ЗВЕЗДНОЕ НЕБО ДАНИЛА ЛИДЕРА

16 мая, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск №19, 16 мая-23 мая

Восьмого мая 1997 г. творческая интеллигенция Украины чествовала художника театра Данила Лидера по случаю его восьмидесятилетия...

Восьмого мая 1997 г. творческая интеллигенция Украины чествовала художника театра Данила Лидера по случаю его восьмидесятилетия. Яркая личность XX столетия, художник-реформатор театрально-декорационного искусства, подлинный философ поставангардного творчества, Д.Лидер, вероятно, не случайно родился в один день с Буддой - в день Белого Лотоса. Образ мастера рифмуется с мыслями Лао-цзы «О настоящих людях»: «Они управляют внутренним, не внешним... Они понимают основы с помощью духа. Видя развитие событий, они придерживаются источника. Они сосредотачиваются на внутреннем и рассматривают бедствие и удачу в единстве».

В глухие 50-70-е годы подцензурного существования культуры, когда все пропускалось сквозь жернова советской нормативности, а инакомыслию было отказано в праве на жизнь, уже тогда Д. Лидер противопоставил застылости динамику. Смысловой закрепленности предпочел становящийся, пребывающий в движении образ. Так родилась «действенная сценография».

Художники-единомышленники Д.Лидера - Д. Боровский, М.Китаев, И.Блумберг, Г.Гуния и другие «шестидесятники», а также их ученики взорвали бетон догматизма, обратились к об-разам многозначным, иносказательным, незавершенным, что тогда было крайним вольнодумством. Тридцать лет, что прошли с той поры, доказали жизнеспособность действенно-метафорической декорации. Она воплотила прозрения Б.Пастернака по поводу системы мышления в XX веке. «Метафоризм, - писал поэт, - естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями...»

Творческое мышление Д.Лидера синтезирует типичный для европейца абстрактно-логический способ отыскания образа с присущим восточному разуму интуитивно-эвристическим опытом в нахождении решений. Холодный опыт ума в союзе с незамутненно детской интуитивностью - одна из загадок личности Д.Лидера. Это дуализм редкостного качества. Замечательно, что мужская сила логики, математическая взвешенность и конструктивность идей служат лишь подспорьем поэтическому озарению. Его, Д.Лидера, мужское сознательное, как у истинного даосиста, подчинено женскому бессознательному. Художник охотно присоединится к К.Юнгу, писавшему: «Иногда мне кажется, будто я вбираю в себя пространство и окружающие меня вещи. Я живу в каждом дереве, в плеске волн... - в каждом существе. ...Здесь все имеет свою историю - и это моя история. Здесь несут в себе ту простоту, которая так трудно дается человеку».

В сценических работах Д.Лидера есть поэтические приемы тропа-метафоры, сравнения, метонимии. Они - сердцевина образного мышления художника. Замечательно также и то, что намного раньше, чем основоположник теории трансавангарда - итальянский искусствовед Акилле Бонито Олива, Д.Лидер осознал слом антропоцентрической, рациональной модели мировосприятия. Художник понял - утопия гармонии (ренессансной, классицистической или советской) отошла в историю. Тогда же пришел интерес к идеям контрапункта, незавершенного, многозначного образа. Была осмыслена причина «коллажного мышления», присущая человеку конца ХХ столетия.

Понятно, почему Д.Лидер был труден для осознания теми, кто понимал искусство как отражение действительности, да еще «с точки зрения миросозерцания марксизма». А эти всегда были у руля. Отсюда - жизненная драма Д.Лидера, познавшего горечь несостоявшихся спектаклей, «сталинский курорт-зону», а позже - непонимание в театрах и вузах Украины, прискорбное умалчивание масштаба его личности. Однако к жизни претензий не было никогда, была работа, радость творчества и воспитания трех поколений единомышленников. Вечером восьмого мая они все были под куполом Республиканского планетария. Это был «вечер-подарок» великому художнику, вечер-импровизация, когда на сцену поднимался каждый, кто не мог молчать: тут были народные артисты, министры, студенты, прозревшие чиновники от культуры и, конечно, благодарные ученики мастера.

Эта идея принадлежит Р.Недашковской. Актриса вместе с Р.Балаяном весьма искусно провели действо, режиссура которого созидалась тут же, самим залом по законам «действенной сценографии». Суть ее неустанно поясняет Д.Лидер: «Сценография - это кодовая система. Это методология. Это действительное вживание в предлагаемые обстоятельства пьесы, роли. Личностное вживание, не разумом, не головой».

Несколько театральных и концертных залов готовы были принять в этот вечер юбиляра и его гостей, но выбор пал на зал планетария, и понятно почему. Именно на фоне звездного космоса, созданного Д.Лидером на сцене Украинского драматического театра имени И. Франко, на фоне Млечного Пути вот уже более чем двести раз молочник Тевье из Анатовки (Б.Ступка) начинает свой крестный путь. В мириадах звезд, зажженных сценографом, герой Шолом-Алейхема ищет свою звезду, обращает слова почтения к Богу, ему же докучает недоуменными вопросами. Двести раз открывался занавес, двести раз бездонная чаша небосклона приковывала наши взоры,чувства, рождала благодарность к мастерам, что так гениально просто, с неотвратимой убедительностью вели нас вместе с Тевье по его Виа Долороза.

