Станислав Боклан: "Сереже Безрукову теперь руки не подам…"

27 июня, 2014, 18:40 Распечатать

В истории "Поводиря" немало общих трагических страниц для единого на то время государства… И существовавшая тогда власть не "тешила" ни русских, ни украинцев. Ведь Голодомор стал трагедией не только Украины.

"У нас были сложные условия работы: жара, холод, дождь, снег — все что угодно, а сами съемочные смены были длинные, связанные со множеством переездов. Но все это уходило на второй план, потому что понимали: делаем важное дело", — рассказывает ZN.UA известный украинский актер Станислав БОКЛАН о своей работе в фильме "Поводир, або Квіти мають очі". Премьера этого долгоожидаемого проекта режиссера Олеся Санина состоится в июле в Одессе. Картина создавалась не один год. Но с учетом важной темы все объяснимо. 

Напомним, что события картины охватывают 30-е гг. ХХ в., когда Украина уже попала в тиски коллективизации, индустриализации и Голодомора. В премьерном фильме — глазами оператора Сергея Михальчука — трагическая история Украины и отдельные трагические судьбы. Одну из таких судеб предстояло воплотить на экране Станиславу Боклану. Он играет слепого кобзаря Ивана Кочергу, который спасает американского мальчика Питера — и американский ребенок становится поводырем украинского музыканта. Впоследствии советская власть уничтожает под Харьковом украинских кобзарей, и поводырь Питер остается единственным свидетелем тех страшных событий. 

— Предложение Олеся Санина сыграть одну из главных ролей в "Поводирі" стало для меня некоторой неожиданностью, — рассказывает Станислав Боклан. — Когда я прочитал сценарий, мне показалось, что никакого прямого отношения к этой истории не имею… Во-первых, я не слепой. Во-вторых — далеко не бандурист, в-третьих — не военный человек. Хотя от самого сценария был в восторге. Ведь история абсолютно подлинная. 

Пришел, конечно, к режиссеру с сомнениями, мол, странно мне себя в этой картине представить. На что Олесь ответил: "Доверься мне… И все будет хорошо!". 

С этого времени я стал читать про кобзарей, про их жизнь, про общины. Про раздел Украины на "кобзарские" территории. Эти люди так зарабатывали на жизнь и готовили себя поводырей. 

Эти истории меня затянули. А впоследствии — съемки, даже без проб. 

— Расстрел кобзарей украинскими советскими властями и страшный Голодомор в Украине — жуткие обстоятельства того времени, собственно, сюжетный контекст… 

— Да, то была большая беда нашего народа. Кобзари исполняли свои песни — исконно украинские, народные. Эти песни были сложены специально под определенный стиль и слог. И вот советская власть решила все это уничтожить… 

Насколько я понял из архивных материалов, также были уничтожены и оригинальные музыкальные инструменты. 

Во время съемок все весьма трепетно относились к материалу. Сами съемки проходили без особых проблем. Если не считать моменты технического характера — то снегопады мешали, то машины застревали, из-за чего однажды не могли пробиться к финальной локации… 

— Станислав, что можете рассказать о своем персонаже Иване Кочерге? Был ли такой человек в реальности? Или же это чистый творческий вымысел сценариста? 

— Уверен, прототип был. Но искусство — это всегда "собирательный" образ, в котором есть и момент фантазии, и момент романтизма. А не только реалии. Иначе нужно было бы снимать документальное кино. В "Поводирі" мне пришлось и петь, и играть на бандуре. Конечно, скорее имитировать, нежели реально играть. 

— Чем вам импонирует Санин как кинорежиссер? Ведь у вас в послужном списке довольно много картин, и с разными режиссерами приходилось работать? 

— Когда узнал, что над картиной работают Олесь Санин и оператор Сережа Михальчук, чрезвычайно обрадовался. Ведь все мы помним их фильм "Мамай". В этой ленте мне все понравилось: и режиссерская, и операторская работы, и кастинг. В "Мамае" в 2003-м главную роль сыграл художественный руководитель нашего Молодого театра Андрей Федорович Билоус. И вот в "Поводирі" он тоже снялся — в роли красного командира. 

Режиссер Санин — человек непростой, для меня несколько закрытый. Но в то же время — человек глубоко творческий и любящий Украину. Это чувствовалось даже в каждой строчке его сценария "Поводир". У этой истории весьма долгий путь — от написания сценария до его реализации. И это заслуживает уважения, поскольку режиссер не пошел по проторенному пути — снять историю, в которой "одна несчастная приехала из села в город и стала богатой…". 

"Поводир" впоследствии может вызвать разные мнения у людей. Тем лучше. Надеюсь, у картины все-таки будет достойный прокат. Хотя, в шутку говоря, даже не мечтал, что доживу до завершения работы над этой лентой… Уверен, эту историю нужно посмотреть как можно большему количеству зрителей. И не только с точки зрения снятого, увиденного. Но еще и с просветительской точки зрения. Мне самому было интересно: открылось столько белых страниц в истории Украины… 

Поскольку мы снимали "полный метр", то не сильно спешили. Режиссер хотел снять так, как он это видит, а не так, как снимается большинство сериалов. 

В процессе работы не было "хлопанья дверью", когда артист не понимает, что ему играть. Вся команда, в том числе и благодаря продюсеру, работала слаженно. 

Ведь у меня большой съемочный опыт. Бывает, работаешь — и видишь, что это никому не интересно. Что тебе одному это надо, а другим наплевать, каков результат. В данном случае все было по-другому. 

— Еще хочется узнать о партнерах, непосредственно о мальчике-поводыре, которого сыграл американец украинского происхождения Антуан Святослав Грин. 

— Партнеры замечательные. И Антуан, и Саша Кобзарь из Театра драмы и комедии на Левом берегу, и британский актер Джеф Баррел… Многие артисты сразу же соглашались сниматься даже в незначительных ролях, осознавая важность темы и качественный уровень сценария. 

В фильме юного поводыря зовут Питер Шемрок, мальчик становится свидетелем убийства своего отца — американского предпринимателя… Антуан Святослав Грин — чудесный и талантливый. Его нашли в Америке. Мама у него — украинка, отец — американец. Он говорит по-украински, но с акцентом. Настоящий иностранец! Да, можно было бы найти здесь местного мальчугана, но это был бы "наш" ребенок. А тут настоящий американец, который плохо говорит по-украински. И чувствовалось во всем, что Антуан — молодой человек из другой культуры. Хотя корни украинские. 

Ребенок работал на равных со взрослыми артистами. Ни разу за все время съемок не сказал, что он устал. Мог уснуть, вырубиться, но никогда ни на что не жаловался. Мы были и в грязи, и в пыли, и в поту — нас так гримировали, как того требовали различные сцены в вагонах или в дороге. И, конечно, я его на себе достаточно потаскал, потому что по сюжету этот герой болел… 

Помимо артистов, играющих главные или не главные роли, в "Поводирі" снимались и настоящие слепые люди (разных профессий), которые потрясающе себя вели! Просто самоотверженно работали. Они играли кобзарей. И у меня было ощущение, что именно слепые люди и стали главными действующими лицами картины. Я и сам играл незрячего, поэтому много общался с такими людьми. 

У меня даже был консультант, подсказывавший, как, например, слепой может драться, поскольку по сценарию и такие сцены были. К тому же в глазах у меня стояли линзы, сквозь которые я ничего не видел. Получается, по сюжету один глаз у моего героя был слепой, а второй ослеп — от ранения… Т.е. мой герой уже приобрел слепоту. Впрочем, не хочу выдавать все секреты сценария. 

Съемки проходили во Львовской, Черниговской, Киевской областях. Снимали в Украинке, на Днепровских кручах (и там было бегать — ох как непросто). В общем, покатались, насмотрелись на украинские красоты. И когда приезжали в то или иное место, понимали, ради чего так долго туда добирались. 

Есть финальный кадр: мы стоим с поводырем возле разрушенной церкви. И я говорю Питеру: "Знаєш, чому квіти повертаються до сонця? Тому що вони мають очі…". Мне кажется, что в целом эта картина — светлая и позитивная, хотя она — о несчастьях украинской нации. 

— Как думаете, российский кинозритель — в современных реалиях — примет, оценит этот фильм? 

— Надеюсь… У меня (в силу профессии) много друзей из России. Со многими работал — даже из числа тех, кто сегодня по другую сторону идеологических баррикад. Вся эта ситуация никого не радует, по крайнее мере, никого из умных людей. Вот дураков, наверное, радует. Но лучше плохой мир, чем вражда. Я не отождествляю понятия "государство" и "народ". Власть — это власть, а люди — это люди. Прожив 54 года, понимаю: власть редко думает о людях, которые ее, этой властью, и сделали. 

В истории "Поводиря" немало общих трагических страниц для единого на то время государства… И существовавшая тогда власть не "тешила" ни русских, ни украинцев. Ведь Голодомор стал трагедией не только Украины. И в Поволжье, и на Кубани тоже был голод. 

— Вы как актер, довольно востребованный в Украине и в России, как-то ощутили на себе последствия теперешнего политического конфликта? Некоторые наши актеры говорят, что их стали реже приглашать в российское кино. 

— К сожалению, многие кинопроекты закрылись. У меня должен был быть проект в Керчи — "Сад радости". Замечательный сценарий, хороший питерский режиссер. Но проект закрылся, потому что он базировался в Керчи, и вся подготовка проходила там. 

Знаю, что многие россияне, приезжающие в Киев, удивлены, что наши реалии совершенно иные, нежели те, которые им показывают по ТВ. И, конечно, Сереже Безрукову я теперь руки не подам… Потому что он подписал то письмо. Хотя мы с ним и мило общались еще на съемках фильма "Матч". 

Ни один нормальный человек не может радоваться тому, что кто-то в кого-то стреляет! Да, надо иметь свою позицию. Но если эта позиция только в том, чтобы поддерживать своего правителя, то я с таким человеком ни общаться, ни здороваться не хочу. И поэтому пока сниматься в Россию не поеду. Даже если будут хорошие предложения. И уже были некие предложения… Но нашел причину, по которой не поехал. Конечно, люди не виноваты в том, что случилось. Но не хочу стоять на границе между "ними" и "нами". И не хочу, чтобы русские артисты смотрели мне в глаза и думали: ах, приехал к нам деньги зарабатывать! Да я и тут могу заработать…

— А Крым? 

— Туда на съемки тоже не поеду. Да меня и не пригласят уже, наверное. Хотя у меня там замечательные друзья: и в Керчи, и в Севастополе. И на гастролях там бывал много раз. 

Естественно, многие мои коллеги, из числа тех, кто связан с теле- и кинобизнесом, заметно ощутили на себе конфликт в российско-украинских отношениях. Но все-таки повторюсь: главное — чтобы закончилось военное противостояние. Нужно, чтобы мужья были дома возле жен, а не стреляли. Это касается и той, и другой стороны. Ведь когда паны дерутся, чубы трещат у простых людей. 

— Этот сезон для вашего Молодого театра во многом знаковый. Ведь театр был основан 35 лет назад. Вы много заняты в репертуаре, огромной популярностью пользуется один из недавних спектаклей с вашим участием — "Загадочные вариации", где у вас, по мнению критиков, великолепный дуэт с Алексеем Вертинским. Планируются ли новые совместные проекты и тандемы? 

— Театр не может ориентироваться только на меня и Алексея Сергеевича Вертинского. У нас большая замечательная труппа. Тем не менее, надеюсь, в следующем сезоне Андрей Федорович обратит внимание и в нашу сторону… Думаю, найдем время, чтобы реализовать какие-то "безумные" идеи… 

— Ваш брат Николай Боклан — актер Театра драмы и комедии. Но почему до сих пор нет семейной антрепризы? 

— Мы с Николаем Владимировичем идем параллельно. Последние лет десять в творчестве не пересекаемся. В этом году у одного режиссера была идея — свести нас братьями в одном фильме. Но продюсер решил иначе. И мы опять не пересеклись. Коля — талантливый человек, работает много и успешно. "Семейной антрепризы" пока нет. Ибо есть дела поважнее. У нас в стране вообще проблемы с антрепризой… И я не уверен, что если на афише будет написано "Боклан", то зрители сразу побегут на спектакль. 

У нас есть "звезды", но я себя к таковым не причисляю. Спокойно существую и без звездности. Мне некогда тусоваться: у меня семья, театр, кино. Стараюсь работать честно, насколько умею это делать. Вообще, на сцене работаю уже 30 лет. И тут, на этой сцене, делал все — пел и танцевал, фехтовал и умирал, воскресал и любил… Словом, жил. Вот так и живу.

 

ТИТРЫ. Станислав Боклан родился в Брусилове Житомирской области. В 1984-м окончил Киевский театральный институт. С 1984-го по 1994-й работал в Мариупольском театре. С 1994-го — в киевском Молодом театре. Запомнился яркими ролями в спектаклях "Дон Жуан", "Дядя Ваня", "Четвертая сестра", "Афинские вечера", "Загадочные вариации". Снимался в фильмах "Страчені світанки", "Сестры по крови", "Девять жизней Нестора Махно", "Пять минут до метро", "Сердцу не прикажешь", "Колдовская любовь", "Дело было на Кубани", "Матч", "Страсти по Чапаю", "Пока станица спит", "Поводир, або Квіти мають очі" и др. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно