«Украинский Микеланджело»: скользкая дорога в Лувр

21 сентября, 2012, 13:16 Распечатать Выпуск №33, 21 сентября-28 сентября

Впервые на столь высоком уровне искусство Украины будет представлено, пожалуй, в главном музейном пространстве мира. Однако… В самый разгар подготовки проекта возникли скандальные обстоятельства.

С 21 ноября 2012-го по февраль 2013-го включительно в Лувре пройдет историческая для Украины выставка. Это экспозиция некоторых лучших и уцелевших произведений Иоанна Георга Пинзеля, «украинского Микеланджело» (как назвал его Борис Возницкий). 

Выставка в Лувре — прецедент. Впервые на столь высоком уровне искусство Украины будет представлено, пожалуй, в главном музейном пространстве мира. В Париже предполагается экспонировать 28 скульптур Пинзеля — из Тернополя, Ивано-Франковска, но основа — из музея Пинзеля во Львове. 

Однако… В самый разгар подготовки проекта возникли скандальные обстоятельства. «Хранители сокровищ» (местные священники и жители) — в Бучаче и Рукомише (на Тернопольщине) — стали «на защиту» произведений гениального мастера, опасаясь потерять их навсегда. Как это уже бывало в недавние исторические эпохи. 

Что стоит за «народными волнениями»? Есть ли риск срыва луврской выставки? Какие гарантии возвращения шедевров обратно в Украину? На эти вопросы ZN.UA ответили во Львовской национальной галерее искусств и в Министерстве культуры Украины. 

* * *

Жизнь и творчество Иоанна Георга Пинзеля сплошная загадка. Год его рождения неведом. А годом смерти некоторые специалисты считают 1761-й. Как известно, во второй половине XVIII века Пинзель творил во Львове, Ходовичах, Монастыриске, Бучаче. Каким-то чудом время пощадило отдельные его шедевры. Среди таковых монументальные скульптуры; деревянные фигуры в боковых алтарях костела в Монастыриске; Годовицкий алтарь для костела святого Мартина во Львове; фигуры на барельефах церкви святой Покровы в Бучаче; обрамление костела и церкви в Городке, etc. 

 

Огромный вклад для спасения и сохранения произведений Пинзеля внес лично Борис Возницкий. В составе разных экспедиций в советские годы он собирал шедевры мастера буквально по крохам, защищая их от воинствующих атеистов. Благодаря Возницкому найдены десятки работ мастера, прежде выброшенных на свалки или распиленных на куски. 

Большое собрание произведений Пинзеля находится во Львовской галерее искусств, которая организовала отдельный музей работ скульптора. Именно эта институция является соорганизатором первой выставки работ Пинзеля в Лувре. 

Основой проекта должна была стать скульптура святого Онуфрия из храма в его честь в селе Рукомиш на Тернопольщине. Но местный священник и местные жители восприняли в штыки саму идею перевоза Святого Онуфрия. В настоящее время скульптура упрятана населением — неизвестно где… Народ опасается, что если символическая для них святыня будет изъята из сельского храма, то впоследствии она туда не вернется. Люди апеллируют к недавнему прошлому, когда в конце 80-х в Бучаче уже взяли некоторые работы Пинзеля (Царские врата плюс шестнадцать каменных скульптур из бучацкой ратуши) — во Львов (якобы на реставрацию, а затем на выставку), и обратно они уже не вернулись. Не помогли даже воззвания к прокуратуре. И до сих пор, кстати, те утерянные (или похищенные) работы найти не удается. 

Тем не менее после визита министра культуры М.Кулиняка в Бучач некоторые спорные вопросы утрясли — и в Лувре все-таки будут представлены Дьяконские ворота из церкви Святой Покровы, являющиеся собственностью Тернопольского художественного музея. 

— На днях я был в Бучаче, и священник местной церкви пошел нам навстречу, дав согласие для экспонирования в Лувре Дьяконских ворот работы мастера Пинзеля, — разъясняет ситуацию специально для ZN.UA главный хранитель фондов Львовской национальной галереи искусств Игорь ХОМИН. — Мы объяснили людям, что Лувр обязательно вернет эти бесценные экспонаты в Украину, что все задокументировано на должном уровне. Многие люди находятся в активном информационном поле и часто разные новости не сулят им ничего оптимистического. Вот и возникает недоверие — не только к властям, но даже к культурным институциям. Слава Богу, удалось достигнуть компромисса. Дьяконские ворота Пинзеля уже реставрируются, приводятся в экспозиционный вид. 

— В селе Рукомиш на Тернопольщине более напряженная ситуация. Люди до сих пор не соглашаются на экспонирование скульптуры Святого Онуфрия в Лувре… Почему, на ваш взгляд?

— Лично я не был в церкви села Рукомиш на Тернопольщине. Но знаю, что местный священник категорически против вывоза скульптуры Пинзеля за рубеж. К тому же произошло одно непредвиденное обстоятельство... 30 июля в этом селе случился обвал скалистой породы. Огромные каменные глыбы, покатившись вниз, завалили часть храма преподобного Онуфрия — а это памятник истории и архитектуры. Что символично? Разрушительная часть этой скалы остановилась буквально в нескольких миллиметрах перед скульптурой Святого Онуфрия. Камни перекрыли вход в церковь. Но местные жители все же успели изъять и спрятать скульптуру. Разрешение на ее вывоз за рубеж должна дать сельская громада.

Люди говорят музейщикам «Нет!» Но государственные органы все-таки должны определить местонахождение спрятанного художественного шедевра, поскольку он является не только местной достопримечательностью. А если это сокровище уже украли, прикрываясь «угрозой» выставки в Лувре?

Вызывают опасения условия хранения экспонатов столь высокой художественной ценности в этом селе. В Бучаче, например, условия хранения надлежащие. Там хотя бы проведена сигнализация.

— Игорь Михайлович, что бы вы сказали о предельной стоимости работ Пинзеля, которые увидят посетители Лувра? 

— Работы бесценны. Они имеют духовную ценность для нашей страны. А это не измеришь деньгами. 

— В таком случае, какие особенности транспортировки работ Пинзеля в Лувр и обратно — в Украину? 

— Скульптуры повезут в Лувр за счет французской стороны. Этим занимается специальная фирма, которую определяет для подобного проекта руководство Лувра. Для каждого экспоната предполагается специальный ящик-сейф. Если же композиционная работа состоит из нескольких элементов, то и для их транспортировки предполагаются специальные емкости. 

— А раньше, до нынешнего прецедента, было столь повышенное внимание зарубежных музейных институций именно к работам Пинзеля? 

— Пожалуй, нет… Но три года назад весной у нас гостила делегация из Лувра. Они побывали на Львовщине, Тернопольщине, Ивано-Франковщине. Знаю, что главный хранитель Лувра чрезвычайно интересуется культурными ценностями Центральной и Восточной Европы. По-моему, тогда в Лувре и загорелись идеей подобного проекта. Впоследствии у нас гостили и другие делегации. И уже в деталях обсуждались масштабы будущей выставки.

— Чем объясните нынешний бум вокруг произведений Пинзеля? Ведь они же не один год в Украине? Но только в последнее время возник повышенный интерес. 

— Как известно, еще Борис Григорьевич Возницкий называл Пинзеля «украинским Микеланджело». Безусловно, это мастер высочайшего европейского уровня. И музей столь высокого статуса, как Лувр никогда бы не экспонировал какие-то тривиальные работы. Пинзель — высочайшее проявление художественного гения. Поэтому он так и интересен — не только Украине, но и миру. Не зря им так гордятся в том же Бучаче. Шедевры Пинзеля также украсили фасад собора Святого Юра во Львове… 

Пинзель — уникальный эпизод украинской и европейской культуры. 

— В каком состоянии нынче находятся его работы? И успеют ли наши реставраторы к открытию выставки в Лувре? 

— Отправлять работы планируется примерно за месяц до начала экспозиции. Реставрация на разных этапах. Работают мастера из Львовской национальной галереи искусств и Национального реставрационного центра в Киеве. Возможно, на 100% все работы и не будут отреставрированы, но до экспозиционного уровня будут доведены обязательно. Комиссар предстоящей выставки, посетивший недавно Львов, остался весьма удовлетворен ходом реставрационных работ. Дьяконские ворота из Бучача реставрируются лучшими специалистами. Одна часть ворот называется «Ангел-хранитель», а вторая — «Благовещение». 

Надеюсь, что нам удастся достичь компромисса также с жителями села Рукомиш на Тернопольщине — и в Лувре увидят скульптуру Святого Онуфрия, один из шедевров мастера Пинзеля.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно