Нынче по крайней мере десять экологических факторов влияют на состояние нашего здоровья. К такому выводу пришли участники научно-практической конференции «Окружающая среда и здоровье: политика, механизмы реализации», проходившей в Институте гигиены и медицинской экологии АМН Украины. Экологи и медики в который раз убеждали общественность в том, что убытки от последствий экологического загрязнения и связанное с ним ухудшение состояния здоровья населения значительно превышают средства, необходимые для предупреждения этих отрицательных явлений.
Вот лишь отдельные из великого множества приведенных в ходе конференции фактов. Ныне на радиационно загрязненной территории проживает более миллиона детей и подростков. Из них здоровыми признаны только около 8%. Хронические формы заболеваний имеют 85% взрослых, облученных в детском возрасте.
— Уже 1900 детей прооперированы с диагнозом «рак щитовидной железы», — рассказывает председатель фонда «Спасение детей Украины от чернобыльской трагедии», кандидат биологических наук Наталья Преображенская. — У пострадавших от облучения появилось на свет более полумиллиона детей. Из них свыше 100 тыс. с недостатками развития.
Около 20% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками, — мутагены, несущие угрозу не только для нынешнего, но и следующих поколений. Сегодня в Украине нет ни одного промышленного города, где содержимое тех или иных загрязняющих веществ в воздухе не превышал бы предельно допустимых концентраций. Лишь 15% жителей городов проживают в условиях слабого загрязнения атмосферного воздуха, тогда как более половины — в условиях значительного.
Минэкоресурсов считает атмосферное загрязнение одной из важнейших экологических проблем Украины.
— Это фактор, непосредственно влияющий на каждого, — заметил «зеленый» министр. — Ведь если проблему питьевой воды можно в определенной мере решить, приобретя фильтр для ее очистки, то купить лучший, нежели у соседа, воздух невозможно.
Около 50% атмосферного загрязнения в больших городах Украины сегодня составляют автомобильные выбросы. По статистике, до 1990 года основными источниками загрязнения воздуха были промышленные предприятия. На протяжении последних лет соотношение выбросов промышленности и автотранспорта существенно изменилось в сторону последнего. Это объясняется двумя причинами: во-первых, уменьшились выбросы предприятий (в некоторых областях до 75%), во-вторых, резко возросло количество транспорта, преимущественно за счет подержанных легковушек. Даже за годы экономического кризиса (1990—1994 гг.) количество частного транспорта увеличилось в Украине на 130%. Сегодня только в Киеве насчитывается около 600 тыс. автомобилей.
Решение проблемы министр экоресурсов усматривает в усилении международного сотрудничества, ведь, по его словам, эта проблема выходит за национальные рамки. С.Курыкин заметил, что существуют два направления решения «воздушного» вопроса. Один из них — использование природоохранных процессов, развивающихся сейчас в Европе (в рамках одного из них — «Окружающая среда для Европы» — в 2003 году в Киеве состоится конференция министров охраны окружающей среды). Второй — гармонизация природоохранной политики на европейском уровне: сближение законодательной базы, критериев оценки состояния окружающей среды и состояния здоровья населения, а также мероприятия, направленные на их улучшение.
Кроме воздуха глубокую обеспокоенность медиков и экологов вызывает качество питьевой воды. По словам директора Института гигиены и медицинской экологии АМНУ Андрея Сердюка, на сегодня в Украине ни один водоем по гигиеничным требованиям не соответствует первому классу — только третьему(!). Тогда как для питья разрешается использовать (с последующей соответствующей технологической обработкой) только воду первой категории чистоты. В Украине таких водохранилищ уже просто не существует. И это при том условии, что качество воды у нас до сих пор определяется только по 28 показателям (загрязнителям), тогда как в мире их в несколько раз больше. Разумеется, что с переходом на европейские стандарты ситуация усугубится, ведь требования к качеству воды значительно возрастут. Ныне же, по результатам проведенных в институте исследований, каждая пятая проба воды не соответствует элементарнейшим требованиям (по микробиологическим показателям — каждая четвертая). В подобной жидкости медики регистрируют великое множество вредных возбудителей.
По данным ВООЗ, недоброкачественная вода является причиной половины всех инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Вероятно, для Украины этот показатель еще выше, считает А.Сердюк. По его мнению, экологическая безопасность в большой мере зависит от состояния воды. Но о какой безопасности можно говорить, когда, по официальным данным, в водоемы страны сбрасывается свыше 3,5 млрд. м3 сточных вод. Из них более 60% без какой бы то ни было (или недостаточной) очистки. И это только официальные данные, то есть вершина айсберга!
Поскольку состояние водопроводно-канализационного хозяйства не только не улучшилось, а, скорее, даже ухудшилось, можно ожидать вспышек опасных инфекций (как это было, например, в феврале с.г. в Одесской области, когда энтеритами переболело более двух тысяч человек).
Но на этом «букет» последствий антропогенного влияния человека на окружающую среду не исчерпывается. Многолетняя энергетическая сырьевая специализация и низкий технологический уровень промышленности Украины обусловили накопление гигантских объемов различных отходов. По официальным данным, общее количество накопленных на территории Украины токсичных отходов составляет около 4,2 млрд. тонн. Ежегодно этот «запас» пополняется на 50—60 млн. тонн...
«Зеленые» убеждены, что нельзя, как прежде, «к новому миру находить лишь индустриальные подходы». По их мнению, крайне необходимо трансформировать сознание общества по отношению к природе. Вместе с тем, по их мнению, нельзя решать глобальные проблемы человечества, такие, как уменьшение народонаселения, защита озонового слоя, уменьшение парникового эффекта, очищение воды и т.д., без так называемого мирового правительства.
А вот как каждый отдельный житель Украины может помочь в преодолении неблагоприятной экологической ситуации? Министр экологии решил продемонстрировать это на собственном примере. Недавно на одном из совещаний в Кабмине С.Курыкин заявил, что с целью уменьшения выбросов выхлопных газов намерен отказаться от служебного автомобиля и призвал коллег-министров поддержать его начинание. Впрочем, неизвестно, какой транспорт он теперь будет использовать. Быть может, гужевой?