Киев начинает передарбитражные консультации с ЕС из-за нарушения Польшей Соглашения об ассоциации - в части разрешений на грузовые перевозки, а Польша обвиняет в блокировании грузовых перевозок "Укрзализныцю". Об этом сообщают польские СМИ и издание "Европейская правда " со ссылкой на источники в правительстве.
Так, Украина решила подать передарбитражный запрос на консультации с Европейским Союзом в связи с введенными Польшей ограничениями для транспортировки товаров украинскими перевозчиками в ЕС.
Проблема заключается в том, что Польша ограничивает проезд украинских грузовиков с товарами, производимыми для экспорта – как к польским покупателям, так и транзитом в другие государства. Правительство Польши не выдает необходимое количество разрешений для украинских перевозчиков. В Мининфраструктуры оценивают убытки украинских экспортеров в сумму "около 500 млн. евро в прошлом году" и прогнозируют рост убытков в 2022 году.
В правительстве, несмотря на публичные оптимистические заявления, не слишком рассчитывают на мирное разрешение спора, ведь все предыдущие попытки убедить Польшу выполнить ее обязательства завершились ничем, и публичные предупреждения со стороны Украины также не оказали влияния на позицию Варшавы.
По словам Ольги Стефанишиной, нынешняя позиция Польши является "дискриминационной в отношении Украины, и не соответствует нормам Соглашения об ассоциации". Она отмечает, что нехватка разрешений на перевозку "становится проблемой в наших торговых отношениях, тормозя развитие нашего экспорта, а также сдерживает те иностранные компании, которые предпочли бы перенести свое производство в Украину".
В свою очередь, в Польше призвали "Укрзализныцю" прекратить блокировку грузовых перевозок. Польская железная дорога PKP ожидает немедленной отмены "Укрзализныцей" транспортных ограничений на транзит в Польшу железнодорожным транспортом. Об этом сообщили члены правления PKP SA, PKP Cargo и PKP Linie Hutnicza Szerokotorowa.
PKP напоминает, что с 30 ноября 2021 года УЗ ввела запрет на принятие к перевозке всех грузов, отправляемых в Польшу транзитом через Украину в Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Латвию, Литву, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Молдову и Эстонию.
В то же время, в перечне транспортных ограничений "Укрзализныця" объявила о полном запрете ввоза грузов в вагонах УЗ в Польшу с 1 января этого года. (перенесено на 20 января 2022 г.).
20 января ограничения вступят в силу, что, по оценкам PKP SA, еще больше ухудшит положение PKP Cargo и PKP LHS.
Напомним, о возможности перенесения дела в международный арбитраж украинские чиновники заявляли еще с 2019 года. Впрочем, долгое время Киев избегал этого шага. Не в последнюю очередь потому, что Варшава до сих пор шла на незначительные уступки Киеву, соглашаясь во второй половине года выдать дополнительные разрешения на перевозку вне квоты.
В прошлом году Украина впервые не получили от Польши никакого дополнительного разрешения. И если убытки Украины были оценены в 500 млн евро, то в этом году они будут намного больше, возможно, достигнут уровня 1 млрд евро.
В то же время, одна из причин проблемы с многокилометровыми очередями – типичной картины на украинской границе, в любом регионе, где есть граница со странами ЕС, заключается в недостаточной пропускной способности европейской границы в том числе со стороны Украины. Вторая причина – нерегулярный характер движения. Аномальные очереди могут формироваться из-за сезонных факторов (в определенные дни недели, месяца или времени года) или из-за изменения условий проезда. Читайте об этом в материале Павла Кравчука и Ирины Сушко - "Украинским грузовикам готовят новые правила пересечения границы".