В форуме участвовали представители театров - членов международной организации Opera Europe во главе с директором Николасом Пейном, а также представители музыкальных театров Украины.
В украинском музыкальном театре все меняется и бурлит так динамично, что проведение международных форумов стало регулярным по меньшей мере для профессиональных сообществ Киева, Одессы и Харькова. В течение только этого года таких форумов состоялось уже три, и каждый выполнял свою задачу, имел свою профориентацию. Считаю, что это один из лучших практических подарков себе и сообществу в рамках юбилейного арт-проекта "Киевский театр оперетты. 85 лет".
Директор Международной ассоциации Опера Европа Николас Пейн - одна из главных и очень важных персон, принявших участие в семинаре, ведь он давний симпатик Украины музыкальной. Его постоянное присутствие и своеобразный патронат всех этих мероприятий свидетельствуют о незаурядной заинтересованности в Украине и стремлении помочь. Львов, Киев, Одесса, Харьков уже имели честь, а некоторые - и не один раз, принимать господина Пейна. В 2017 году в Украине впервые прошла конференция Опера Европа, инициированная Киевским театром оперетты в лице руководителя Национальной оперетты Украины народного артиста Украины Богдана Струтинского, с тех пор он поддерживает связи и проекты украинских художников. Потому логично, что в рамках форума Operetta grand music Пейн был награжден Золотой медалью Национальной академии искусств Украины. Решением президиума НАМУ господин Николас стал иностранным академиком НАМУ.
В ходе своего выступления Николас Пейн ознакомил аудиторию с эдакой "библией" будущих музыкальных спектаклей мира, которая издается раз в год и служит не только замечательным репертуарным ориентиром, но и своего рода статистическим справочником. Прошлогодний сборник вместил 969 представлений. Есть надежда, что после всех этих международных встреч в нем появится и Украина со своими оперными планами. Как всегда, четко формулируя свои мысли, Николас Пейн рассказал о преимуществах и трудностях, ожидающих всех, кто лишь ступает на стезю копродукционных проектов, поделился соображениями, как правильно использовать различия между странами/театрами/традициями и то общее, что у них есть. В один из дней семинара даже были озвучены такие две важные и практические темы, как "Примеры удачных копродукций" (модератор Себастьян Шварц, художественный руководитель Театра Реджио в Турине, Италия) и "Примеры неудачных копродукций. Наиболее распространенные ошибки" (модератор Рената Боровская, генеральный директор театра Большая Опера, Познань, Польша), в рамках которых участники делились своими практиками. Так что семинар "Театральные копродукции" - и впрямь существенная помощь и "дорожная карта" для интегрирования украинского театра в Европу.
В течение трех дней участники форума обсуждали актуальность создания международных совместных работ, представили новые работы театров - участников семинара, обсуждали примеры успешных и неудачных копродукций, виды копродукции, источники их финансирования, примеры удачных фандрейзинговых схем.
Так, одним из самых интересных, с маркетинговой точки зрения, стало выступление, а точнее - "статистический" доклад Джанлуиджи Матети, профессора музыковедения университета Кальяри, члена правления Итальянской ассоциации критиков, который проанализировал современную мировую оперу за пять сезонов (2009–2014). Так, например, за эти годы были поставлены оперы 1257 композиторов, из которых 630 - произведения живых авторов. Всего за эти сезоны на оперных сценах мира появилось 2581 название, из которых 300 - мировые премьеры ныне живущих композиторов. Больше всего современных опер ставится в Британии, США и Германии. Абсолютным рекордсменом по постановкам среди ныне живущих композиторов является Филип Гласс - 79 спектаклей. Кроме того, господин Матети отметил, что ныне прослеживается тенденция к возвращению нарративности, выразительного сюжета. С архетипичностью любовь-смерть (Эрос-Танатос) в основе, конечно. Самые популярные жанры современной, новейшей оперы - драмы-триллеры, политические и комические (определенное возобновление и обновление жанра оперы-буффа), а также камерные оперы.
Еще одна обсуждавшаяся сугубо практическая тема - "Источники финансирования копродукций. Примеры удачных фандрейзинговых схем". Модерировал практики участников Пламен Карталов - генеральный директор Софийского национального оперного театра (Болгария).
Представители всех украинских музыкальных театров, как и участники из Италии, Индии, Германии, Чехии, Болгарии, Литвы, Франции и Польши, также имели возможность показать новые работы своих театров.
Мы же и в дальнейшем будем следить за ходом событий в этой сфере и совместными наработками, идеями, зародившимися во время встречи участников Международного музыкального форума Operetta grand music. Ведь, как отметил господин Матети: "Опера - это не бегство в прошлое, не какой-то роскошный предмет, а возможность привлечь новую публику".
После завершения семинара все его участники стали гостями праздничного вечера STEP BY STEP, на котором прозвучали композиции из известнейших оперетт, опер и мюзиклов И.Штрауса, И.Кальмана, Ф.Легара, Ж.Оффенбаха, Г.Доницетти, В.-А.Моцарта, Дж.Верди, Л. Веббера, Дж. Кандера, К. Портера.