С января текущего года закончилось действие льготы по операциям с программной продукцией, освобождаемым от налогообложения НДС, а дополнительным вызовом для ІТ-индустрии станет двойное налогообложение. Об этом сообщила член Комитета Аудиторской палаты Украины по налоговому и таможенному праву Наталья Куриленко, пишет Liga zakon.
Уже с января 2023 г. при поставке программной продукции предпринимателям придется:
- регистрироваться плательщиками НДС,
- начислять и уплачивать налог. 80-85% затрат на создание ІТ-продуктов – стоимость услуг ИТ-специалистов. Они включают заработную плату работников компании или услуги специалистов аутсорсинга, зарегистрированных как ФЛП.
В результате компании фактически не имеют налогового кредита по НДС и не могут снизить свои НДС-обязательства.
"Фактически это означает увеличение стоимости ІТ-услуг сразу на 20%, которое повлияет на резкое снижение конкурентоспособности украинского продукта", - отметила эксперт.
Некоторую надежду на положительное решение ситуации дает то, что налоговый Комитет Верховной Рады Украины прорабатывает Проект Закона Украины №7611 от 28.07.2022 «О внесении изменений в подраздел 2 раздела 20 „Переходные положения“ НКУ (о пролонгации особенностей налогообложения программной продукции)».
"Этим проектом предлагается продлить действие НДС-льготы до 1 января 2028 года", - отметила Наталья Куриленко.
Дополнительным вызовом для ІТ-индустрии 2023 станет двойное налогообложение.
"Часть ІТ-специалистов может остаться за границей Украины и изменит свой резидентский статус и соответственно страну уплаты налогов. Поскольку большинство из них останется зарегистрированным ФЛП, украинские налоговые органы будут пытаться обложить полученные доходы в Украине. Это приведет к двойному налогообложению и также может повлиять на развитие ІТ-бизнеса в Украине", - пояснила эксперт.
Напомним, к программной продукции, операции по поставке которой освобождены от налогообложения НДС, ранее относились:
- результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или обучающей компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов и доступа к ним;
- экземпляры (копии) компьютерных программ, их частей, компонентов в материальной и/или электронной форме, в том числе в форме кода (кодов) и/или ссылок для загрузки компьютерной программы и/или их частей, компонентов в форме кода (кодов) для активации компьютерной программы или в другой форме;
- любые изменения, обновления, приложения, дополнения и/или расширения функционала компьютерных программ, права на получение таких обновлений, изменений, приложений, дополнений в течение определенного периода времени;
- криптографические средства защиты.
В последние годы ІТ-индустрия стала одним из главных драйверов экономики Украины. В 2022 году почти половина доходов от экспорта услуг дала именно ІТ-отрасль. Рост ИТ-сектора обеспечили не в последнюю очередь благоприятные условия налогообложения. Они стали более конкурентоспособными по сравнению с другими странами.
Так, 86% ІТ-специалистов-ФЛП используют третью группу единого налога. Многие частные предприниматели перешли на уплату единого налога по льготной ставке 2%. Это фактически снизило стоимость этих услуг и заинтересовало инвесторов.
В то же время, несмотря на постоянные разговоры об изменении законодательства для ограничения хозяйственных отношений юридических лиц с ФЛП на едином налоге 3 группы, 2023 оставляет возможность работы ІТ-специалистов ФЛП на 3 группе и еще по ставке 2%. Следовательно, по сравнению с высокими ставками общей системы налогообложения на фонд заработной платы, как у нас в стране, так и за рубежом, у украинской системы налогообложения есть свои преимущества для развития ІТ-индустрии.
Напомним, как писала ZN.UA, руководитель университетской программы GlobalLogic Ukraine Евгений Сакало заявил о кадровом голоде в IT-сфере, назвал причины и объяснил, как с этим бороться. До войны, согласно исследованию BRDO, на IT-рынке ежегодно не хватало 20 тысяч новых специалистов. Читайте об этом в материале «Можно ли реформировать IT-образование отдельно от всего высшего образования?».