АГРОТУРИЗМ — БИЗНЕС С ЭКЗОТИКОЙ

27 сентября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 39, 27 сентября-4 октября 1996г.
Отправить
Отправить

В недавно широко разрекламированной программе развития туризма в Украине немало говорилось о том, что без инвестиций в эту отрасль ее ждут не лучшие времена...

В недавно широко разрекламированной программе развития туризма в Украине немало говорилось о том, что без инвестиций в эту отрасль ее ждут не лучшие времена. В связи с этим делался акцент на строительство 4-5-звездочных отелей, на разворачивании других достаточно дорогостоящих проектов. Слов нет - все это чрезвычайно необходимо. Удивляет другое - нигде и слова не было сказано о развитии агротуризма, а это равносильно тому, как если бы мы, стремясь развить автомобилестроение, взялись за освоение «мерседесов», напрочь забыв о народном автомобиле.

Проведение отпуска в деревне у нас издавна было одним из распространенных видов отдыха. Даже наши дачные поселки, садово-огородные кооперативы, дома в деревне служат попыткой развить эту идею. Но затем вошли в моду поездки «на юга», а нынче в Грецию, Испанию и другие теплые страны. Все это как-то заслонило привлекательность провинциального отдыха. И зря!..

Этот вид отдыха еще известен в Европе под названием эко- или агротуризма. Неожиданно агротуризм становится чем-то вроде последнего крика моды, который привлекает миллионы европейцев с весьма устойчивым достатком. Сейчас все большее число людей предпочитает патриархальное спокойствие, первозданность, экологическую чистоту стандартизированной суете и пестроте фешенебельного курорта. Не здесь ли лежит та золотая жила, которая способна обогатить наших бизнесменов, занимающихся туризмом?

Во всяком случае Австрия, Словакия, Германия, Чехия, Польша интенсивно наращивают свои мощности по приему экотуристов. Достаточно сказать, что в одной Австрии до 10 процентов крестьянских усадеб предоставляют услуги по размещению и питанию туристов. В общей сложности это составляет до 30 миллионов мест! Причем четверть их ориентирована на зарубежных гостей. Если вспомнить, что природные условия Карпат очень близки к условиям соседних туристски ориентированных стран, и с экологией во многих районах у нас лучше, и сохранились прекрасные памятники древней архитектуры, этнографии, весьма развита туристская инфраструктура, то можно ожидать, что именно здесь, в первую очередь, будут развернуты оазисы экотуризма.

Не менее интересные места есть повсюду в Украине - на Полтавщине, в Полесье, Крыму. Знакомый орнитолог рассказал мне, что этим летом он плыл в лодке по Припяти с английским коллегой. Вдруг река будто бы остановилась и превратилась в сплошной ковер кувшинок. Дальше плыть было нельзя, пока из соседнего села не пришли люди и не прорубили с помощью какого-то водного комбайна ход в этих зарослях. Англичанин был в восторге. Он не предполагал, что в центре Европы возможна такая первозданная природа.

Однако, перечисляя наши преимущества, не мешает помнить, что даже в экотуризме комфорт является совершенно необходимой деталью. В этом мог убедиться каждый, кто побывал, к примеру, в семейных мини-отелях на Балатоне или Адриатическом побережье. Помню, я как-то попал в гости к югославскому капитану (это было лет десять назад), который на собранные во время капитанства средства построил возле Дубровника настоящий дворец в три этажа. Еще в двух подземных этажах был оборудован бар и гараж на три машины. Из особняка вел путь к морю с собственным пляжем. Имелась также конюшня с несколькими лошадьми для прогулок верхом и в коляске. Это был самый богатый особняк в приморской деревне, но зато хозяин не имел проблем с клиентами - у него постоянно гостили западные немцы из тех, что побогаче.

Не менее интересный пример ощущения коммерческой перспективы я наблюдал в Тейзендорфе (Бавария). Здесь хозяин местной фермы в 30 гектаров быстро понял, что с таким количеством земли ему ничего не светит после вступления Германии в Общий рынок. Он тут же переориентировал свою ферму на прием агротуристов: перестроил водяную мельницу в экзотическое кафе, собрал в сарае довольно богатую коллекцию весьма древней сельхозтехники, наконец, соорудил прудик, в котором живут все представители местной водной флоры и фауны. Так вскоре малоприбыльная ферма превратилась в процветающую туристическую гостиницу, которая кормила постояльцев экологически чистыми продуктами с фермы. Приезжающие отовсюду немцы, голландцы, шведы находят здесь достаточно разнообразный ассортимент услуг.

Если приведенные примеры вас вдохновили на подвиги и у вас появилось несколько свежих идей, не забудьте, что готовясь к приему зарубежных гостей, не мешает отремонтировать помещения, позаботиться о достаточно современных бытовых условиях. Кстати, не забудьте, что ваши соседи обладают набором замечательных качеств и умений, поэтому постарайтесь привлечь их, чтобы порадовать вашего гостя дегустацией домашних вин, пива, кваса, соков, наконец, чистой родниковой воды. Не забывайте, что для гостей, к примеру из Канады, экзотикой может стать творог и сметана, а вареники с творогом или вишнями покажутся экзотикой выше крыши. Не бойтесь экспериментировать. Моим знакомым как-то пришлось угощать американских друзей телятиной с хреном. Американцам очень понравилось, и они стали спрашивать, что это такое острое? Не зная перевода слова «хрен», изобретательные киевляне объяснили им популярно, что это своеобразный украинский жень-шень. Прошел месяц после этой встречи, они уже забыли об этом эпизоде, но приехали новые американцы и по телефону попросили объяснить, где они могут купить... украинский жень-шень.

Нередко, пытаясь удивить иностранцев, мы действуем по принципу что «у нас небоскребы выше, а машины быстрее» и проигрываем в этом. Но сейчас, когда техногенный мир стал реальностью, люди поворачиваются к натуральным ценностям и здесь нам есть что показать. Сохранили многое, о чем более цивилизованные могут только мечтать. Здесь уместно учесть, сколько украинцев живет за границей Украины и любые успехи альма матер (вспомните недавнюю реакцию диаспоры на победы украинских спортсменов в Атланте) приведут к мощным потокам украинских туристов со всего света, которые захотят познакомиться с историческими корнями, с бытом и жизнью коренных украинцев, будут искать школы в Украине для своих детей с хорошим преподаванием украинского языка и прочее, и прочее.

«Деревенский туризм - малая отрасль сельского хозяйства», - так считают уже во многих европейских странах. Это направление деятельности, которое позволяет включить в дело массы населения, живущего в провинции и сохранить при этом местный колорит, обычаи, культуру. Достоинством агротуризма является и то, что он не ориентирован на одновременное привлечение крупных кредитов. Он способен развиваться постепенно, опираясь на раздробленные местные средства, привлекая небольшие инвестиции из самых разных источников. Это бизнес, для которого австрийские предприниматели взяли лозунг: «Головой в облаках, но ногами на земле!»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК