Путешествие Олега Сенцова в потусторонний мир

6 июня, 2014, 18:05 Распечатать Выпуск №20, 6 июня-13 июня

Эта странная, незамысловатая история, наполненная подробностями из жизни геймеров, разыграна непрофессиональными актерами, кое-как озвученная (для того, чтобы услышать реплики, необходимо порой серьезно напрячь свой слух) все-таки держит внимание зрителя, не отпускает его ни на миг. 

На этой неделе киноклуб NoName Club представил фильм "Гамер". Это полнометражный дебют украинского режиссера Олега Сенцова, которого злые перипетии текущего момента временно дистанцировали от творческого процесса. Ранее его картина "Гамер" была представлена на Киевском кинофестивале "Молодость", на Одесском фесте. Премьера проекта состоялась на ежегодном фестивале авторского и независимого кино в Роттердаме. Слоган фильма — "Кто-то хочет, а кто-то получает…" — странным образом отражает и ситуацию в стране, и ситуацию в судьбе режиссера Сенцова…

Напомним, что еще 11 мая украинского кинорежиссера Олега Сенцова, активиста "Автомайдана", задержали в Крыму по подозрению… "в терроризме". Адвокат режиссера Дмитрий Динзе тогда же заявил: "История эта достаточно мутная, я вполне допускаю, что это может быть провокация, чтобы Олега как-то подставить…"

Впоследствии Сенцова из Крыма перевезли в тюрьму Лефортово. Российские СМИ приписали Сенцову и еще трем товарищам "…совершение диверсионно-террористических актов в городах Симферополь, Ялта, Севастополь, а в последующем — уничтожение ряда объектов жизнедеятельности, железнодорожных мостов, линий электропередач". Якобы в ходе обысков были обнаружены взрывчатые вещества, огнестрельное оружие, боеприпасы. 

Представители творческой общественности Украины и некоторые кинематографисты РФ назвали подобные заявления провокационными и абсурдными. Известный кинорежиссер Сергей Лозница на Каннском кинофестивале потребовал немедленного освобождения Сенцова, а все произошедшее вокруг него охарактеризовал емким словом "безумие". 

Сенцов — этнический русский. Родился в Симферополе. С 1993-го по 1998-й учился в Киевском экономическом университете. В родном городе владел одним из компьютерных клубов, а потом на собранные деньги снял свой первый фильм "Гамер". Бюджет проекта — около 20 тыс. долларов США. Как сообщают СМИ, все актеры участвовали в фильме бесплатно. Год назад этот же режиссер приступил к съемкам своего нового фильма — "Носорог", посвященного поколению криминальных 90-х (бюджет вырос до 1 млн долларов, часть средств выделило Госкино Украины). Однако в искусство вмешалась жизнь, точнее гражданская позиция Сенцова. Он стал активным участником Евромайдана, в крымском вопросе поддерживал позицию украинской государственности. У Олега двое детей — Алина
(14 лет) и Владислав (9 лет). Мальчик, увы, нездоров… 

…Что касается фильма "Гамер", то отзывы о нем даже самых придирчивых критиков весьма позитивные. Например, один из авторитетных российских киноэкспертов Кирилл Разлогов заявил, что "Сенцов — талантливый режиссер, адекватный человек, он пользуется определенным авторитетом в кинематографических кругах. Сенцов может быть вполне перспективным режиссером. Подход к делу у него профессиональный". 

Теперь, собственно, о "Гамере", который снят фактически на фотоаппарат. И это тоже эстетическая особенность проекта. 

Главный герой фильма — парнишка по прозвищу Косс — живет в провинциальном городке. Он задается целью непременно победить в чемпионате по игре Quake. Мальчика на самом деле зовут Алексей. Все свое свободное время он проводит в компьютерном клубе "Вавилон", где и становится заметной фигурой. Ведь никто лучше него не умеет побеждать "злобных врагов", проходить запутанными лабиринтами и избегать опасностей. Ради Игры герой забрасывает учебу в техникуме и тренируется по 5-6 часов в день. 

У него есть цель — стать чемпионом. 

И он ее достигает. Сначала в клубе. Потом — в национальном соревновании. Потом едет в Америку. Там занимает второе место в мировом чемпионате. Вернувшись домой, Косс понимает: вокруг и внутри ничего не изменилось. Он не стал "супергероем", он по-прежнему лишен права выбора. 

Мать переводит сына из техникума в университет (на географию). Друзья становятся для него чужими. Трамваи остаются такими же обшарпанными и едут по-прежнему по тем же рельсам. А мать все так же беспомощна и несчастна. 

Косс порывает с игрой. Выбрасывает в озеро заветную "мышку" и любимые наушники. Выпивает за свое взросление бутылку водки… И остается в полном одиночестве. Только в финале видим — впервые за весь фильм — его улыбку. 

Эта странная, незамысловатая история, наполненная подробностями из жизни геймеров, разыграна непрофессиональными актерами, кое-как озвученная (для того, чтобы услышать реплики, необходимо порой серьезно напрячь свой слух) все-таки держит внимание зрителя, не отпускает его ни на миг. 

Почему? 

Первая причина — сценарий. В нем заложена "архетипическая" история путешествия в "потусторонний" мир. Из трамвайного обшарпанного городка, с захватанными мониторами, отвратительной едой, дешевым пивом, уродливыми обоями и продавленными диванами наш герой отправляется в сверкающий и условный мир Игры, где он наделен суперспособностями. 

В этом мире только от него самого зависит: выжить или погибнуть? Победить или сдаться? Оказавшись в параллельной реальности Героем, избежав виртуальной смерти, Косс возвращается обратно, на грешную землю. И это его осознанный выбор… 

Вторая причина видимой успешности проекта — узнаваемый, очень правдивый мир, в котором обитает наш герой. В этом мире нет ни глянца, ни чернухи. Только правда! Это и "наш мир". Наша жизнь. Уродливые городские пейзажи, тряские трамваи, плохие дороги, люди с хмурыми лицами в темных одеждах. И словно оазис в пустыне где-то на горизонте — горы, деревья, зелень, вода. Все то, о чем мы в нашей безумной городской жизни часто забываем. То, что на самом деле имеет смысл. Неловкая "игра" непрофессиональных актеров, занятых в фильме, лишь увеличивает это ощущение документальности, сокращая дистанцию между зрителем и героями. 

Еще одна причина фестивальной состоятельности картины — операторская работа. В картине много точных, тщательно выверенных кадров: визуальный ряд очень лаконичен, каждая деталь имеет значение. А когда в черно-серый общий фон картины радостными пятнами врывается зелень травы и деревьев, зрителя просто накрывает волна радости, такая редкая в наше время эмоция. 

Некоторые кинокритики отмечают, что фильм абсолютно свободен от традиций украинского поэтического кино, ставшего для наших кинематографистов своеобразным "обетом верности", подобно тому, как Бродский заражает своим влиянием всю современную русскую поэзию. Если же говорить о влияниях, то "Гамер" близок к французской "Новой волне" с ее идеями о всесилии режиссера, непредсказуемостью повествования, близости к реальности и рваным монтажом. 

…Симферополь и Евпатория, которые служат фоном событий фильма, для многих из нас уже вроде бы потерянный мир. Для многих, но не для всех. И многие, и все все-таки не теряют надежды, что "драма абсурда" вокруг режиссера "Гамера" Олега Сенцова вскоре закончится, а в его жизни начнется совершенно другой "жанр" — исключительно творческий. В общем, ждем режиссера из "потустороннего" мира… 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно