Кто заинтересован в разрушении системы обращения с радиоактивными отходами в Украине?
Как заявил премьер-министр А.Яценюк в своем недавнем выступлении, Государственное агентство по управлению зоной отчуждения должно быть ликвидировано к 30-летию Чернобыльской трагедии, а его место должен занять Государственный концерн по работе с ядерными материалами.
В концерн должны войти все государственные предприятия и компании зоны отчуждения, которые будут работать со всеми ядерными материалами, в том числе и с отработанными ядерными отходами (ОЯО).
Предлагаемая реорганизация радикальным образом изменит сложившуюся в стране структуру управления обращением с радиоактивными отходами (РАО), механизмы финансирования этой деятельности. Это, в свою очередь, потребует коренного изменения ядерного законодательства в части распределения прав и обязанностей вовлеченных сторон, стратегического планирования, организации и финансирования указанной деятельности.
При этом, к сожалению, вне внимания премьер-министра остается тот факт, что в Украине уже на протяжении десяти лет выполняются международные проекты, направленные на разработку рекомендаций по этому кругу вопросов. Результаты их выполнения воплощены в законы Украины, функционируют в виде постановлений правительства.
В последнее десятилетие, благодаря усилиям ведущих европейских агентств по обращению с отходами и ведущих украинских экспертов (при финансировании работ Европейской Комиссией), в Украине были успешно выполнены несколько проектов в сфере обращения с РАО. Эти проекты позволили обеспечить весьма значительный прогресс в области организации в Украине экономически эффективного обращения с отходами и соответствующего стратегического планирования.
Об эффективности помощи Украине со стороны Евросоюза свидетельствует, к примеру, следующий факт. В 2006-2008 годах международный консорциум в составе DBE, (Германия, лидер консорциума), ANDRA (Франция), COVRA (Нидерланды) Enresa (Испания) SKB (Швеция) и UK NIREX (Великобритания) выполнил с привлечением украинских специалистов проект TACIS U04.03/04 "Разработка национальной стратегии и концепции для государственной программы обращения с РАО в Украине". Результатом проведенных в рамках данного проекта работ стало принятие или усовершенствование действующих ныне нормативно-правовых актов, гармонизированных с законодательством Евросоюза и нацеленных на создание в Украине европейской модели организации и финансирования деятельности по обращению с РАО.
В частности, по результатам этого проекта Кабинет министров Украины одобрил и принял к исполнению "Стратегию обращения с радиоактивными отходами в Украине" (19.08.2009 №990-р). Кроме того, в 2008г. были внесены изменения в ст.4 Закона Украины "Об обращении с радиоактивными отходами" (от 30.06.1995 №225/95-ВР), в соответствии с которыми производители радиоактивных отходов (в первую очередь - атомные электростанции) должны выделять средства в специальный фонд. Ресурсы этого фонда должны использоваться исключительно для финансирования Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами, утвержденной Законом Украины в 2008 г. (№516-VI).
Пересмотр гармонизированных с законодательством ЕС национальных нормативно-правовых актов фактически перечеркнет десятилетние финансовые и экспертные усилия Европейского Союза. Это может поставить под сомнение целесообразность и эффективность дальнейшего финансирования со стороны Еврокомиссии работ по усовершенствованию обращения с отходами в Украине.
Негативным последствием такой реорганизации может стать фактический отказ от рекомендуемых законодательством ЕС принципов финансирования деятельности по обращению с РАО. Такими принципами являются:
- организационно-финансовое разделение производителей РАО и тех, кто занимается их захоронением;
- накопление средств (как правило, путем создания специального фонда) за счет отчислений производителей РАО для последующего финансирования захоронения отходов;
- исключение нецелевого использования фонда;
- защита фонда от инфляции;
- управление фондом специальным советом, состоящим из независимых экспертов, а также из представителей организаций, наполняющих данный фонд, и общественности.
Реализация этих принципов была приостановлена по правительственной инициативе во времена президентства Януковича. Тогда в законодательство были внесены изменения, позволяющие использовать ресурсы фонда не по прямому их назначению. В результате в течение нескольких последних лет Общегосударственная целевая экологическая программа обращения с радиоактивными отходами выполняется в объеме 10-12% от запланированного. Часть важных заданий этой программы полностью заморожены. Это происходило во времена Януковича и продолжается до сих пор.
Казалось бы, первоочередной заботой нынешнего премьер-министра, яростного сторонника евроинтеграции, должно быть выявление и неотложное исправление неверных решений предыдущего правительства. Но вместо этого мы слышим о намерениях окончательно поломать ту систему обращения с радиоактивными отходами, которая с трудностями, но, в целом, успешно создается в Украине в течение ряда лет с финансовой помощью и при экспертной поддержке Европейского Союза.
Фактически создание Государственного концерна по работе с ядерными материалами (объединяющего производителей РАО и организации, которые занимаются их захоронением) создает еще более благоприятную ситуацию для нецелевого использования средств фонда и нарушает европейские принципы финансирования обращения с радиоактивными отходами.
Это станет одним из препятствий для евроинтеграции Украины. Тем более что подписав Объединенную конвенцию о безопасности обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами, Украина взяла на себя обязательства по обеспечению международно принятого уровня безопасности при обращении с РАО, что предполагает адекватное финансирование соответствующих работ.
В настоящее время упомянутый выше европейский консорциум с привлечением ведущих украинских экспертов из профильных организаций и Национальной академии наук продолжает работы по данному направлению и выполняет проект U.04.01/09-А "Помощь министерствам и организациям, ответственным за обращение с радиоактивными отходами в Украине".
Главная цель проекта заключается в повышении эффективности и устойчивости системы обращения со всеми РАО в Украине путем совершенствования ведомственной и организационной структуры и взаимодействия между центральными органами исполнительной власти и другими учреждениями, предприятиями и организациями, занятыми различными аспектами обращения с РАО.
Основные результаты, которые должны быть достигнуты проектом, включают разработку:
- концепции национальной системы управления деятельностью по обращению с радиоактивными отходами в Украине;
- мероприятий по развитию национальной организации по обращению с РАО;
- рекомендаций по улучшению государственной системы учета РАО;
- современной методологии оценки безопасности объектов по обращению с РАО;
- рекомендаций по совершенствованию системы подготовки кадров и повышению квалификации персонала в области обращения с РАО.
Предполагается, что проект будет завершен к середине 2016 года. Но уже сейчас в нем сделан ряд предварительных рекомендаций, важных для принятия решений по усовершенствованию обращения с РАО в Украине. Эти рекомендации относятся к:
- модели функционирования Национальной организации по обращению с радиоактивными отходами;
- совершенствованию механизмов финансирования Национальной организации по обращению с радиоактивными отходами;
- мерам по развитию возможностей и потенциала Национальной организации по обращению с радиоактивными отходами;
- организации эффективного взаимодействия с государственным органом управления в области обращения с РАО и другими учреждениями, предприятиями и организациями, участвующими в обращении с радиоактивными отходами;
- предложениям по разработке нормативных правовых актов в Украине (включая вопросы государственного управления фондом обращения с РАО);
- защите государственного фонда обращения с радиоактивными отходами от инфляции.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в Украине с помощью Еврокомиссии и европейских экспертов ведется обстоятельная комплексная многолетняя работа по усовершенствованию системы обращения с РАО, основанная на учете передового европейского опыта и украинской специфики. Возникает закономерный вопрос: если все затраченные усилия по созданию системы обращения с радиоактивными отходами в Украине европейского типа некоторым руководителям страны (и иже с ними) не нужны, то может быть пора отреагировать соответствующим образом депутатам, общественности и, наконец, президенту, которые, хочется надеяться, не на словах, а на деле придерживаются европейской модели развития страны?