На этот раз в планетарии звезды зажгли ученики мастера в его честь. Художник, как Бог, ему дано творить не картины - миры. За шесть десятков лет профессиональной работы создано много. Д.Лидер проникает в микро- и макрокосм человеческого сознания. «Так случилось, что я построил свой код на сцене: мир бесконечно мал и бесконечно велик. Так была построена структура пространства», - говорит автор. При этом маэстро остается чужд какой-либо патетики. Масштаб его личности - человеческий. Это составляет особую прелесть частного общения с мастером. Будучи «властителем дум», Д. Лидер нисколько не озабочен этой ролью. Ему «надобно только мысль разрешить» (выражение Ф.Достоевского). Художник - воплощенная сущность интеллигента, «которым, - по меткому наблюдению Д.Лихачева, - нельзя притвориться, можно только быть». Родовой признак личности Д.Лидера - в малом видеть значительное: в студенте - будущего мастера, в робком движении души - огромную возможность становления. Именно потому из его творческой лаборатории, что существовала в 70-е годы, а главное - из его мастерской в Киевском художественном институте вышло так много одаренных сценографов: В.Карашевский, М.Левитская, И.Несмеянов, Л.Беспальчая, В.Рыданых, С.Каштелянчук, А.Бурлин и другие, всех не перечесть. Во всем мире их знают как «школу Лидера».

«Правда и суть сокрыты в малом, - повторяет Д.Лидер. - Велико всегда малое. Если бы меня спросил Понтий Пилат «что есть истина?», я бы знал, что ему ответить. ...Истина - в обращении к малым формам бытия как к корневой системе». Как нельзя более точно эта концепция воплотилась в 1971 г. в сценографии к «Королю Лиру» У.Шекспира на сцене Малого театра в Москве. Не было здесь ни средневековой архитектуры, ни покоев короля - только подвижные геометрические формы, работавшие по принципу выдвижного объектива в старинном фотоаппарате. Это было иносказание. Оно, по убеждению художника, - «единственное и вечное явление, питающее культуру народа». Декораций не поняли даже занятые в спектакле актеры. Время прояснило их пророческий смысл: малый порок - начало великой драмы. Декорация работала как некая надличностная сила, выталкивая Лира из пространства его жизни.

Прозрение пришло слишком поздно.

Метафоры, намеки, знаки - они так будоражат сознание зрителя, заставляют домысливать, фантазировать, становиться соучастниками действа, творческий метод Д.Лидера построен по формуле: «отыскание проблемы, выявление конфликта, нахождение формы, фактуры, материала - создание многозначного, незавершенного образа. Он откроется в процессе актерской игры - в «действенной режиссуре» спектакля». Как-то в начале 70-х годов Лидер сказал: «Конфликт есть тело сценографии. В Москве почему-то отменили «действенную сценографию». Нельзя отменить то, что заложено в Космогонии, в Боговидении».

Еще в конце 60-х годов

Д. Лидер противопоставил «действенную сценографию» бытописательной декорации, обозначавшей лишь место события. «Эстетическая революция» была свершена. Принципы мастера усвоены и развиты его учениками как рабочий метод не только в Украине, но в России, Грузии, Прибалтике.

Понадобилось более двадцати лет, чтобы «официальная эстетика» оказалась способной осознать динамику и глубину нового творческого метода. Сам маэстро, глубоко понимая суть конфликта, отнесся к прискорбному отставанию неповоротливого догматизма философски. «Конфликт, - замечает художник, - лежит в пространстве, предшествующем тексту пьесы. Ищи конфликт, - настаивает Д.Лидер, - находи ему форму воплощения, и ты сумеешь отвоевать еще одну тайну бытия».

Вдумайтесь в это откровение. Оно стоило мыслителю всего опыта его жизни. Вслед за Пабло Пикассо повторите: «Качество художника зависит от качества прошлого опыта, который он несет в себе». Если Д.Лидер в 80 лет творчески молод, как это было в случае Микеланджело, Тициана, Пикассо, Шагала, он способен прогнозировать будущее, и не только в театре. Д. Лидер убежден, что «один из самых сильных, самых мощных импульсов, поводов поумнеть - это понять сценографию, постичь ее законы».

Если бы Киев был Афинами эпохи Перикла, полагаю, Данила Лидера не только нижайше попросили бы построить и украсить Храм, но и быть государственным советником. Ведь интеллигенту-бессребренику нет нужды суетиться в кулуарах власти, а следуя своей природе, «надобно мысль разрешить».

Мастер и мыслитель Д.Лидер дает современникам ариаднину нить, пример чести, преданности делу. Вот почему под звездным куполом планетария, на сцене, где среди декораций в море цветов, возложенных к ногам нового Дон Кихота, не умолкали взволнованные признания в любви к маэстро. Вот почему глазастый амфитеатр изливал волны нежного восторга. Простите за старомодность фразы, но это было именно так. Вот почему на черном небосклоне неспешно проплывала планета Д.Лидера, а на зрителей, счастливых как в детстве, как в сказке о Маленьком принце, как в счастливом сне падали звезды.

Летних, теплых ночей, звездопада, высокого неба вам, Мастер.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно