Украинский импрессионизм: нормандский формат

9 июня, 2017, 17:45 Распечатать

Украинские художники приняли участие в международном пленэре "Импрессионизм: украинская версия".  На первый взгляд, идея не нова, но, как оказалось, далеко не проста.

© Надежда Мирошник

Украинские художники приняли участие в международном пленэре "Импрессионизм: украинская версия".

На первый взгляд, идея не нова, но, как оказалось, далеко не проста. Изначально, по словам куратора арт-проекта Оксаны Шевченко, это был кураторский эксперимент: "Золотая эпоха импрессионизма давно прошла. И влияние, которое оказал этот стиль на украинское искусство, тем более сегодняшнее — весьма неоднозначно. К тому же в XXI в. пленэрная работа — это почти всегда непредсказуемые результаты, это каждый раз вызов, прежде всего, художника — самому себе. 

Условия пленэрной живописи постоянно требуют большой концентрации мастерства, опыта, выход из зоны "студийного комфорта". Моя идея заключалась в том, чтобы художников, у каждого из которых за плечами академическое образование и различный художественный опыт, погрузить в "аутентичную среду" импрессионизма, зародившегося именно в Нормандии в связи с определенным историческим и эстетическим стечением обстоятельств. 

По моему идеалистическому представлению, этот концентрат эмоций и впечатлений (погружение в ландшафты, в воздух, атмосферу, игру красок) должен был стать детонатором сильного художественного результата — как это и произошло более столетия назад. Даже резиденция, которая нас принимала, — здание абсолютно "той" эпохи, сохранившее характерные ее черты и атмосферу".

За этим и отправились в городок Баньоль-де-Л'Орн художники Владимир Козюк, Алина Гаева, Оксана Свежак, Инна Пантелемонова, Чен Ван, Ольга Зайцева, Татьяна Мучичка, Олеся Лишаева, Ольга Самар, Елена Тарасова, фотограф Надежда Мирошник. 

В результате договоренностей была составлена программа в атмосфере невероятных пейзажей Нормандии, старинных замков, бурлящих термальных источников, потрясающе живописных нормандских лесов, которые воплотили на своих полотнах в свое время легендарные художники-импрессионисты. 

123_3
Надежда Мирошник

И финальная точка: выставка в Украинском культурном центре в Париже. Перед тем, как были созданы новые работы в колыбели импрессионизма, украинские художники прошли полное "погружение": насыщенная музейная программа в Париже, поездки в "святые" для импрессионистов места, совместное проживание большой арт-коммуной в старинном замке, хранящем следы былой роскоши Belle Epoque.

Принимающая сторона, в лице владелицы арт-резиденции Chateau Des Arts, основателя и директора "Украинской парижской школы" Елены Мисталь, к приезду делегации имела опыт пленэрных проектов с детьми летних французско-украинских пансионов. 

Публику украинские художники очаровали сразу. Все выходы в город, на пленэры сопровождались неподдельным интересом местных жителей и туристов. 

Этот интерес отразился и на итоговом вернисаже в Chateau Des Arts, где некоторые картины, написанные нашими мастерами, приобрели не только жители Баньоля, узнавшие свои милые домики на полотнах, но и гости из соседних регионов — Бретани, Алансона, Майена. 

123_1
Надежда Мирошник
Работа народного художника Украины Владимира Козюка

Одним из знаковых событий международного пленэра стал прием в мэрии Баньоль-де-Л'Орн в честь украинских художников. Нужно заметить, что этот регион очень внимательно и с уважением относится к Украине. 

Мэр города, к слову сказать, не только смотрел работы, но и предлагал профессиональные мини-рецензии каждому художнику. Собственно, как и положено мэру города, который раз в два года принимает самый известный и престижный фестиваль импрессионизма в мире. 

Кстати, работа Владимира Козюка украсит коллекцию мэра. 

Что касается сути эксперимента, то внешняя, практическая его часть удалась: группа малознакомых людей превратилась в команду и в течение 10 дней упорно работала, несмотря на дождь и прочие, сугубо пленэрные нюансы, которыми, как оказалось, владеет не каждый. Тем не менее, вместо запланированных 70 работ было написано 130.

Художественный результат, как говорят в современном мире, — дело вкуса и умения оперировать понятиями. Ведь французские слова "импрессион" (впечатление) и импрессионисты ассоциируются у обывателя с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и мерцающим воздухом, с прекрасными женскими образами, как бы материализующими встречу с мимолетным видением. Но никак не с практической, часто довольно-таки сложно реализуемой задачей. 

Например, для передачи мгновенных преображений мира импрессионисты сократили время создания картины, максимально приблизив его к реальному времени изображаемого явления природы. 

С понятием скорости создания произведения связаны и требования к степени его завершенности. С этим, надо заметить, в проекте отлично справлялся Владимир Козюк (за его плечами — пленэры в Китае, Мексике, Америке, Перу), который начинал и заканчивал свои работы на пленэре, а не дописывал их с фотографии на планшете на уютной арт-веранде Chateau Des Arts. А ведь чистота эксперимента — одна из главных задач подобных пленэров.

К сожалению, не можем знать точно, как проходили пленэры
100 лет назад, и через что прошли художники кроме внешнего непонимания, неприятия и насмешек, чтобы оставить после себя два главных завоевания импрессионизма как самого популярного направления современного искусства: изменение живописной техники и психологического содержания картины. 

Тем не менее, очевидно, что такое пленэр сегодня. И нужны ли художнику испытания из серии "последний герой" в эпоху расцвета идеально фиксирующих мгновение гаджетов? 

123_2
Надежда Мирошник
Работа Алины Гаевой

Не всегда и не все готовы или понимают, что нужно идти на жертвы ради того, чтобы уловить и зафиксировать беспрерывную вибрацию пульсирующих шероховатых мазков, уничтожая иллюзию трехмерного пространства, обнажая исконную двухмерность холста и заставляя зрителя расшифровывать тайны самой живописи. Да и нужно ли это во времена нового, концептуального искусства? Разумеется, частично ответ на этот вопрос знают французское арт-сообщество и арт-критики, гораздо более оживленно реагирующие на концептуальное украинское современное искусство, чем на украинскую версию импрессионизма.

Ведь от времени, когда импрессионисты вели яростные сражения с академическими мэтрами за утверждение новых методов и приемов в живописи, нас отделяет больше столетия. Но споры вокруг интерпретации их наследия не утихли до сих пор. 

В сотнях монографий, посвященных отдельным художникам, в каталогах выставок, статьях даются разные оценки роли их искусства в становлении нового языка живописи XX в. 

За относительно короткий исторический период импрессионизм как художественное течение прошел эволюционный путь становления, расцвета и, наконец, кризиса. 

Прежде монолитная группа художников-единомышленников распалась, в творчестве каждого из них произошел перелом, обусловивший отход от канонов импрессионистической системы. Нам это удалось понять всего за 10 дней пленэра в Нормандии. И этот вывод, пусть даже неоднозначный, требующий анализа — положительный опыт и ценный результат.

Тем не менее, выставка в Украинском культурном центре (оный относительно недавно появился на культурной карте Парижа как полноценная выставочная площадка) в качестве финального аккорда стала ярким примером культурной дипломатии в действии. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно