Владислав Шерешевский: "Ну, я же не Лобода! Не поеду в Москву ни за какие коврижки"

2 июня, 2017, 18:27 Распечатать Выпуск №21, 3 июня-9 июня

Выставка известного украинского художника Владислава Шерешевского "Наследие 13-17" открылась в Музее истории Киева. Представлены работы, созданные в период 2013—2017 гг. Экспозиция стала продолжением проекта Kyїv art school. 

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Выставка известного украинского художника Владислава Шерешевского "Наследие 13-17" открылась в Музее истории Киева. Представлены работы, созданные в период 2013—2017 гг. Экспозиция стала продолжением проекта Kyїv art school. 

В работах Шерешевского арт-критики и просто ценители улавливают "особый" стиль талантливого художинка, в котором — гротеск, комизм, человеческая психология в разных ее проявлениях. Художник выступает эдаким "психотерапевтом", рассматривающий множество пограничных состояний и процессов как в обществе в целом, так и в отдельных индивидуумах в частности. 

Стиль живописи Шерешевского — классический, это отнюдь не абстракция. Каждая его картина "сдобрена" фирменным юмором. Здесь сочетание визуального искусства и литературной основы. К примеру, подписи к картинам Шерешевского органично дополняют сами полотна, в результате получается слаженный художественный "тандем". 

Некоторые явления нашей жизни в его работах вроде умышленно "обесцениваются", некоторые, наоборот, — возвеличиваются, укрупняются. 

Например, его картина "Еврібаді": беззубые старики хлебают из жестяных мисок. Художник говорит: "Это чтоб мы не забывали, что и нас ждет "счастливая" старость!" 

Его картина "Мамо, риби хочете?" — тяжкая женская доля. "Я случайно сделал фото двух женщин на Привозе. А потом создал эту работу. Это мама и дочь, хотя грань возраста уже стерта после стольких лет продажи рыбы… на Привозе".

Недавняя его работа — "Міша, приїхали!": маленький мальчик с желто-голубой ленточкой верхом на игрушечном медведе стягивает поводком его горло. "Я написал эту картину, когда Украине дали безвиз. Очень актуально, поскольку таким образом мы, наконец, слазим с "того самого" мишки". 

123
Василий Артюшенко, ZN.UA

У художника есть серия портретов, где эмоциональные состояния разных людей чередуются-переливаются: радостное—нерадостное. 

Еще одна его картина — "Sexтінець": красивая женщина с котом. "А вот здесь у меня два популярнейших персонажа в FB — котики и мадонны. Ну, пусть мадонны не у нас, а в католическом мире! Но тем не менее, мы же в Европу стремимся. Это же игра. Игра художника, который хочет нравиться".

Его картина "Машина времени" — пожилые люди… И тут же дети верхом на свинках — "Їзда". Дети несколько растеряны: непонятно, что их ждет впереди. 

Его большое полотно "Київ вечірній": красивая тихая ночь над Днепром, крепкая девушка крутится на пилоне. (Девушки и природа — наши основные ценности.) 

В его новой экспозиции также крымская тема: "Батьку, не стріляйте!" Художник говорит: "Ведь мы же не сопротивлялись, когда у нас забирали Крым! Может, кто-то и хотел стрелять, так ему не дали". 

"Ночь перед Рождеством" — роженица и колдующие над ней акушеры. Дескать, Рождество — кто-то в этот день рождается, кто-то умирает. 

"Картину "Восточная медицина" я написал в 2014 году, — говорит художник. — Здесь Сальвадор Дали и луганский рабочий класс: они беззубые! Еще и европейцу Дали удаляют зуб! 

Это прообраз того, что вот не все хотят Украину в Европе. Кстати, эту и ряд других работ я создал на основе ряда произведений голландцев XVI—
XVII веков. Я был тогда в Голландии, именно в Гааге. И меня поразили жанровые работы небольшого формата. Кстати, именно голландцы первыми уменьшили формат полотен, чтобы их удобнее было перевозить. Темы их работ — это сцены жизни социального дна, и выписаны они очень качественно…"

123
Василий Артюшенко, ZN.UA

А картину под названием "В контакте" написана в прошлом году. Сегодня она стала "актуальной". 

В принципе можно легко отрешиться и от названий работ, от очень удачных подписей к ним — и отойти на несколько шагов, чтобы просто получать наслаждение от талантливой живописи.

***

— Владислав, два года назад в одном из интервью вы говорили: "Либо ты ватник, либо человек". В 2017-м этот фразеологизм претерпел какие-либо изменения? 

— Да, это было слишком категорично сказано, ведь среди "ватников" тоже встречаются люди, которых буквально за недели две можно полностью перековать. Причем легко! 

— Вот молодой художник Роман Минин недавно сообщил нашей газете, что якобы в "Украине нет арт-рынка" как такового. Согласны с этим мнением? 

— Да откуда этому рынку взяться? Дело в том, что у нас хороших художников больше, чем нужно для такой бедной страны. Сказывается сильная школа еще с советских времен. 

С нашим уровнем мастерства можно смело выходить на Запад, что успешные люди и делают. 

123
Василий Артюшенко, ZN.UA

Показатель, что арт-рынок в стране есть, — это когда хорошая картина стоит дорого. Потому что художнику нужно рисовать дальше. 

Сейчас разница в ценах между маститым художником и только что закончившим академию — не очень большая. 

Какой же это арт-рынок? Но его и не должно здесь быть, как не должно быть ЧМ по футболу, как не стало ЧМ по баскетболу и по хоккею. 

Театр, слава Богу, еще как-то живет, потому что все лучшее стекается в Киев. Вот и писатели будут писать, как и художники рисовать, независимо от того, платят им деньги или нет. 

— В условиях войны и конфронтации с РФ вы потеряли много покупателей своих произведений? 

— Я был к этому готов. У меня в Москве были очень хорошие покупатели и коллекционеры. Но они, еще до конфронтации, начали потихоньку эмигрировать в Лондон. Им уже тогда выкручивали руки. А теперь? Ну, я же не Лобода! Не поеду в Москву ни за какие коврижки. 

— В разное время ваши картины выставлялись в США, Польше, Италии, других странах. Есть сейчас международные проекты?

— Сейчас таких проектов нет. В основном выставляюсь в Украине. Тем более, есть работы, находящие отклик в ментальности наших людей. Словом, у тех, кто "в теме". Мы, более-менее успешные украинские художники, можем стоять наравне с бедными западными малоизвестными. Имею в виду ценовую составляющую творчества. 

Когда я был молод, то на все соглашался, легко отдавал свои работы даже на некоторые сомнительные западные выставки. А сейчас лучше буду жить спокойно. 

— У каких известных украинцев есть ваши работы в коллекциях? 

— Многие. Можно сказать, почти все. У прокурора, у президента. Вот только у Януковича не было ни одной моей работы. Так сложилось, видимо. Тут я не дотягиваю. 

— Много ли произведений сейчас создаете под конкретные заказы?

— Сейчас уже нет, а в прошлом было много заказных работ. Очень известные люди заказывали мне свои портреты. Иногда в стиле Ван Гога. 

— А какие ваши собственные творческие предпочтения? 

— Вот полтора года как увлекся примитивным направлением в истории искусств. Из классиков обожаю Вермеера и Рембрандта. Одно время нравился Ван Гог. Теперь очень тяготею к творчеству Хаима Сутина. 

123
Василий Артюшенко, ZN.UA

Комменатрий

— Проект Kyїv art school посвящен 100-летию Национальной Академии искусств, основанной в
1917 году, — говорит куратор проекта Дмитрий Струк. — В этом году совместно с музеем Истории Киева мы предложили сделать серию выставок известных киевских художников. Площадкой для нашего проекта стал именно этот музей. Кстати, это единственный музей, построенный за время Независимой Украины. Цель проекта — провести серию ретроспективных выставок знаковых киевских художников, которые получили профессиональное творческое образование в Киеве. В рамках проекта каждый художник презентует в фонд музея одну из своих картин. Тем самым пополняем фонд музея работами, созданными в Киеве киевскими художниками киевской школы на рубеже тысячелетий. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно