Бизнес снова на крючке Госпотребстандарта - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Бизнес снова на крючке Госпотребстандарта

4 апреля, 2008, 13:55 Распечатать

Казалось бы, ничего особенного: понедельник, 10:30, пресс-конференция в УНИАН со скучным названием «Р...

Казалось бы, ничего особенного: понедельник, 10:30, пресс-конференция в УНИАН со скучным названием «Реформа системы технического регулирования как важная предпосылка повышения уровня защиты потребителей и роста экономики». Как вдруг — информация о революции в Госпотребстандарте. Скорее, похожей на контрреволюцию. Ведь, судя по сказанному народным депутатом Ксенией Ляпиной, к власти в этой всесильной структуре снова вернулся ее бывший глава Леонид Школьник. Тот самый, которого на демократической волне оранжевой революции под давлением предпринимателей чудом удалось лишить тепленькой должности. Сделать это было непросто, некоторым активистам после этого даже пришлось давать показания в прокуратуре. Но результат того стоил — бизнес вздохнул с облегчением, уменьшилась частота бессмысленных проверок и неоправданных поборов, проводившихся, разумеется, исключительно для защиты потребителей. Растаяли как страшный сон тонны копий пресловутых сертификатов соответствия с обязательной голографической защитой и прочие инициативы деятельного председателя. Наконец появилась надежда, что на смену неэффективной архаичной придет стройная европейская система контроля качества продукции. Но не успели. Теперь приходится устраивать пресс-конференции, чтобы отбивать бумажные атаки г-на Школьника даже на законопроекты президента: №1363 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в отношении стандартизации и обязательной сертификации)» и №1365 «О рыночном надзоре».

Досоветовались

Спрашиваю у выступающего на пресс-конференции Вячеслава Быковца, генерального директора Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины: «Что произошло, почему Общественный совет (ОС), членом которого вы являетесь, торпедирует инициативы президента Украины, направленные на установление на рынке цивилизованных условий как для производителей, так и потребителей?» В ответ звучит: «Я уже не член ОС при Госпотребстандарте. Его разогнал сегодняшний председатель Госпотребстандарта, обвинив в коррупции предыдущий состав ОС, куда входили Союз предпринимателей, Конфедерация работодателей, ассоциации «Укрпиво» и «Укролія», Европейская бизнес-ассоциация, Американская торговая палата…»

Понятно, что-то здесь не так, ведь совет на то и общественный, чтобы быть независимым. Как в таком случае его можно разогнать? Но информация получила подтверждение. В приказе от 27.02.08 г., изданном нынешним главой Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики Ларисой Лосюк, сформулировано: «В связи с необеспечением прозрачного общественного контроля за деятельностью Госпотребстандарта, что привело к коррупции и взяточничеству руководства Госпотребстандарта в сфере деятельности Комитета, отсутствием надлежащего влияния общественности на неоспоримое выполнение Конституции, законов, … приказываю:

1. Положение об Об­щественном совете при Госпот­реб­стандарте, утвержденное приказом №28 от 28.01.08 г. отменить, а состав ОС расформировать».

Вот это да. Но ведь таким образом можно обвинить украинский народ в том, что он допустил коррупцию и взяточничество в органах государственной власти. И потом, ОС не является контролирующим органом. Это консультативно-совещательная структура для проведения консультаций с общественностью. Ее решения имеют рекомендательный характер. А состав, между прочим, утверждается на два года. Председатель тоже назначается на два года и с учетом мнения членов ОС. Как же глава Госпотребстандарта могла на свое усмотрение назначить нового главу ОС? Поэтому очень странно, что все так произошло. Тем более с формулировкой, больше похожей на решение суда, ведь только он имеет право признать вину и назначить меру наказания.

Школьник вернулся. Не пускает в ВТО?

Судя по настроениям в бизнес-кругах, масла в огонь подлил второй пункт приказа, которым на освободившееся место вдруг назначили Леонида Школьника. Его инициативы еще хорошо помнят: это и «концентрация огромных полномочий в одном органе, позволившие превратить Госпотребстандарт в инструмент давления на бизнес»; «умышленное создание коллизий в законодательных и нормативных актах с целью давления на бизнес»; «бессмысленная и затратная принудительная голографизация копий сертификатов соответствия»; «необоснованное ограничение срока пригодности украинского алкоголя», которое не отменяли, несмотря на соответствующее поручение Кабмина; «повальный контроль хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий», хотя достоверно было известно, что практически вся забракованная на рынке хлебопродукция приходилась на долю мини-хлебопекарен; «сложности и дороговизна процедур стандартизации и сертификации, при прохождении которых 22% предпринимателей отмечали, что у них требовали неофициальных платежей». (Это все цитаты из статьи «Сдать портфели!..» в «ЗН» №4 от 5.02.2005г. представителей бизнеса, которые готовы были выйти еще раз на улицы, лишь бы полностью очистить авгиевы конюшни власти от тех, кто еще вчера использовал государственную машину для поддержки «своего кандидата», а потом перекрасился в оранжевый цвет.)

Помнят и ассоциацию «Укринтерстандарт», вступив в которую (за 5% годового дохода плюс вступительный взнос) предприятие превращалось в полноправного партнера госструктуры и могло рассчитывать на совместное решение вопросов.

Еще один оригинальный способ борьбы за права потребителей — добровольное страхование ответственности производителя за качество продукции. Мало было сертифицировать продукцию, нужно было еще и застраховаться, причем не где попало… А взамен — освобождение от проверок, упрощенная сертификация (?) и дополнительные баллы при участии в конкурсе «100 лучших товаров», за участие в котором предприниматели платили за каждый вид продукции до 3 тыс. грн. на счет ГП «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества».

Где же результат? Нет, не размеры и количество штрафов, а качество продукции, за которую отчаянно борются, не считаясь с чужими затратами. Может, все-таки что-то не то с системой и ее нужно менять, а не подгонять жизнь под архаичную структуру?

Но вернемся к пресс-конференции.

За государственный счет

«Мы считали, что реформа сферы технического регулирования получит понимание и поддержку по крайней мере среди депутатов коалиции. Что для этого достаточно политической воли президента Украины, его законодательной инициативы во исполнение, кстати, его указа еще 2005 года «О мерах по усовершенствованию деятельности в сфере технического регулирования и потребительской политики», который предусматривал разработку соответствующих законопроектов. Иллюзии очень быстро рассеялись, — говорит народный депутат Ксения Ляпина. — Вместо профессионального обсуждения вопросов реформирования мы натолкнулись на организованное противодействие. Вот копия письма, которое рассылается председателем Общественного совета при Госпотребстандарте
г-ном Школьником. В нем — обращение к руководителям территориальных органов предприятий и учреждений Госпотребстандарта с просьбой довести до народных депутатов Украины, имеющих отношение к их территориям, информацию о том, что не подходят господину Школьнику эти два законопроекта президента. А информацию об отношении каждого народного депутата, представителей власти и общественности к проблеме, решаемой законопроектами, предоставить в Госпотребстандарт до 31 марта. Такая себе хорошо организованная державной структурой за государственный счет лоббистская кампания своих интересов».

Велосипед уже изобрели, можно садиться и ехать

Трудно себе представить, что же не нравится оппонентам реформы. Она повышает уровень защиты здоровья и интересов потребителей, но при этом не перегружает производителей товаров бесчисленными бессистемными, а порой и безответственными проверками. Ведь сегодня доходит до абсурда: продукцию по одним и тем же параметрам проверяют три различные структуры. А это не только время и нервы предпринимателя, но еще и цена продукции, в которую включаются расходы (неофициальные тоже) на бесполезные проверки в поисках «врагов народа».

Да и вступление в ВТО с такой извращенной «любовью» к потребителю обернется для отечественного малого и среднего бизнеса крахом. Ведь старая система опирается на советские стандарты, многие из которых безнадежно устарели и являются тормозом для развития. Бесчисленные нарушения, фиксируемые контролерами, это ее следствие, а не повод к репрессиям бизнес-структур. Система, где наличествует контроль ради контролера, которую защищают в Госпотребстандарте, противоречит базовым принципам ВТО и ЕС в отношении добровольного характера стандартов, приоритета международных стандартов перед отечественными, использования технических барьеров для торговли только в случае существования рисков для потребителей.

В конце концов Украина уже взяла на себя обязательства:

— обеспечить добровольность всех национальных и региональных стандартов, кроме определенных техническими регламентами, защищающих безопасность потребителя и окружающей среды;

— продолжить сокращение перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации;

— утвердить порядок, лишающий Госпотребстандарт права проводить проверки или сертификацию импортной пищевой продукции, которая должна проверяться и сертифицироваться санитарной и ветеринарной службами.

Контролеров заставят работать?

Как видно, Госпотребстандарт лишают его дублирующих функций, забирают возможность подвергать процедуре сертификации всего и вся. А законопроект №1365 еще и передает полномочия по определению перечня продукции, подлежащей сертификации, от Госпотребстандарта Кабмину. Кому же такое понравится? Ведь до сих пор одна и та же структура определяет перечень и она же его сертифицирует.

Зато теперь у госкомитета появится больше времени на разработку тех самых технических регламентов, от которых действительно зависит безопасность потребителей и которых до сих пор разработано с гулькин нос. Контролировать других и отдавать приказы, видно, легче, чем выполнять в срок конкретную работу.

P.S. Руководители ассоциаций и объединений, представляющих интересы тысяч субъектов хозяйствования, а также представительство Американской торговой палаты в Украине и Международная финансовая корпорация обратились в Госпотребстандарт с предложением отменить приказ №68-к от 28.02.2008 г., выданный с нарушением законодательства, и восстановить деятельность Общественного совета в предыдущем составе. Среди обращающихся — Союз предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий, Национальная ассоциация развития торговли и сервиса, ассоциации «Укроліяпром», «Укрпиво», «Укрвинпром», «Укртютюн», Ассоциация предприятий информационных технологий, Союз ювелиров, Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами.

Комментарии

Вячеслав Быковец, генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины

— Только внедрение директивы ЕС о низковольтном оборудовании лишит органы Госпотребстандарта до 60% доходов. Будет ли эта структура делать все от нее зависящее, чтобы внедрялась эта директива? Безусловно, нет. Поэтому и имеем сегодня такую ситуацию, когда внедренные технические регламенты можно пересчитать по пальцам.

Предприниматели поддерживают законопроекты президента, потому что они направлены на реформирование системы технического регулирования, которая сегодня тормозит предпринимательскую деятельность.

Геннадий Кузнецов, директор Лиги производителей пищевых продуктов

— Сегодня предприятие, производящее животное масло, проверяется сразу тремя контролирующими органами по тем же самым показателям. Если будет создана интегрированная система, этот контроль будет осуществляться один раз и предприниматель будет платить за это один раз.

Наталия Ясько, исполнительный директор Украинского центра международной интеграции

— Действующая система создает барьеры для участия украинского (прежде всего малого и среднего) бизнеса в международной торговле. Малые и средние предприятия Германии обеспечивают 70% объема международной торговли, украинские же — только 5% объемов экспорта и 12% импорта. Это результат той системы технического регулирования, которая у нас существует.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно