Басы, баритоны и сопрано — в финале конкурса Крушельницкой

29 ноября, 17:46 Распечатать Выпуск №46, 30 ноября-6 декабря

Возрождение Львовской национальной оперой Международного конкурса оперных певцов имени Соломии Крушельницкой после десятилетней паузы — красноречивое свидетельство того, что в оперном мире Украины наступили динамические времена.

© Руслан Литвин

Действительно, этот жанр переживает в нашей стране ренессанс: едва ли не еженедельно происходит нечто знаковое — оперный форум, громкая премьера или международный конкурс. В пятом конкурсе им. Соломии Крушельницкой был 41 участник, — это оперные певцы и певицы в возрасте до 35 лет из Украины, Армении, Польши, Беларуси, Венгрии. В финал вышли только украинские исполнители — басы, баритоны и сопрано. Тенора и меццо-сопрано отсеялись на предыдущих турах. 

Соревнования проходили в три тура. В первом туре участники пели арии в сопровождении фортепиано, во втором — оркестра. Особенностью конкурса является то, что в последнем, третьем туре 10 конкурсантов выступали в операх, которые есть в репертуаре театра, и получили возможность защищать свою профессиональность как непосредственные герои спектакля. Это невероятный вызов для молодых оперных певцов и певиц, ведь к спектаклю была возможность подготовиться только после одной утренней репетиции. 

финал конкурса Крушельницкой_1
Руслан Литвин

Конкурсантов оценивало первоклассное жюри профессионалов из Австрии, Украины, Польши, Германии, Словакии и Молдовы: солистка Венской оперы Виктория Лукьянец (председатель жюри); главный дирижер Львовской национальной оперы Михаил Дутчак; солист Национальной оперы Украины Александр Дяченко; заведующий кафедрой оперной академии Национальной оперы Варшавы, председатель Международного вокального конкурса им. Станислава Монюшко Беата Клатка (Польша); солистка Львовской национальной оперы Светлана Мамчур; солистка Польской Королевской оперы Ольга Пасечник (Украина—Польша); пианист, преподаватель пения, художественный советник Эйтан Пессен (Германия); главный режиссер Национальной оперы Украины Анатолий Соловьяненко; главный дирижер Национального театра оперы и балета Молдовы им. Марии Биешу Андрей Юркевич (Украина—Молдова); директор агентства ASART Славомир Якубек (Словакия); режиссер, оперный певец Тарас Ризняк.

Призовой фонд конкурса соответствовал международным стандартам. Гран-при (10 тыс. долл.) и приз зрительских симпатий получила львовянка Мазур Марьяна (сопрано) — артистка хора Львовской оперы. Первую премию (5 тыс. долл. каждая и звание лауреата) получили Чабаранок Роман (бас-баритон) и Коваль Руслана (сопрано), вторую (2 тыс. долл. каждая и звание лауреата) — Тишков Владимир (бас) и Литовченко Дарья (сопрано), третью (3 тыс. долл. каждая и звание лауреата) — Винник Святослав (баритон) и Алексеева Юлия (сопрано), четвертую (2 тыс. долл. каждая и звание лауреата) — Евдокименко Игорь и Мельник Виктория (сопрано). Дипломант конкурса — Дробит Степан (баритон) получил приглашение выступить на сцене Национальной оперы Украины им. Т.Шевченко и Силезской оперы в г. Битом (Польша). Лашко Виталий (баритон) получил приглашение выступить в спектакле Львовской национальной оперы. Специальный приз от члена жюри Эйтана Пессена — участие в вокальных мастер-классах в городе Душники-Здруй (Польша) в феврале 2020 г. — получил Святослав Винник. 

финал конкурса Крушельницкой_2
Руслан Литвин

Член жюри, солистка Польской Королевской оперы Ольга Пасечник говорит: "После такой большой паузы возродить международное реноме конкурса в стране, где продолжается война, очень трудно. Поэтому я ценю все усилия, которые приложили тут, на месте, и организационный комитет, и дирекция Львовской оперы, и сами артисты, и оркестранты, и дирижеры — все вокруг. В течение трех дней сыграть, спеть пять опер, практически в полном составе, — непросто. Где в мире могут себе такое позволить? Ведь это очень дорогое дело. Здесь это удалось. Другое дело — что мне иногда очень хотелось бы, чтобы качество всего, что я слышу и вижу, было таким высоким, как этого достойно это место — Львовская опера. Когда смотришь на этих молодых людей, видишь, что у них всех есть нечто неповторимое. В течение этих нескольких дней мы пытались увидеть в каждом то, что его/ее отличает от остальных, чтобы случайно не прозевать, не упустить из виду настоящего музыканта, настоящий талант, потому что голос — это еще не все. Голос — это не только инструмент: надо всегда внимательно слушать, умеем ли этой игрой на этом инструменте задевать чье-то сердце, привлекать внимание и душу. Публика часто реагирует на верхний или громкий звуки. Для тех, у кого нет соответствующего образования, эти внешние вещи, лежащие на поверхности, играют более важную роль, чем то, какая субстанция есть в этом пении и в голосе. И я очень рада, что большинство состава жюри пыталось отыскать музыканта, кого-то, кто мог бы прежде всего своим артистизмом, своим умением владеть голосом — зацепить. Каждый из лауреатов по-своему является победителем — для себя. Надо всегда помнить, что конкурс — это конкретный день, состояние исполнителя, репертуар и время. Иногда звезды складываются в такой пазл, что сегодня они засветились ярко для того, кто, возможно, даже не ожидал этого".

финал конкурса Крушельницкой_3
Руслан Литвин

Возрождение и проведение Международного конкурса оперных певцов им. Соломии Крушельницкой на очень высоком организационном уровне, что отметили как представители международного жюри, так и сами конкурсанты, стало еще одним реализованным пунктом программы генерального директора, художественного руководителя Львовской национальной оперы Василия Вовкуна  "Украинский прорыв": "У каждого государства есть свои известные певцы, которыми оно подчеркивает свою принадлежность к высокому искусству — именно оперному или классическому. И, конечно, в Украине есть такие известные имена, одно из них — Соломия Крушельницкая. Певица мирового масштаба, а присвоение ее имени подчеркивает концептуальность этого Международного конкурса вокалистов. Мне дважды выпала честь, возможность или, собственно, миссия восстанавливать этот конкурс: впервые — когда я был в каденции министра культуры Украины, и сейчас, через 10 лет, когда возглавил Львовскую оперу. Зная, что этот конкурс должен проходить стабильно, хотя бы каждые три года, я вновь инициировал разговор о том, что ненормально — пропускать целых 10 лет и не проводить это оперное соревнование. Таким образом мы восстановили конкурс, и слава Богу!".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 14 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно