Живое слово народной песни

6 августа, 2010, 14:54 Распечатать

Здравомыслие делового человека состоит в том, чтобы все его начинания или, как принято сейчас выражаться, проекты, приносили прибыль...

Здравомыслие делового человека состоит в том, чтобы все его начинания или, как принято сейчас выражаться, проекты, приносили прибыль. Если исходить из этого постулата, то сборник украинских народных песен с нотами «Пісенний вінок» (К.: Криниця. Видання 1-ше: 2005; 2-ге: 2007; 3-тє: 2009) увидел свет вопреки здравому смыслу. А ведь убеждали «знающие люди» его составителя Андрея Михалко, к которым он обратился с предложением издать собранные им народные песни, отказаться от такой затеи, очень аргументированно убеждали: и что в стране выходит великое множество песенников так называемого карманного формата, с которыми непросто конкурировать. И что подобные издания по преимуществу убыточны, а на его книгу, задуманную, к тому же, как подарочная, не будет спроса. И что народные песни сейчас далеко не столь популярны, как когда-то — старики, мол, поют все реже, а у молодежи теперь иные хиты…

Следует признать, что все это, к сожалению, горькая правда. Но Андрей Яковлевич твердил лишь одно:

— Эта книга — мой личный долг перед дедами и прадедами, родителями, детьми и внуками. Она должна быть обязательно издана!

И настоял на своем. Мало того, вышло в свет уже третье издание. Да еще и существенно дополненное. Если первое содержало 234 песни, а второе — 328, то в издание 2009 года вошли 582 песни с нотными записями мелодий.

Чем объяснить такую настойчивость? Ведь Андрей Михалко не литератор, не литературовед, не журналист. Профессия у него, хотя и уважаемая, но вполне земная — строитель. После окончания в 1959 году строительного техникума в г. Остер Черниговской области, работал мастером на стройках Киевщины. Продолжив учебу в Киевском инженерно-строительном институте, вырос до главного инженера, а затем и руководителя РСУ сначала Дарницкого, потом Днепровского районов столицы. Сейчас у него собственное дело: заслуженный строитель Украины Андрей Яковлевич Михалко возглавляет совет учредителей ООО «Ремонтник», организованного им в 1988 году. Современное офисное помещение этого предприятия высится в Деснянском районе Киева.

Как видим, послужной список составителя сборника не дает ответа на поставленный вопрос. Но ведь не бывает следствия без причины. И чтобы ее найти, очевидно, следует расширить круг поисков.

Андрею Михалко, родившемуся 22 июня 1940 года, не суждено было увидеть отца. На то время Яков Акимович служил в Ленинградском военном округе. Воевал в финской кампании 1940 года. А ровно через год после рождения сына началась Великая Отечественная война. На полях ее сражений он и погиб в 1944 году вместе с братом жены Петром Бойправом, так как оба были членами одного танкового экипажа. А за год до этого все близкие родственники воина, остававшиеся на оккупированной территории, в том числе и трехлетний сын Андрей, были вывезены в Германию на принудительные работы. Три года чужеземной неволи, наконец долгожданное освобождение и возвращение в родные края, где их ждало сожженное немцами село и жизнь со всей родней в коровнике. Лишь в 1948 году мать Анна Никитична смогла соорудить крохотную, в одну комнатушку, крытую соломой хижину для себя и сына. Вот таким было в буквальном смысле босоногое детство Андрея Яковлевича. Настолько в буквальном, что когда в 1947 году настало время учиться в школе, посещение занятий пришлось прекратить с наступлением первых заморозков — не на что было купить первокласснику хоть какую-то обувь.

Для нашего народа, веками терпящего неволю и тяжкие лишения, наиболее доступным средством утешения и сохранения стойкости духа всегда была песня. Отсюда — разнообразие и неповторимость украинских народных песен, их душевность и очарование. В них, как писал Николай Гоголь, «народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях».

Так уж сложилась судьба, что с самого раннего детства Андрей Михалко слышал эти жалобы, выраженные в песнях его родными и близкими. Это была боль невольников в чужой далекой Германии, боль земляков, превозмогающих послевоенную разруху. Ему же, малолетнему и беспомощному, оставалось только слушать. Чем тогда он мог ее облегчить?

Думаю, теперь понятно, о каком долге говорил Андрей Яковлевич, настаивая на издании подготовленного им сборника. Многие годы, помимо основной своей деятельности, Андрей Яковлевич терпеливо и настойчиво сплетал венок из народных песен, знакомых с раннего детства и услышанных во взрослой жизни, тщательно добиваясь гармонии всех цветов и оттенков сердечных переживаний — радости и грусти, воспоминаний и грез, разочарований и надежд, веселья и героизма, трагичности и иронии.

То, что в современных реалиях эта многолетняя работа не превратилась в сизифов труд, — несомненная заслуга издательства «Криниця», во главе которого стоят Леонид Андриевский — директор издательства, народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Т.Шевченко, Татьяна Майданович — главный редактор, писательница, член Национального союза писателей Украины и Виктория Андриевская — главный художник, искусствовед, график и живописец. За время своей деятельности («Криниця» основана в 1998 году) издательством выпущено более ста книг различного направления. Здесь художественная, научно-популярная, духовная и справочная литература, книги по истории и теории искусства, истории Украины, альбомы и пр. Почетное место среди них традиционно принадлежит Шевченкиане. Это и отдельные издания, и разделы или страницы почти во всех выпущенных книгах. Вся эта продукция достойно презентует миру культурные достижения Украины, свидетельствуя о высоком профессиональном уровне творческого коллектива издательства.

Традиция издания сборников украинских народных песен в Украине и за ее пределами насчитывает около двух столетий. Важно, что среди ее продолжателей не только известные ученые, но и немало фольклористов, влюбленных в народное творчество, но не имеющих специального образования. К ним, безусловно, относится и Андрей Михалко, которому, в отличие от других, удалось осуществить подбор песен, отображающих мировосприятие и предпочтения украинца-патриота в омуте современных политических и духовных противоречий. Это особенно ценно в сложившейся ныне ситуации, когда, с одной стороны, экспансия так называемой массовой культуры направляется на разрушение традиционных культурных ценностей, а с другой — в обществе активно насаждается псевдоукраинская, замешанная на квазипатриотизме, культура. Почему это происходит? Ответ можно найти у того же Николая Гоголя, который писал: «Русская заунывная музыка выражает… забвение жизни: она стремится уйти от нее и заглушить вседневные нужды и заботы; но в малороссийских песнях она слилась с жизнью: звуки ее так живы, что, кажется, не звучат, а говорят, — говорят словами, выговаривают речи, и каждое слово этой яркой речи проходит душу».

Заставить замолчать такую песню, возвести вокруг нее кольцо блокады — первостепенная задача тех, кто последовательно и настойчиво препятствует национальному единению народа, его свободе и национальному возрождению, утверждению общечеловеческих идеалов духовности и справедливости. Их немало не только за пределами Украины, но и внутри нее. Поэтому каждый прорыв этой блокады, а одним из них, безусловно, является создание «Пісенного вінка», — очередная победа истинных патриотов, чей патриотизм измеряется не суммой ежегодного личного дохода, а чувством долга перед ушедшими и ответственности перед будущими поколениями своих земляков.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно