долларовом эквиваленте, то произошло уменьшение к плану прошлого года на 33%, а к факту — на 54%. Правда, правительство пообещало области дополнительно в виде дотации еще 69,7 млн. грн. Но этих денег у государства нет: они должны появиться после того, как будет принят специальный пакет законопроектов.

На этом однако странности не заканчиваются. Помимо скудного бюджета правительство уготовило регионам сюрприз, который неминуемо столкнет лбами руководителей городов и районов. По-видимому, тут следует отдать должное мэрам, которые, в отличие от губернаторов, сумели для своих территорий и в это неблагоприятное время выжать максимум выгоды. В самый последний момент в законе о бюджете-2000 вдруг появилась статья о том, что в городах должно оставаться не менее 40% подоходного налога с граждан. Хотя раньше установление нормативов отчислений для городов было прерогативой области и района. В итоге в некоторых городах, по данным Одесского облфинуправления, доходы превысят расчетные потребности в расходах в два— три раза. А некоторые районные бюджеты формировать будет не из чего.

О бюджетном процессе и о том, как область справится с возникшими проблемами, мы беседуем с председателем Одесского облсовета Юрием КАЗАКОВЫМ.

— Область тихо возмущена тем, что досталось регионам, и еще пуще тем, что перепало ей самой от государственного пирога. Но в прошлом году было не меньше нареканий — Минфин урезал самые доходные статьи. И все же бюджет оказался с лихвой перевыполнен. Может быть, и в этом году не все так драматично?

— Вы знаете, когда нам говорят: «Область работает хорошо — заработает», я готов с этим согласиться. Расчет по сути правильный, но подход неверный. Нельзя делить бюджет по принципу: одному бублик, а другому — дырка от бублика. Тем более, если этот другой сам же бублики и производит. Одесская область при всех трудностях не только выполнила, но и перевыполнила доходную часть бюджета-99. Мы получили свыше 800 млн. гривен, хотя нам планировали 553 млн. И это, заметьте, живые деньги, только порядка 8% прошло в виде зачетов. А что в итоге?.. Это во- первых.

Во-вторых, речь ведь идет о том, что мы зарабатываем ресурсы, а нам их все время урезают. И чем выше наши показатели, тем хуже для нас. Была в свое время команда — максимально сократить расходы. Мы сократили, что могли. Дальше уже разрушение. Ведь мы сейчас бюджет проедаем: выплачиваем зарплату, гасим текущие платежи, но ничего не создаем, не строим и даже не ремонтируем, хотя все рушится. Нам говорят — необходимо создавать бюджет развития. Мы его можем создать, но только де-юре. Финансов для него все равно нет.

— Но в прошлом году область все же сумела выкроить часть средств на капстроительство, на развитие некоторых отраслей сельского хозяйства...

— Да, но в том-то и беда, что в этом году бюджет намного хуже. В абсолютных цифрах он почти такой же. Но нельзя не учитывать инфляцию, а в прошлом году она составила более 19%, да и соотношение доллара к гривне другое. И потом это всего лишь цифры. Главная проблема — не только в мизерном объеме бюджета, а в том, что наполнить его в этом году будет непросто. Государство забрало у областей налог на прибыль — для нас это минус 252 млн. грн., акцизный сбор — еще минус 25,5 млн. А что взамен? Подоходный налог с граждан. Это плюс 117,7 млн. То есть область автоматически лишилась свыше 157,8 млн. грн. И дотация из госбюджета эти потери не компенсирует.

Более того, с дотациями вообще ситуация странная. Одну нам урезали вдвое. Другую обещают, если парламент примет семь законопроектов. И если они заработают и в казну дополнительно поступят деньги, то тогда нам выделят 69 млн. грн. Если, если... А если нет? Мы сегодня уже приступили к формированию бюджета. И, конечно, вынуждены эту цифру вынести за скобки.

— Одесщине досталось меньше всех. Как вы думаете, чем можно объяснить такую нелюбовь Киева? Может быть, причина в самой области, вернее, в ее руководстве, которое, по-видимому, спокойно проглотило урезанный бюджетный минимум. Трудно поверить в то, что область узнала о расчетных цифрах, лишь когда госбюджет был уже принят.

— Я могу сказать одно. Когда Юлия Владимировна возглавляла бюджетный комитет, у нас была хоть какая-то надежда увидеть свет в конце туннеля. Наш бюджет после рассмотрения в комитете равнялся 1,2 млрд. грн. Затем от него осталось чуть больше половины — 638 млн. На последнем совещании в Кабмине, где присутствовали представители областей, в том числе и я, фигурировала именно эта цифра. Но в конечном варианте мы получили 537 млн. без учета средств спецфонда.

— Если говорить в целом о межбюджетных отношениях, то все регионы оказались в проигрыше. Отчисления им урезали, но... увеличили городам. Государство как бы защитило их от плохого бюджета, но этим самым еще больше ущемило сельские районы...

— Ситуация действительно непростая. Если городам, как сказано в законе, оставить не менее 40% подоходного налога, то мы не сможем сформировать районные бюджеты на уровне прошлого года. Зато Одесса, к примеру, получит дополнительно 65 млн.

— Судя по информации начальника облфинуправления, городам все же придется поделиться. Вопрос только в том, какой способ они предпочтут — добровольный или принудительный.

— Как альтернативный городам предложен еще один вариант решения проблемы. Забрать в свою коммунальную собственность расположенные на их территории объекты, которые в данный момент финансируются из областного или районного бюджетов. Таких объектов, к примеру, по Одессе свыше 60. Это театры, музеи, спортивные школы, санстанции... с объемом финансирования в 60 млн. грн. В Измаиле — 9 объектов с финансированием в 4 млн., в Котовске — 5...

— Как города отнеслись к этой идее?

— Если говорить об Одессе, то она скорее заинтересована принять те объекты, которые принесут ей выгоду, а не одну только головную боль. (То есть те объекты, которые можно продать или сдать в аренду. — Н.П.). Ведь 40% — это норматив, а не деньги, их городам предстоит еще заработать. И потом, передача объектов — процесс сложный и долгий. Тут важно не ошибиться, чтобы не наломать дров. Если это больницы, то в условиях бесплатного медицинского обслуживания мы их передавать пока не можем. Это ущемит интересы сельского населения. Так что, по большому счету, в нынешней ситуации такая механическая передача мало что меняет.

— Не скажите. Есть города, которые добиваются, чтобы им отдали то, что расположено на их территории. Рени, к примеру. Там даже городские школы почему-то находятся на балансе района, что создает немало сложностей. Да и Одесса до недавнего времени к этому стремилась…

— Таких городов и районов в нашей области единицы. Проблема на самом деле заключается в том, что все мы делим скудный пирог. И как бы мы его ни резали и кому ни предлагали, объем его будет таким же. Предложенный вариант — на самом деле самообман.

— Насколько мне известно, Юрий Петрович, эта была ваша идея с передачей объектов. Почему же сейчас столько возражений? И потом, насколько я поняла, речь идет о выборе способа, а не о немедленной передаче объектов.

— Да, это действительно была моя идея и я буду ее отстаивать. Хочу заметить, что этот процесс идет давно, немало объектов передано. На ближайшую сессию будет вынесено еще несколько. Но это надо делать постепенно. А вот что касается выбора способа сбалансированности бюджетов, то я уверен, что мы с городами решим этот вопрос полюбовно.

— Вы хотите сказать, что они будут перечислять свои «излишки» добровольно?

— Да, именно так.

— Хочется посмотреть на добровольцев. Спрашивается, зачем тогда надо было выпрашивать у государства для себя блага, чтобы с ними тут же расстаться. Или наши мэры в этом не участвовали?

— …

— Кстати, мэр Одессы уже не раз выражал свое недовольство по поводу того, что большинство районов (а они, за исключением одного, все дотационные) живут за счет налогов, собираемых на территории городов, не ломая голову на тем, как самим заработать. Между тем, эти самые районы выплачивают без задержки даже детские пособия, а Одесса никак не может выкарабкаться из долгов по зарплате. И Руслан Боделан, насколько мне известно, предложил создать согласительную комиссию и разобраться с бюджетной ситуацией в районах...

— Конечно, мы не должны ущемлять тех, кто зарабатывает. С моей точки зрения, им нужно помогать. Парадокс? Нет. Жизнь показала: когда помогаешь тем, кто плохо трудится, это напрасно потраченные ресурсы. Они их проедают и, как птенцы в гнезде, ждут новой порции. Поэтому доходную базу нужно сокращать именно таким. Не для того, чтобы окончательно вогнать в нищету, а чтобы пробудить понимание, что бесконечно долго жить за счет чужих средств нельзя. Одессе же, чья доля в бюджете области самая значительная, мы, конечно, будем вынуждены уступить часть средств.

— Областное руководство все время подчеркивает, что темпы прироста промышленного производства за прошлый год — 2,7%. Дескать, промышленность заработала. В то же время в проекте программы социально-экономического развития Одесской области на 2000 год заложено всего 0,7%. Я знаю, вы выразили свое несогласие по поводу этого. И все же каким образом при таких показателях область собирается наполнять бюджет?

— Что касается процентов прироста, то нужно к ним подходить более осторожно и взвешенно. Они не всегда отражают то, что за ними скрывается. А относительно показателей социально- экономического развития хочу заметить, что они обязательно будут изменены в сторону увеличения, в том числе и в промышленности. Это важно. И если мы их достигнем, то это, безусловно, даст возможность наполнить нашу казну. Как ни странно, солидным источником наполнения областного бюджета станет для нас хорошая работа по наполнению государственного. Правительство в этом году сказало регионам: перевыполните установленный Минфином план отчислений от общегосударственных налогов и сборов — получите больше. Иными словами, 50% сверхплановых поступлений Киев намерен отдавать регионам. Сегодня это единственный стимул, который оставило нам государство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно