ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ ЧЕРКАССКОЙ ФИЛАРМОНИИ

4 января, 2002, 00:00 Распечатать

Есть в Черкассах знаменитый бетонный забор, разукрашенный талантливыми детскими рисунками. Этот «фиговый листок» стыдливо прикрывает некогда достопримечательное строение — здание Черкасской филармонии...

Есть в Черкассах знаменитый бетонный забор, разукрашенный талантливыми детскими рисунками. Этот «фиговый листок» стыдливо прикрывает некогда достопримечательное строение — здание Черкасской филармонии. Специалисты утверждают, что по акустическим данным зал филармонии занимает третье место в Украине, то есть находится в одном ряду с прославленными оперными театрами! Правильнее сказать, находился. Потому что лет пятнадцать
назад, во времена «перестройки» филармонию тихо прикрыли на ремонт. Прикрыть-то прикрыли, но открывать никто не спешит: окончание ремонта скрыто в туманном будущем. В городе растет уже второе «новое» поколение, понятия не имеющее о том, что такое настоящий концерт классической музыки, симфонический оркестр. И в результате уровень культуры в Черкассах таков, что, как мог бы сказать незабвенный Венечка Ерофеев, подрастающая смена, еще не зная, отчего умер Пушкин, уже точно знает, в каком месте «на Седова» купить ширку. «На Седова» — это один из черкасских базарчиков.

Справедливости ради надо отметить, что за первые годы реконструкции филармонии сделано было немало. Во всяком случае, с улицы мы видим новый кирпичный фасад, который, впрочем, без завершенной отделки смотрится, как руины Грозного, видим новую металлическую крышу (это 5 тыс. кв. м), видим новую пристройку. А внутри есть уже и мраморные лестницы, и хрустальные люстры, и отлично отремонтированные помещения. Но вот уже седьмой год строительство «заморожено». За это время, как горожане заметили, вокруг и около пооткрывалось несметное количество банков, отделанных мрамором и цветным гранитом, неприлично роскошных ресторанов и магазинов. Однако все это, как в народе говорят, «не для людей».

Антонас Петраускас, директор Черкасской филармонии: «В бюджет области время от времени закладываются суммы на реконструкцию филармонии, но потом их снимают. Более того, генподрядчик готов был работать и в долг. Но когда долг превысил 600 тысяч, все работы свернулись, начались судебные тяжбы.

Мы шесть лет не можем рассчитаться за выполненные работы! Скоро уж нужно будет ремонтировать то, что было сделано в первые годы. Творческая основа филармонии — Черкасский народный хор, трио «Вербена» и ансамбль «Росава». Ни в одной филармонии Украины нет такого количества заслуженных и народных артистов, как у нас. Когда-то мы давали по 1200 концертов в год. Сейчас — 400. Нас приглашают и в Киев, выступаем во дворце «Украина», но ждут нас и в селах, и отдаленных райцентрах области. Нужно видеть, как там люди истосковались по общению с «живыми» артистами такого уровня, какие работают у нас. Люди буквально со слезами расстаются с ними. У нас хотели бы работать многие артисты: Черкасский хор в рекламе не нуждается. Но из-за финансового положения — приходят, поработают и увольняются. Кто может себе позволить работать за 120 грн.? Трудно живется коллективу филармонии. Люди уезжают на Запад — в США, в Австрию. Там ценят наши таланты. Вот сейчас даже баяны не на что отремонтировать. А звуковая аппаратура — такой уж и в сельских клубах не пользуются. Нет у нас и нормального транспорта. Но мы ездим и выступаем в клубах, которые не отапливаются. Это ведь тоже проблема — холодные клубы! Артист, выступая в холодном помещении, может и голос потерять. А что такое для него потерять голос?! Настоящая трагедия. Во время поездок артист проводит большую часть своего времени в транспорте. Это его дом. Поэтому транспорт должен быть комфортным. Но ничего этого у нас нет. Мне говорят: «Заробляйте самі». Такое меня убивает!.. Эти чиновники очень далеки от искусства. Надо определенно сказать, ни в одной стране мира профессиональное народное и классическое искусство не являются коммерческими предприятиями. Такие коллективы — национальное достояние! Коллективы народного творчества всюду спонсируются государством. А у нас те, кто больше всех кричал о возрождении, кто сумел в свое время вырядиться в вышиванку и шаровары, этого не понимают. Некоторые из них уж и скинули те шаровары, костюм европейский надели».

Зиновий Юрович, директор Черкасского народного хора: «Года два назад был очень неприятный случай. Нас пригласили выступить в театре перед ветеранами. Был День людей пожилого возраста, который отмечали 7 ноября. Деньги устроители перечислили за концерт заранее. И вдруг команда «сверху»: «Отменить концерт! Там коммунисты!!» Что значит «коммунисты»? Это пожилые люди, которые нас ждут! Это наши отцы. Как можно было так по-хамски поступить? «Сверху» на нас давили, давили на директора филармонии, грозили. Заявили вдруг, что мы все «красные». Это просто смешно. И концерт состоялся. Потом у филармонии начались неприятности, зарплату задерживали, директора пытались уволить. Но коллектив встал на его защиту. Мы устояли.

Леонид Трофименко, художественный руководитель филармонии и Черкасского народного хора: «А в этом году у нас были «знаковые» концерты. Выступали несколько раз во дворце «Украина» в Киевском оперном; трио «Вербена» выступало в Украинском доме в Москве... Нас знают и помнят, без нас не обходятся. Было приглашение в Испанию, но из-за финансовых трудностей поездка не состоялась. По той же причине у нас намного уменьшилось количество поездок по области. А люди имеют право слышать свою народную песню. Это такое же право человека, как и все остальные права. Что будет с ребенком, который потерял связь с маминой песней?»

* * *

Недавно Черкасская филармония выступлением артистов Кировоградской филармонии в помещении Черкасского областного театра открыла свой 47-й концертный сезон. Открыла. Звучит несколько странно. Но концерт получился отличный! И программа тонко составлена, и костюмы у артистов яркие, запоминающиеся, и аппаратура, и свет... Оказывается, это ответный визит. За две недели до этого коллективы Черкасской филармонии выступали в Кировограде... Мы всегда с готовностью ориентируемся на Европу с Америкой, присматриваясь, а как там решаются те или иные вопросы в области политического строительства, экономического развития и культурно-идеологического обеспечения. Но в нашем случае вспоминать о том, что, например, в США 1200 симфонических оркестров (на Украине — с десяток), что почти в любом европейском городке есть оперный театр (а то и два) — некорректно. Как некорректно, видимо, Черкассам ориентироваться на Киев — город древней святости и город слияния современных денежных ручейков и речек. От Черкасс далеки как древняя его святость, так и его нынешние финансовые возможности. Поэтому нам и вспоминать нечего о «всенародной» реконструкции дворца «Украина». Но вот присмотреться, как обстоят дела у наших соседей — в Кировоградской области — вполне уместно. Так вот, в нынешнем году в Кировограде всего за пять месяцев умудрились провести реконструкцию здания филармонии, которому почти 100 лет. До революции 17-го там был конный манеж, потом какая-то засолочная база, а в 1953-м строение приспособили под филармонию. Теперь провели очередную реконструкцию — и здание филармонии стало как сказка! Сценическое оборудование — современное, интерьеры — евроремонт, фасад — красавец. Как это им удалось в наше-то время?

Николай Кравченко, директор Кировоградской филармонии: «Инициатива исходила лично от нашего губернатора. Я говорю так, как было, не заискивая перед начальством. Он часто бывает на наших концертах, интересуется и любит искусство. Губернатор пригласил к себе банкиров и предпринимателей. Были, я знаю, и те, кто отказался. Теперь ведь особо не надавишь, не поставишь по стойке «смирно», как при прежнем режиме. Каждое помещение филармонии было закреплено за учреждениями, которые захотели оказать спонсорскую помощь искусству. Что интересно, пока шла реконструкция, губернатор все время держал всех в напряжении. Звонил мне даже и в шесть утра, когда я еще спал. Однажды, это было во время наводнения, он летел на вертолете в затопленные районы и позвонил мне: «С пивзавода обещали пять тонн цемента. Привезли?». Меня это поразило.

Вот так и рождаются, подумал я (О.С.), легенды. Летит человек на вертолете — воображение дорисовывает сверкающие молнии и хлещущий дождь, — внизу затопленное село, люди на крышах сидят, проклиная все на свете, а руководитель помнит и о культуре, потому что рано или поздно человека «из мерзости жизни» непременно нужно перенести в уютный зал, где выступают люди в красивых костюмах, сотворяя искусство. Что, в Черкассах этого не понимают? Видимо, не понимают, считая, что городу за глаза хватает зала дворца «Дружбы народов» и театрального зала. Но дело в том, что если зал «Дружбы» и пригоден для какого-нибудь Киркора Филиппова, то для полноценного гастрольного балетного или оперного спектакля — не годится. Это во-вторых. А в-первых: у таких прославленных и необходимых области коллективов, как Черкасский хор и трио «Вербена», все-таки должна быть своя сцена.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно