АПК: ОТ «УСКОРИТЬ» И «УГЛУБИТЬ» РЕЗУЛЬТАТ НЕ МЕНЯЕТСЯ

12 февраля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 12 февраля-19 февраля

«Ситуацию в агропромышленном комплексе стабилизировать не удалось», - столь неутешителен главный...

«Ситуацию в агропромышленном комплексе стабилизировать не удалось», - столь неутешителен главный итог (или, если хотите, констатация факта) Всеукраинского собрания работников сельского хозяйства, которое состоялось 9 февраля в Международном центре культуры и искусств.

Из года в год все ветви украинской власти принимают, а затем красочно живописуют меры по стабилизации ситуации в сельском хозяйстве страны. Однако валовое производство сельхозпродукции в 1998 году сократилось более чем на 8% по сравнению с 1997-м. И хотя за счет частного сектора удалось достигнуть небольшого роста по линии животноводства - на 2,3% по сравнению с 1997 годом, в растениеводстве производство продукции снизилось аж на 14%. Сегодня на селе убыточно практически все - за исключением производства зерна и подсолнечника.

88% сельхозпредприятий закончили прошлый год с убытками. Кредиторская задолженность предприятий превышает дебиторскую в пять раз, и разница между ними сегодня составляет более 10 млрд. грн. В результате украинские банки практически отказались от кредитования АПК, что связано и с убыточностью производства сельхозпродукции, и отсутствием надежных гарантий по защите инвестиций. Доля банковских кредитов в сельском хозяйстве в 1998 году составила меньше 2%, тогда как в 1990-м она составляла более 40%.

И только в перерабатывающей промышленности, по мнению руководства МинАПК, в целом удалось стабилизировать ситуацию: производство товарной продукции снизилось на 0,5% (тогда как в 1997 году сокращение составило 15% по отношению к 1996-му).

По мнению министра АПК Бориса Супиханова, долгожданная стабилизация в отрасли зависит от структурных изменений и ускоренного осуществления реформ. По его словам, действовать предстоит по многим направлениям: совершенствование отношений собственности, особенно земельных, и создание на основе этого юридически полноценных хозяйственных субъектов рыночного типа; максимально широкое использование аренды земли и имущества; внедрение экономических механизмов поддержания цен и доходов сельхозпроизводителей, а также эффективное регулирование аграрного рынка; отработка системы финансово-кредитного обеспечения АПК и введение ипотечного кредитования. Ну, в общем, мало чего нового предлагается, с той лишь разницей, что необходимо «ускорить и углубить все процессы».

Между прочим, по поводу ипотеки земли спикер Александр Ткаченко высказался однозначно: «Верховная Рада будет бороться против создания ипотеки земли в Украине». По его словам, это - очередная ловушка для крестьян и, если ее допустить, при нынешней ситуации на селе вся земля сельскохозяйственного назначения может оказаться в руках банков и, таким образом, крестьяне превратятся не в собственников, а в наемных рабочих на своей земле.

Впрочем, можно было и не сомневаться, что не все предлагаемое правительством и отдельными министерствами для преодоления кризиса в АПК, будет поддержано в парламенте. Разногласия в подходах, как ни прискорбно, могут только еще больше усугубить кризис. Но в то время, когда многие депутаты упорно противятся продвижению в стране рыночных реформ, не признают права на существование частного товарного сельхозпроизводства, Президент Украины в своем выступлении подчеркивает, что стабильность аграрной экономики возможна только при условии сосуществования и сотрудничества хозяйств и структур различных форм собственности. Как сказал Л.Кучма, необходимо заканчивать с достаточно прохладным отношением к частному сектору - приусадебным и фермерским хозяйствам, которые дают сегодня по многим видам сельскохозяйственной продукции более 60% общего их производства.

По мнению Президента, сегодня есть реальные, перспективные для всей экономики решения, и связаны они с введением налоговых каникул, применением новых механизмов использования НДС на животноводческую и другую сельхозпродукцию, переходом к фиксированному налогу, бюджетным финансированием селекционных программ, лизингового фонда, снижением цен на минудобрения, электроэнергию и железнодорожные тарифы.

По данным МинАПК, общая сумма поддержки сельхозпроизводителей в 1999 году в результате принятых законов и нормативных актов составит более 7 млрд. грн., в частности, уже завершена работа по списанию и реструктуризации налоговой задолженности в Пенсионный фонд по состоянию на 1.01.1998 года. Списано 600 млн. грн. и реструктуризировано еще 2,3 млрд. 5 февраля Верховная Рада приняла закон о проведении реструктуризации задолженности и частичном списании долгов для сельскохозяйственных товаропроизводителей по состоянию на 1.01.1999 года, сумма которых составляет более 530 млн. грн. Принятие закона о фиксированном сельскохозяйственном налоге и введение двухлетнего моратория на его применение облегчит жизнь селу на 1,4 млрд. грн.; реализация указа Президента об отмене НДС на сельхозпродукцию принесет селу еще в пределах 700 млн. грн., а продление действия закона, предусматривающего начисление дотаций на молоко и мясо, - 400 млн. грн. Вместе с тем, уже проведена работа по взаимозачету по объектам соцкультбыта (640 млн. грн.), а также по списанию и пролонгации долгов сельхозпредприятий за полученные в 1994-98 годах ресурсы.

Л.Кучма считает, что проблемы АПК нельзя отрывать от общей ситуации в государстве, а причины провала отрасли можно разделить на четыре основных блока: политический, правовой, экономический и организационный. Как отметил Президент Украины, в политическом аспекте - это отсутствие единого согласованного подхода к определяющим проблемам АПК. «Речь идет не о тактическом расхождении между политиками или партиями, - сказал Л.Кучма, - а о путях развития экономических отношений на селе и его перспективы. Позиции тех, кто сегодня определяет судьбу страны, часто противоположны, а отсюда половинчатость и непоследовательность, противоречие решений и действий, дезорганизация жизни и практической работы».

Что касается правового блока, Л.Кучма отметил недостаточную отработанность законодательно-правовой базы. А в экономическом - первую скрипку играют ценовая, налоговая и кредитная политики, требующие совершенствования и согласования с реальными нуждами АПК… Похоже, единственное, что у нас еще получается, - это организация представительных собраний по проблемам села.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно