Театр, до востребования

3 августа, 2012, 12:48 Распечатать Выпуск №26, 3 августа-10 августа

Иван Васильевич, Макарова, «Бесы»: лица нового сезона.

© Василия Артюшенко

Столичный театральный сезон закрыт — повально. Но многие творческие коллективы уже определились с дальнейшими репертуарными контурами.

С пунктом «это — завтра». В традиционном «ревю» (на заданную тему) попытаюсь вычленить некоторые важные премьеры сезона будущего, а также, возможно, и отдельные тенденции. Из особых ожиданий: «Иван Васильевич» по пьесе М.Булгакова в Театре на Подоле; «Пробуждение весны» Ф.Ведекинда в Русской драме, «Войцек» Г.Бюхнера от Д.Богомазова в Театре драмы и комедии. 

Финиш прошлого сезона отмечен мизансценой трагической. Не только для театра — для всей страны. Уход Богдана Ступки. Большого художника и всеми нами любимого человека. Национальный театр имени Ивана Франко, которым мастер руководил последние
11 лет, пребывает в шоке. Труппа окаменела. Коллеги мастера ошеломлены невосполнимой потерей. О премьерах вроде и заикаться не время… 

В то же время ошарашивает активно развернувшаяся «пиар-кампания» вокруг фигуры человека, который должен зайти в театр пока в качестве и.о. худрука. Медиа в связи с этим «заходом» прорвало, как трубы парового отопления. Много поспешного самонадеянного шума. Много преждевременных «революционных» заявлений (относительно «кадровых чисток» в осообенности). Причем шумят в тот момент, когда у людей в глазах еще слезы не высохли. Не по-божески как-то. Чуть помедленнее, кони. А уж девушки, оказывающие столь скоропостижные пиар-услуги господину «и.о.», на мой взгляд, оказывают ему же услуги только медвежьи. Жаль. Скорблю, разочарован. 

Судя по всему, франковцы в будущем сезоне все-таки реализуют некоторые замыслы своего отца родного и руководителя незаменимого. В первую очередь, это чеховская «Чайка». Ко второму этапу репетиций с 18 августа приступает режиссер Валентин Козьменко-Делинде. Сорина должен был играть сам мастер. Увы. Очевидно, эта роль достанется Богдану Бенюку. Аркадина в спектакле — Людмила Смородина, Тригорин — Остап Ступка, Треплев — Дмитрий Ступка, Нина Заречная — Анжелика Савченко. 

Великая и опасная пьеса досталась театру в переломный момент его истории. На этом тексте можно легко поскользнуться, как на арбузной корке, разбив голову. А можно и взлететь. Если крылья ко времени премьеры вырастут. Так что пожелаем удачи. 

Помимо «Чайки», Ступка планировал для репертуарной палитры и иную достойную литературу. Инсценировку рассказов Василя Стефаника. Работу над ними начал режиссер Дмитрий Богомазов. В запуске также одна из главных абсурдистских пьес ХХ века «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета (для Камерной сцены), режиссер Александр Журавель. В перспективах и Август Стриндберг — «Эрик ХIV» (постановка Станислава Моисеева, в главной роли Остап Ступка). Напомню, в свое время именно Эрик стал одной из коронных ролей гениального Михаила Чехова. 

* * *

На новый сезон разумно сбалансированы репертуарные ингредиенты в Национальном театре русской драмы имени Леси Украинки. 15 сентября театр представит украино-немецкий проект «Пробуждение весны» по пьесе Франка Ведекинда. Это одно из самых загадочных и скандальных повествований в истории мирового театра. Как бы «детская трагедия». Текстом были увлечены Макс Рейнхардт и Всеволод Мейерхольд. В наше время загадочная вещь одурманила Романа Виктюка. «Темные аллеи» души человеческой, сексуальные неврозы, детские комплексы. Во всем этом предстоит разбираться режиссеру Катрин Кацубко (Германия) вместе с нашими и немецкими артистами. Фрау Кацубко уже ставила в Киеве. Несколько лет назад она предложила свой небезынтересный взгляд на пьесу Петера Вайса «Преследование и убийство Марата, представленное маркизом де Садом в Шарантонской психиатрической лечебнице силами пациентов». 

Далее Русская драма приглашает зрителей в путешествие по лабиринтам театра классического, костюмного. На октябрь заявлен Жан Батист Мольер — один из главных его «брендов» — «Мнимый больной». Постановка Аркадия Каца (Россия). В главной роли актер, вроде давно ожидавший встречи с классическим образом (Арганом) — Давид Бабаев. Ближе к Новому году в этом театре намечается еще одна французская пьеса — «Любовное безумие» Жана Франсуа Реньяра. Это автор постмольеровского периода. В его пьесах находили много общего с традициями итальянской комедии. Все это веселые шарады: влюбленные пары, путаница во взаимоотношениях героев. Театр разнообразит Реньяра, предложив зрителю жанр мюзикла. Музыку для спектакля (режиссер Михаил Резникович) написал Юрий Шевченко. Художник — Мария Левитская. 

Современная отечественная драматургия презентована пьесой Александра Марданя «Кошки-мышки» (режиссер Ирина Дука). В афише, не отступая от автора, предложен следующий вариант названия: «Женщины. Фрагмент. Скандал без антракта». Заняты во «Фрагменте», разоблачающем женские игры, ведущие актрисы: Лидия Яремчук, Ирина Дука, Наталья Доля. Уже после Нового года, по всей вероятности, следует ожидать «Продавца дождя» Ричарда Нэша и «Нахлебника» Ивана Тургенева. 

* * *

Бередящий душу «сюжет» будущего сезона связан с Театром на Подоле. Один из лучших коллективов пребывает в статусе «полубомжа». Из Гостиного двора изгнан. Новое здание на Андреевском не достроено. Функционирует только крохотная сцена. Странным образом когда-то были «освоены» большие средства на это строительство разного рода фирмами, если многое уже теперь нуждается в капитальной перестройке. В это же время театр — пока — не имеет возможности играть свои «большие» постановки, признанные лучшими в минувшем театральном сезоне. 

Впрочем, искреннюю заинтересованность в завершении подольского «долгостроя» проявляют и Николай Азаров, и Александр Попов. Недавно, кстати, премьер-министр обратился к украинскому народу с интересной идеей — высказывать разнообразные замечания и пожелания правительству на его страничке в Facebook. Так что мне будет чем заняться. Настрочу Н.Азарову на Facebook пятнадцать сообщений: «Николай Янович, вы совершили один гражданский подвиг, построив за два месяца новую сцену для театра Франко. Поднатужьтесь еще на один рывок — и достройте хотя бы к Новому году Театр на Подоле». 

Между тем в планах подольцев — произведения сплошь «большой формы». Например, Виталий Малахов примеряется к пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», ставшей благодаря Леониду Гайдаю советским кинохитом всех времен и народов. (Фильм вышел в 1973-м, пьеса — в 1935-м.) Распределение на Подоле (кто сыграет Ивана Васильевича Грозного и его «челядь»?) режиссер не афиширует. Тем не менее выбор пьесы веселый и интригующий. 

Также в планах уже четвертая версия шекспировского «Сна в летнюю ночь». С расчетом на открытие новой площадки. В загашнике театра и два современных отечественных мюзикла (названия не светят, чтобы не украли, как будто за ними кто-то сильно гоняется). 

На малой сцене Малахов будет работать над инсценировкой рассказа Томаса Манна «Марио и Волшебник». Классический текст о предощущении фашизма… 

* * *

Столичный Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра стартует премьерой «Войцека» Георга Бюхнера (15 сентября). Постановку культовой пьесы, возникшей из уголовной истории, осуществляет Дмитрий Богомазов. Он же углубил и расширил название — «Войцек. Карнавал плоти». На одну роль Войцека назначены два хороших артиста: Виталий Линецкий и Александр Кобзарь. Есть подозрения, что это будет одна из самых заметных премьер сезона. 

В этом же театре готовятся к Федору Михайловичу Достоевскому. По мотивам повести «Село Степанчиково и его обитатели» режиссер Алексей Лисовец готовит «Фому Опискина». В этой роли Лев Сомов. (Когда-то в московском Театре им. Моссовета видел в роли Фомы Сергея Юрского: он играл циничного философа.) 

Довольно неожиданный репертуарный сувенир в этом же театре от сербов. Пьеса Душана Ковачевича «Радован III». Ставит Бата Недич (многим он известен как производитель рейтинговых мыльных опер). Отчего-то хочется, чтобы в столь дружном сербском творческом коллективе оказался еще и композитор Горан Брегович. С его-то волшебной колоритной музыкой. Поживем — услышим. 

И худрук театра — Эдуард Маркович Митницкий — порадовал своим выбором. Одна из лучших пьес Теннесси Уильямса — «Орфей спускается в ад» — заинтересовала режиссера. Мне кажется, его задела одна из подтем американского драматурга — «террор среды», изничтожающей живой человеческий голос и живую душу человеческую… 

* * *

Киевский Молодой театр — на будущее — рассматривает тоже немало интересных репертуарных идей. Одна из таковых: сценическая версия романа Федора Достоевского «Бесы». Замыслом увлечен режиссер Станислав Моисеев. Осознавая композиционную и философскую сложность текста, о премьерных сроках говорить, видимо, преждевременно. Но труд, и правда, сизифов. Если ничего не напутали в коллективе, на роль Николая Ставрогина приглашен актер со стороны Игорь Рубашкин (Театр на Печерске). Художник — Владимир Карашевский. Возможно, увидим в новом сезоне и спектакль по Луиджи Пиранделло «Человек, Зверь и Добродетель» (режиссер Тарас Криворученко). Польскую пьесу «Завтрак с президентом» (Рихард Гронский), по всей видимости, доверят режиссеру Николаю Яремкиву. Рассматривается также возможность постановки одной из немецких пьес — «Кома» (авторы Фолькер Шмидт и Георг Штаудахер). Эта драматургическая линия, сдабриваемая в отечественном театре Гете-Институтом, довольно активна и прогрессивна. Немецких пьес нынче заметно больше в нашем совокупном репертуаре, нежели украинских… «Кома», в частности, повествует о школьном терроризме: трагический инцидент — расстрел одноклассников… В общем, «души прекрасные порывы». 

* * *

И несколько слов о музыке. В Детском муниципальном театре на Подоле новый руководитель. Раду Поклитару. Известный балетмейстер и медийный человек. В кои веки «отцы от культуры» сделали правильный кадровый выбор, назначив на творческую должность человека творческого и талантливого. От Раду Поклитару ожидаем такта и мудрости. Кои он уже и проявил, приняв в начале лета этот театр, не сболтнув слова лишнего наперед. Мудрость необходима и в его подходах к репертуару, и в задачах сохранения труппы. Впрочем, творческое беспокойство и дерзость этому коллективу тоже необходимы… (В ближайших номерах подробнее о ситуации в театре и о Раду Поклитару.) 

Национальная опера, сглотнув недавний громкий провал как бы обновленной «Наталки-Полтавки» (о чем подробно отрапортовали СМИ), должно быть, определяется с дальнейшими оперными приоритетами. В театре говорят, что в афише могут появиться оперы «Паяцы» Р.Леонкавалло и «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова. 

Балетное направление презентует новая редакция «Баядерки» Л.Минкуса. О чем заявил руководитель балетной труппы Денис Матвиенко. Он же пообещал, что осенью в Киев для работы над этим проектом приедет сама Наталья Макарова. Живая легенда мирового балета. Женщина-миф. Макаровская постановка и редакция «Баядерки» востребована во всем мире. Она идет в Америке, Японии, Польше, даже в Чили. Украина на очереди. Сама Макарова сегодня живет в США. А когда-то, еще в 1970-м, она взорвала советские балетные «устои», попросив политического убежища в Великобритании. С тех пор ее миф имеет отблеск эдакой политскандальности. Хотя суть этого мифа — ее творческий гений. Лучшие сцены были открыты для этой танцовщицы и актрисы. Испытала она себя и на драматическом поприще. В начале 90-х влюбленный в нее Виктюк поставил «на Макарову» пьесу У.Гибсона «Двое на качелях». Макарова сыграла Гитель. 

Так что важную персону ожидаем. И если она сюда приедет осенью, то новый сезон действительно окажется незряшным…

 

P.S. О творческих планах на новый сезон киевских театров-студий и некоторых камерных сцен — в ближайших номерах ZN.UA.

БЛИЦ-ИТОГИ 

Лучшее в киевском театральном сезоне 2011—2012
(с точки зрения ZN.UA) 

«На дне»

СПЕКТАКЛЬ. Все-таки «На дне» в Театре на Подоле. Обращение к великой пьесе не оказалось анахронизмом. Текст зазвучал живо, свежо, больно. Рассказ о ночлежке (а также о человеческой бездомности и вселенском одиночестве), развернутый Максимом Горьким сто с лишним лет назад, оказался ко двору и сегодня. В такую же эпоху бездомности, одиночества и одичания. Очень порадовали артисты. Все-таки не разучились играть и понимать гениальные тексты. 

РЕЖИССЕР. Здесь не может быть двух мнений. Итоги «Киевской Пекторали» тоже подтвердили это лидерство. Виталий Малахов. Режиссер, для которого театр — «это не кирпичи!», а идеи, чувства, талантливые артисты.
(Г-н Малахов, напомню, в прошлом сезоне выпустил и «На дне», и «Прошлым летом в Чулимске» .) 

«Грек Зорба»

АКТЕР. Здесь, видимо, надо раздвоиться. Сильная роль у Петра Панчука в спектакле франковцев «Перехресні стежки». Экспрессивно и безжалостно он сыграл Стальского, садиста и выродка с какой-то библейской печалью в глазах. Выдающаяся роль у Анатолия Хостикоева, который в прошлом сезоне вышел на сцену в обновленной версии «Грека Зорбы». Темперамент и самоотдача этого актера кажутся мне нереальными в текущие времена многих других «артистов-циников». 

АКТРИСА. Анна Варпаховская, о которой уже приходилось писать в связи с ее ролью Эдды в спектакле Русской драмы «Прощальное танго». Она сумела доказать (лично мне), казалось бы, недоказуемое… Что и антрепризные приемы постановки не исключают подлинно театрального — творческого — результата. То есть несомненной актерской удачи, художественного успеха в определенном образе. 

«Прощальное танго»

ХУДОЖНИК. Андрей Александрович-Дочевский. Его художественный взгляд на прозу Ивана Франко («Перехресні стежки») поначалу показался неожиданным и вызывающим (зеркальное пространство, отражающее галицкую среду рубежа XIX—XX веков). Но именно этот прием и раскрыл замысел постановки Дмитрия Чирипюка. 

ОТКРЫТИЕ. Не один сезон работает в Театре на Подоле Виктория Булитко. Но роль Валентины в спектакле по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» — подлинное открытие актрисы. Она играет свою официантку, нарушая все прежние трафареты (в подходах к этому образу). Ее героиня существует между двумя мирами: подлинным (болезненным) и мнимым (воображаемым). 

НАДЕЖДЫ. В определенной степени они связаны с разночинными попытками наших молодых режиссеров-актеров. Тех, которые обитают «вне» больших театров. И стремятся как-либо «поднять целину». В нашем случае открыть новую драматургию или найти свой непроторенный путь в том, что не для всех еще потеряло смысл — в искусстве то есть. Спектакли театра «Открытый взгляд», поиски режиссера Павла Юрова, многое другое в этом же направлении внушают надежду. Которая, надеюсь, не умрет последней. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно