Украинский экспорт в ЕС, осуществляемый в рамках Соглашения об ассоциации, искусственно ограничивается на границах со странами Европейского Союза. Об этом заявил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков во время встречи с послами стран G7.
"За последние 4 года, с момента заключения Соглашения об ассоциации, товарооборот между Украиной и Европейским Союзом увеличился более чем на 60%. С каждым годом этот показатель будет расти. В то же время сейчас мы чувствуем, что на наших границах из ЕС происходит искусственное ограничение украинского экспорта", – заявил Кубраков.
Он выразил надежду, что страны большой семерки посодействуют в проведении переговоров по данному вопросу.
"Мы рассчитываем на содействие в запуске переговорного процесса по либерализации международных автомобильных грузовых перевозок", - сказал министр.
По словам Кубракова, подобное решение поможет избежать торгового кризиса, уйти от политики ограничения и сдерживания, а также значительно расширить возможности сотрудничества между Украиной и странами G7.
Между тем, напомним, Всемирный банк и страны ЕС составили план строительства трансъевропейской транспортной сети TEN-T, который включает финансирование 39 инфраструктурных проектов в Украине на сумму 4,5 млрд евро.
Более того, 14 декабря 2021 г. Еврокомиссия объявила об обновлении стратегической сети маршрутов и цепочек поставки продукции в страны Евросоюза сети TEN-T.
В то же время, одна из причин проблемы с многокилометровыми очередями – типичной картины на украинской границе, в любом регионе, где есть граница со странами ЕС, заключается в недостаточной пропускной способности европейской границы в том числе со стороны Украины. Вторая причина – нерегулярный характер движения. Аномальные очереди могут формироваться из-за сезонных факторов (в определенные дни недели, месяца или времени года) или из-за изменения условий проезда. Читайте об этом в материале Павла Кравчука и Ирины Сушко - "Украинским грузовикам готовят новые правила пересечения границы".
Между тем экспорт из Украины в ЕС постоянно растет, как и движение грузовых автомобилей через границу. В пандемическом 2020 году, когда границы несколько месяцев были почти закрыты, а общее количество пересечений упало на наземной границе в два-три раза, движение грузовиков продолжало нарастать.
По данным польских пограничников, в 2020 году украино-польскую границу пересекли 812 тысяч грузовиков — на 8% больше, чем в 2019-м. В первом полугодии 2021 года рост составил 23% к аналогичному периоду 2020-го.