ШЕДЕВР БЕТХОВЕНА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЕ

16 февраля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 16 февраля-23 февраля

в Национальной опере Фото Владимира СТРУМКОВСКОГО Подобное в наше время, к сожалению, происходит не так часто...

в Национальной опере

Фото

Владимира СТРУМКОВСКОГО

Подобное в наше время, к сожалению, происходит не так часто. Как правило, пользующийся популярностью у киевлян и гостей города зрительный зал оперного театра далеко не всегда в наше время бывает полным. Однако, в тот день в зале театра был аншлаг, впрочем в определенной мере этого следовало ожидать. Ведь всемирно известную 9-ю симфонию Бетховена исполняли хор и оркестр Национальной радиокомпании Украины, а также солисты Национальной оперы Людмила Юрченко (меццо-сопрано), Александр Востряков (тенор), Тарас Штонда (бас) и солистка капеллы им.Ревуцкого Людмила Давымука (сопрано) под руководством известного итальянского дирижера Риккардо Капассо.

Бесспорно, многие стремились не только услышать самую грандиозную симфонию великого венского классика, но и оценить, как она прозвучит в интерпретации маэстро из страны Данте и Верди. Согласитесь, не так часто к нам приезжают музыканты из Италии - родины европейского Возрождения. Да и в недалеком прошлом подобное случалось не так часто.

Следует отдать должное мастерству Риккардо Капассо: симфония была исполнена великолепно, в особенности третья и четвертая части. Маэстро покорил слушателей не только высоким профессиональным уровнем, но и необычайно эмоционально-наполненной трактовкой этого величественного творения Бетховена, красивой, выразительной и пластичной манерой дирижирования. Кроме того, ему удалось привнести много новых и оригинальных акцентов, не нарушая авторского замысла, что является неотъемлемым качеством профессионала высокого уровня.

Овации в зрительном зале были весьма продолжительными. Многие слушатели, среди которых находились видные деятели культуры Украины, представители дипломатического корпуса, гости из-за рубежа, журналисты и поклонники классической музыки, аплодировали стоя, не желая уходить.

«Мои друзья из Италии признались мне, выражая свое восхищение, что подобного великолепного звучания хора им никогда не приходилось слышать, - заметил после концерта Риккардо Капассо. - Далеко не в каждой стране можно услышать подобный уровень высокого мастерства в сочетании с поразительным чувством единства и сплоченности, а также с удивительной мощностью звучания».

- Как часто вы дирижировали этой симфонией?

- Сегодня уже пятый раз, а впервые в 1978 году в театре «Беллини» в Катании (Италия), сейчас я работаю главным дирижером этого театра.

- Почему вы решили исполнить 9-ю симфонию Бетховена?

- Это одно из величайших созданий человеческого гения. Недаром главная тема финала стала одним из гимнов ООН. Данное произведение настолько грандиозное и масштабное как сама Вселенная, оно уникальное в своем роде. Первая часть - это трагедия человеческого бытия, вторая - может быть названа «фаустовской», третья - невероятно возвышенная и величественная, в ней дух пребывает в особом состоянии, словно разговаривает со звездами. Четвертая - это воплощенная в звуках идея единения всех людей, независимо от цвета кожи и национальных различий.

Впрочем, последняя симфония Бетховена содержит в себе столько неразгаданного и не до конца постижимого, подобно сфинксу. Недаром Леонард Бернстайн испытывал страх, дирижируя третьей частью симфонии. Философская концепция данного произведения актуальна и в наше время, и неудивительно - это шедевр, созданный на века.

- Несколько слов о себе. Где вы учились как дирижер?

- В Академии музыки в Сиене, в Италии, а также следил за деятельностью ведущих дирижеров мира и, разумеется, изучал их опыт. Наибольшее влияние на меня оказали Герберт фон Караян и Леонард Бернстайн.

Я преподавал дирижерское мастерство в Австрии, США (Миннеаполис). Выступал во многих странах. Один раз дирижировал 9-й симфонией Бетховена в оперном театре Йоханнесбурга в ЮАР вместе с немецким дирижером Херманом Шерфером.

- Ваши любимые композиторы?

- И.Брамс, Дж.Верди, Г.Малер (мне приходилось дирижировать его симфониями - 1, 3, 5, 6), Дж.Пуччини, а также Б.Барток и Д.Шостакович.

- Ваш нынешний приезд в Киев первый?

- Впервые я приезжал в ваш город в апреле 1994 года и принял участие в концерте, посвященном жертвам аварии на ЧАЭС. Я дирижировал тогда «Реквиемом» Верди. Я полюбил Киев, а также эту землю и народ Украины, у которого поразительно много общего с итальянцами с первого дня пребывания. И, думаю, навсегда.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно