Украинский пируэт "Великого Гэтсби"

8 августа, 2014, 19:11 Распечатать Выпуск №27, 8 августа-15 августа

Матвиенко, Меладзе, Роден ставят на пуанты Фицджеральда 

Посреди августовской жары и мертвого театрального сезона в Киеве сейчас активно занята репетиционным процессом, пожалуй, только одна творческая группа. На улице Владимирской в Доме учителя, несмотря на зной, продолжаются репетиции нового сенсационного балетного проекта — "Великий Гэтсби". Хореограф — всемирно известный американец Дуайт Роден (в последнее время он стал частым гостем Киева), композитор — Константин Меладзе, главное лицо балета — наш всемирно известный танцовщик Денис Матвиенко, который в этом репортаже и стал "гидом" ZN.UA по будущему проекту. 

Кажется, до премьеры есть время: в Киеве спектакль покажут только 28—29 октября на сцене дворца "Украина". Но график постановки расписан с такой тщательностью и точностью, будто бы голливудские технологи создают здесь очередной "Аватар". Создателей и продюсеров можно понять. Практически каждый из звездного треугольника — Роден, Меладзе, Матвиенко — параллельно заняты другими проектами. Например, Дуайт Роден во всем мире просто нарасхват. Это просто чудо, что один из лидеров современного мирового балета в эти дни в Киеве работает не покладая рук над нашим национальным проектом. У Меладзе, как известно, очередной виток телевизионных популярных шоу. А Денис Матвиенко успешно выступает не только на сцене Мариинки, солистом которой он является, но и на других лучших мировых балетных площадках. 

— Буквально завтра я улетаю в Санкт-Петербург на спектакль "Корсар", а послезавтра у меня выступление в Японии, там тоже "Корсар", — рассказывает ZN.UA г-н Матвиенко. — После этого в моем графике — Лондон, где супруга Анастасия выступает с Мариинским театром. А уже с сентября я крайне строго скорректировал свои поездки, отменил многие заманчивые приглашения, потому что будем плотно и серьезно готовиться к октябрьской премьере "Великого Гэтсби" в Киеве. Наш балет — это украинский творческий продукт. И я понимаю, насколько высока ответственность, насколько серьезны ожидания балетного мира в связи с этой работой. Тем более, что после киевской премьеры у нас планируется международный тур с "Гэтсби" — Европа, Америка, Россия. 

— Денис, изначально "Гэтсби" планировался как российско-украинский проект, большой ресурс отводился Мариинскому театру. Сегодня вы говорите о сугубо национальном продукте. Что изменилось? Политическая ситуация повлияла? Или какие-то экономические факторы? 

— Повторюсь, наш балет — это украинский проект. Но действительно в какой-то момент возникла возможность сотрудничества с Мариинкой. В первую очередь нас привлекла тамошняя сверхоснащенная новая сцена на набережной Крюкова канала. Несмотря на то, что тема подобного сотрудничества была заманчивой и интересной, мы все-таки решили позиционировать балет "Великий Гэтсби" как наш, национальный. При этом в нашем проекте принимают участие пять артистов-солистов Мариинского театра. Невзирая на все сложные политические процессы, считаю, что это правильно. Предполагая украинскую "прописку", "Великий Гэтсби" — все-таки балет международный. Наш хореограф — выдающийся американец Роден. Исполнители — из разных стран. И вообще, на мой взгляд, на искусстве балета меньше всего должны сказываться политические катаклизмы. Танцовщики из разных стран всю жизнь разговаривают в балете на одном языке — на языке танца. Этот язык объединяет. А от международных скандалов искусство только теряет. От ограничений, табу — тоже. Мне иногда становится смешно, когда в Питере мне же "сообщают", мол, если заговоришь в Киеве на русском языке — тебя побьют. Что за ерунда? Какие могут быть ущемления? Я — солист Мариинского театра. Весьма часто выступаю в Петербурге. Представьте, не езжу там в бронированной машине. Но гражданство у меня — украинское. Как и у моей жены, и у дочери. И гражданство мы не будем менять никогда. 

— Если мы коснулись этих тем, то, на время отойдя от "Гэтсби", все-таки как вы восприняли информацию о списке возможных персон нон грата среди деятелей российской культуры? В этом списке, несомненно, может оказаться и Валерией Гергиев, руководитель Мариинского театра. Вы общались на эту тему с кем-нибудь из российских коллег? Вам известны их мнения? 

— Скажу так: подобные политические перипетии сильно влияют на зрителя, на искусство. Кто-то куда-то не едет, кто-то что-то не сделает — теряет и искусство, и зритель. И все это накатывается, как снежный ком. 

На подобные темы в России я ни с кем не общался. 

Да и что об этом говорить? Моя задача сейчас — сделать качественный балет, показать всему миру, что в Украине есть серьезный творческий потенциал в этом направлении. Поверьте, хочется, чтобы мир идентифицировал мою родную Украину не только с теперешним состоянием войны, но и с искусством, в первую очередь. 

***

Как признается Денис, идея проекта "Гэтсби" в Украине — решение не индивидуальное, а коллективное. Выбор темы и литературного источника — знаменитого романа 20-х гг. ХХ в. Френсиса Скотта Фицджеральда — подвел команду Дениса к мысли вовлечь в процесс самого успешного мелодиста Константина Меладзе. Автор хитов для "ВИА Гры", Пугачевой и Ротару (и, естественно, для своего родного брата) оперативно откликнулся на предложение, решив испытать себя в совершенно новом жанре. До этого у него были популярные мюзиклы, а вскоре — балет. С большой ответственностью — шаг за шагом — Меладзе выстраивал музыкальную партитуру. Кандидатура Дуайта Родена объяснима тоже. По мнению Матвиенко, стиль его хореографии более всего подходит сюжету Фицджеральда и атмосфере Америки первой половины ХХ в. 

Поначалу проект "заваривался" на кухне, в семейных разговорах. Впоследствии столь серьезную акцию решили поддержать представители украинского бизнеса. И уже совсем скоро — финишная прямая, дворец "Украина". 

***

— Денис, "Украина" вмещает около 4 тыс. зрителей. А вам нужно собрать около 8 тыс. на два вечера. Реально найти такое количество балетоманов в украинской столице на коммерческий проект? 

— Уверен, что соберем почитателей балета. Ведь то, что мы собираемся представить в октябре, не имеет аналогов в мире. Будущий проект — совокупность разных жанров: балет, контемпорари, мюзикл. Собственно, в Киеве 5 млн жителей, много приезжих. Вы думаете, не найдется на два дня 7—8 тыс. истинных ценителей искусства, которым интересны Дуайт Роден, Константин Меладзе, Анастасия Матвиенко, талантливые солисты Национальной оперы Украины, Мариинского театра? 

Фицджеральд написал свой роман еще в 1925-м, но история — на века, она универсальна и не имеет границ. Сюжет затрагивает человеческие отношения, чувства, эмоции. А наша хореография должна это особо подчеркнуть. 

— Ваше отношение к знаменитому недавнему фильму База Лурмана "Великий Гэтсби" с участием Леонардо Ди Каприо? 

— Я смотрел этот фильм. Мне очень понравилась игра Ди Каприо. Впрочем, весь актерский состав там подобран точно, потрясающе. 

— Примеряясь к образу главного героя Фицджеральда — его пластической ипостаси — находите в нем что-то общее с самим собой? 

— Джей Гэтсби — яркий, эмоциональный человек. Конечно, заманчиво воплотить такой образ на балетной сцене. Но что у нас может быть общего? Даже не знаю… Ведь Фицджеральд предполагал определенный прототип, когда писал свой роман. 

И все-таки у нас есть общее! И у меня, и у Джея Гэтсби — не потеряна вера в самую несбыточную мечту. И он, и я верим в самое несбыточное. 

***

Киевские репетиции "Великого Гэтсби" сейчас проходят практически ежедневно: с 11 утра до 6 вечера. Как говорит Денис: "Все свои недостатки во время работы пытаемся устранить. Ведь для этого есть зеркало в балетном классе — и мы видим себя со стороны". Конечно, хореографический стиль Дуайта Родена — это высокая ответственная планка для молодых артистов, которые приглашены в проект. Роден — это художник, фонтанирующий идеями, творческими находками, художественной энергией. Для мировой балетной сцены его имя — тренд, он создатель 80 балетов, сотрудничал с крупнейшими звездами шоу-бизнеса, такими как Принс, Ленни Кравиц. Газета The New York Times назвала Родена "самым востребованным хореографом современности". Дуайт снова появится в Киеве уже в сентябре и будет огранять "Великого Гэтсби" до самой премьеры. 

***

— Денис, прошло немало времени с тех пор, как вы вынужденно ушли из Национальной оперы Украины. Ваш уход стал одним из главных скандалов в украинской культуре в прошлом году. Наблюдаете со стороны за тем, что в театре происходит сейчас? Может ли этот театр позиционировать себя как "успешный европейский"? 

— Конечно, с грустью слежу за тем, как из театра постепенно уходят некоторые талантливые, хорошие люди. И, к сожалению, они уходят не в украинские театры. За последние годы мы потеряли так много ценных творческих людей, что даже сама тема для меня неприятна… Но вот за время моего пребывания у руля балетной труппы из театра не ушел ни один человек. Правда, двоих я сам тогда уволил — за пьянство. Мне казалось, что артистам в тот период было со мной интересно. И мне было неимоверно интересно с ними. Я пообещал им тяжелую, но увлекательную работу, появились престижные гастроли, участие в фестивалях. То, что случилось потом, уже не хочется ворошить. С грустью думаю о том, что время для многих молодых талантов в украинском балете пролетает даже быстрее, нежели они успевают об этом думать… Некоторые это чувствуют — и уходят из театра. Очевидно, понимают, что балетные премьеры, появляющиеся в последнее время в Национальной опере, никакого творческого роста не предполагают. 

— Не так давно вы писали открытое письмо деятелям культуры с призывом помочь новому министру культуры Евгению Нищуку. Это был план преображения культурной жизни в Украине? В чем суть? 

— Да, я написал письмо, где представил свое видение развития культуры в нашей стране. Реакция министра мне неизвестна. А суть моих идей в том, что культурную сферу Украины нужно последовательно, но жестко реформировать. Даже на примере Национальной оперы я увидел, что система работы — устаревшая, часто неправильная, нерезультативная. Это целый комплекс: начиная от отдельных людей и заканчивая репертуарной политикой. 

— То есть вы хотите сказать, что в современном украинском балете — стагнация? 

— Я хочу сказать, что в последнее время балетной сфере в нашей стране, к сожалению, не уделяли должного внимания. И еще хочу добавить, что у нас были, есть и будут необыкновенно талантливые артисты. Хотя есть проблема школы, педагогов. Опять же, многое упирается в средства. Есть инертность мышления, нежелание принять новые ритмы современной балетной жизни. Уже то, что я в свое время пригласил в Киев талантливого Эдварда Клюга, сделавшего современную постановку балета Radio and Juliet, — немало значит. Наши артисты тогда за несколько недель освоили ультрасовременную пластику и подали ее на сцене на высочайшем уровне. Он мне сказал: "Ваши ребята талантливы, они как пластилин, из которого можно лепить все, что угодно!". 

— В настоящее время у вас нет какого-то чувства тревоги, ведь представляете Украину в мире и выступаете как солист на главной балетной сцене России… Никаких "намеков" не было с российской стороны? 

— Знаете, я никогда не боялся потерять работу. И только по одной причине. Просто я непомерно много работаю, для того чтобы ее не потерять! Есть Украина, есть Россия, есть Америка — и слава Богу, если твои способности востребованы. Ведь балет — это единственное, что я умею… Балет, танец — это искусство гармонии, согласия. И только искусство гармонизирует мир, оставляя людям надежду даже в самое безнадежное время. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно