Ассоциация украинских потребителей сообщила, что в конце октября текущего года подготовит предложения по законопроекту о маркировке. Предполагается дополнить существующие законы «О безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» и «О защите прав потребителей». По мнению Ассоциации, отечественная маркировка не выполняет свою основную функцию — информировать.
В Законе «Обеспечение безопасности продукции» имеется только определение неправильно оформленной этикетки. Закон трактует ее как продукцию, в которой нарушены требования к маркировке.
Неправительственная Украинская ассоциация потребителей при поддержке Министерства сельского хозяйства и экологии Нидерландов провела опрос, в котором участвовало больше тысячи покупателей из разных городов Украины. Целью исследования было узнать, считают ли потребители информацию на этикетке полезной для себя. Только треть опрошенных ответили утвердительно. 40% считают маркировку малополезной.
— Идея узаконить маркировку возникла еще в 1998 году, — говорит президент Ассоциации украинских потребителей Олег Самчишин. — Но серьезные исследования мы начали в начале этого года. Работаем совместно с Федерацией профсоюзов Украины, Всеукраинской организацией многодетных и Киевским молодежным центром «Мир потребителей».
— Я отношусь к числу тех, кто обеими руками за узаконенную маркировку, — говорит генеральный директор Союза товаропроизводителей Украины Олег Голенко. — Однако существует такое распространенное явление как, подделка штрих-кода. Это тоже следует учесть Украинской ассоциации производителей при разработке норм к маркировке.
Известно, что существует белая, серая и черная система производства. В отличие от белой, учтенной, во второй производитель старается уйти от уплаты налогов, скрывая часть своей продукции. Черная система производства — подделка. Это удел «пиратов». Их действия способны в отдельных случаях «убить» брэнд.
— Производители, которые дорожат брэндом, — считает Олег Голенко, — не будут против новой маркировки. Им не придется переплачивать и предоставлять больше места на этикетке для информации о продукте. Ведь маркировка — это механизм, позволяющий минимизировать учет при продаже. Все производители выиграют, если мы поставим во главе не маркировку ради маркировки, а механизм защиты потребителя от некачественной продукции.
Нужно провести круглый стол, на котором производители, реализаторы и компании-разработчики примут механизм, обеспечивающий при минимальных затратах максимальную защиту потребителей. Кроме того, маркировка позволит налоговой администрации отследить, насколько субъект предпринимательской деятельности придерживается легальности производства, сколько у него зарегистрированной и сколько левой продукции.
Возраст маркировки — больше пяти тысяч лет. Свое летоисчисление она начинает с Египта. Первые надписи появились на сосудах. Это были кувшины с вытесненным на нем именем царствующего фараона. Встречались также метки владельцев, дата изготовления и даже надписи сборщиков налогов. Вот только о содержимом ничего не говорилось. И только в середине II тысячелетия до н. э. информация, содержащаяся в маркировке винных кувшинов, разрослась почти до объемов, характерных для современной винной этикетки. Там говорилось о месте сбора винограда вина, его сорте, вкусе (кислое, сладкое), возрасте и месте производства. Маркировка облегчала продажу и перевозку, ведь все сосуды были непрозрачные, одинаковой формы — без маркировки понять, что внутри, можно было, лишь открыв сосуд и попробовав содержимое. На Руси использовали тавро. Причем за некачественный товар наказывали очень сурово.