А ВАЗ и ныне там. В режиме свободной торговли

1 апреля, 2005, 00:00 Распечатать

Отмена льгот и преференций отечественному автопрому поставила его перед жестким выбором — либо з...

Отмена льгот и преференций отечественному автопрому поставила его перед жестким выбором — либо законсервировать развитие отрасли до лучших времен, либо изыскивать «скрытые резервы», которые хоть в какой-то мере позволят адаптировать производство к новым условиям, минимизировать как отраслевые, так и государственные потери.

Слишком хорошо тоже плохо?

Приоритетность развития автомобилестроения как наукоемкой отрасли, позволяющей быстро окупить вложенные средства, оправдала себя во многих странах и в немалой степени способствовала их переходу в разряд высокоразвитых. Необходимость приоритетного развития этой отрасли до недавних пор признавалась и у нас. Принятие ряда законодательно-нормативных актов способствовало созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в отечественное автомобилестроение. Кабинетом министров были утверждены инвестиционные программы развития таких ведущих предприятий отрасли, как Запорожский, Луцкий и Львовский автомобилестроительные заводы и Кременчугский автосборочный.

Временное ослабление налогового давления и создание условий для привлечения инвестиций позволили увеличить выпуск автомобилей в 2004 году по сравнению с 2000-м в 5,6 раза, а долю отечественных транспортных средств на рынке Украины — до 56%. Только от ЗАО «ЗАЗ» и его предприятий-смежников в прошлом году государственный бюджет получил 1,17 млрд. грн. Всего же от деятельности автомобильного рынка согласно действующей на то время законодательной базе бюджет-04 получил 4 млрд. 971 млн. грн. (табл. 1).

Предполагалось, что благодаря реализации предприятиями инвестиционных обязательств к 2008 году будут созданы мощности по производству 380 тыс. легковых и 18 тыс. грузовых автомобилей, 8 тыс. автобусов. Ожидаемые объемы реализации автотранспортных средств, в соответствии с прогнозом развития автомобильного рынка, в 2008 году должны были составить 675 тыс. легковых, 65 тыс. грузовых автомобилей и 7,5 тыс. автобусов.

Таким образом, перспективы развития отечественного автомобилестроения для насыщения внутреннего рынка и развития экспортного потенциала страны были многообещающими. Однако недавние кардинальные изменения налоговой политики в этой отрасли поставили под сомнение все эти планы.

Брешь в защите размером
в 1,6 миллиарда гривен

Справедливости ради следует отметить, что наряду с отменой налоговых преференций предприятиям автомобилестроения Украины, правительство предусмотрело и некоторые компенсационные меры. Это 10-кратное уменьшение акцизных ставок на транспортные средства, 20-процентное увеличение ввозной пошлины на легковые, грузовые автомобили и автобусы, а также 5-процентное — на импорт узлов, агрегатов и комплектующих для промышленной сборки автомобильной техники.

Казалось бы, увеличение ввозной пошлины на импорт транспортных средств в некоторой степени защищает отечественных производителей. Однако действенность этой меры сводится к нулю «Соглашением между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о свободной торговле» от 24 июня 1993 года. В соответствии с ним транспортные средства российского производства поставляются в нашу страну вообще без уплаты ввозной пошлины. При таких условиях они теперь будут на 27% дешевле своих украинских аналогов. Можно ли ограничить угрожающую для отечественного автомобилестроения переориентацию автомобильного рынка Украины на продукцию Российской Федерации и создать условия для увеличения доли автомобилей украинского производства в общем объеме потребления в нашей стране? Вопрос далеко не праздный, учитывая, что его цена — сокращение поступлений в госбюджет на 1 млрд. 641 млн. грн. вследствие уменьшения объемов собственного производства и таможенных платежей от импорта (табл. 2).

Всем сестрам по серьгам

Самым логичным шагом украинского правительства в этом направлении, считают отечественные автомобилестроители, стала бы отмена режима свободной торговли с Российской Федерацией для автобусов, легковых и грузовых автомобилей. Только принятие соответствующего решения позволит в этой ситуации сохранить тенденцию 2000—2004 годов по увеличению объемов автомобильного производства в стране, заполнению существующих и созданию новых рабочих мест в украинской промышленности, повышению заработной платы работников отрасли.

Конечно же, главным побудительным мотивом к принятию такого постановления должно стать кардинальное изменение цен на импортируемые из Российской Федерации автомобили, и их аналоги, производимые в Украине, а также ожидаемое сокращение поступлений в бюджет.

Если из режима свободной торговли с Российской Федерацией исключить автомобили, то, согласно расчетам, поступления в государственный бюджет возрастут до 5 млрд. 961,8 млн. грн. (табл. 3).

Коль уж у правительства хватило решимости в очередной раз поколебать доверие отечественных производителей и их западных партнеров к постоянству нашего законодательства, что мешает ему пересмотреть свои обязательства и перед восточным соседом? Тому, конечно же, это очень не понравится, но ведь речь идет о национальных интересах.

Кстати, в минувший вторник российский премьер подписал постановление о снижении пошлин на автомобильные комплектующие для промышленной сборки. Теперь большинство из них будут ввозиться в РФ беспошлинно. Тем самым автомобилям отечественного производства он предпочел иномарки российской сборки. Российские автопроизводители пока сдержанно комментируют подписанный документ. А вот иностранные не скрывают радости, небезосновательно считая, что теперь возможностей для организации производства в России у них стало значительно больше.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно