Премьеру картины "Шлях мерця" - "первого украинского хоррор-фильма" (на чем настаивают создатели) - увидим либо в конце 2017-го, либо в начале 2018-го. Тем не менее, вокруг ленты режиссера Георгия Фомина и продюсера Игоря Савиченко уже образуется некая "мифология". Нетерпеливые фанаты будущего хоррора с Мыколою Вереснем в главной роли (он играет самого себя) создают о проекте странички в Интернете, оживленно комментируют съемки на заводе "Ленінська кузня", который принадлежит, сами знаете кому.
Согласно предварительным анонсам, "в центре сюжета - приключения актера театра и кино Вересня, который случайно получает таинственный чемодан-дипломат, после чего на него начинается охота, и возглавляет ее министр МВД по прозвищу Бармалеев…".
Но только это одна из линий. Предполагается, судя по тем же анонсам, даже линия царя Ивана Грозного…
В творческой команде проекта, который создает компания "Директория кино", известный украинский художник Андрей Ермоленко и продюсер группы "Перкалаба" Олег Гнатив. У будущей картины довольно разветвленная жанровая структура. Уточняют: постмодернистский жлоб-арт в форме поджанра жанра "роуд-муви". В общем, можно представить, сколько приятных хлопот в связи с "Шляхом мерця" у продюсера проекта - Игоря Савиченко.
- Игорь, давайте все-таки разрешим проблему жанра. Детектив? Жлоб-арт (как некое ноу-хау в украинском кино)? Черная комедия? Или полный и безоговорочный синтез всего со всем?
- Это постмодернизм. Поэтому и с определением жанра - определенные проблемы. Это также и черная комедия и трэш-хоррор. По структуре - трагикомедия.
- Кандидатура Мыколи Вересня, как исполнителя главной роли, возникла сразу? Или были какие-то варианты, пробы других актеров? Почему именно Вересень?
- Первый вариант названия был "Вересень" - он носитель образа, под него писался сценарий. Еще на питчинге Жора сказал, что давно хотел убить Вересня, и сделал это "иносказательно".
Когда Мыкола заболел, мы думали о запасных вариантах. Но точно в цель никто не попал. Как вариант был Антин Мухарский. Но Мыкола настолько хотел играть самого себя, что быстро восстановился после операции. Мы создали ему все условия на съемках - в соответствии с его здоровьем.
- Как вы представляете себе будущую адресную аудитории картины? На кого в большей степени рассчитана эта киноистория?
- Аудитория в Украине размыта, подобного жанра фильмов, которые изначально трэш, а не просто получились трэшево, еще не было. Но все же это те, кто слушает "Перкалабу", "ВВ", ходит на выставки жлоб-арта, читает жанровые книги и любит зарубежный трэш. Это значимая часть аудитории. И будем формировать новую. Кино мощнее музыки или литературы по покрытию - задача сложная, но выполнимая. Международная аудитория больше нам понятна, чем украинская.
- В вашей картине задействован известный художник Андрей Ермоленко. Как давно сотрудничаете? Что вас наиболее привлекает в творчестве этого художника?
- Ермоленко мой одноклассник - этим все сказано. Но по финалу он в проекте занят минимально - сильно занят.
- На каком этапе работа над фильмом в настоящее время? Когда планируется премьера? Есть ли интерес со стороны фестивалей к этому проекту?
- Через неделю начнем завершающий съемочный блок, дальше постпродакшн. Про фестивали пока говорить рано - никто не видел даже ворк ин прогресс. Прокат - конец 2017-го или начало 2018-го.
- Реально ли в украинском прокате "отбить" расходы на такой фильм, как ваш? Хотя бы предварительно - сколько копий планируется к премьере в Украине?
- В украинском прокате даже при поддержке ТВ "отбить" кино нереально. Даже малобюджетный фильм вряд ли себя окупит. А фильмы с бюджетом системно окупаться не в состоянии.
Но "Шлях мерця" - все же комедия, хоть и черная. Этот жанр на фоне происходящего в стране будет восприниматься хорошо (думаю, вместе с телепоказами, ограниченными показами за рубежом и через онлайн-платформы он может быть прибыльным. Бюджет у фильма небольшой. Планируем около 40 копий. Если будет поддержка телеканалов - может вырасти до 80.
- Легко ли сегодня отечественному продюсеру загодя предвидеть-просчитать успех или провал того или иного кинозапуска? Успех как фестивальный, так и кассовый. Ведь не секрет, что редкая киноптица сегодня долетает хотя бы до середины своего бюджета. То есть чаще - минусы, минусы, минусы.
- Просчитать успех заранее трудно - кинопроцесс непостоянный и творчески сложный.
Что касается фестивалей, их интересуют новые формы, новые темы. С этой точки зрения у нас все хорошо. Фильмы, которые я продюсировал и продолжаю продюсировать, регулярно попадают на крупные фестивали и получают там призы.
А вот с аудиторией сложнее - она формируется под влиянием телевизора. Контент там очень простой с точки зрения киноязыка. Технология съемки, игра актеров, драматургия должны быть доступны максимально широкой аудитории.
Еще возрастной фактор телезрителей влияет на пристрастия, например ностальгия по СССР.
Мелодрамы и ментовские детективы смотрятся хорошо, локальные комедии с телезвездами тоже могут иметь успех, наверное.
Но если говорить о кино и его развитии - пытаемся нащупать уникальный украинский почерк и донести его до широкого зрителя.
Это процесс долгий и сложный. И нас часто ругают, что "тратим государственные деньги" на непонятно что. Но так по всей Европе: эксперимент - за счет налогоплательщика, а удачные эксперименты потом массово тиражируются за коммерческие.
Спасибо некоторым телеканалам, которые поддерживают нас в прокате. "Интер" поддержал "Братов" и "Поводыря". ICTV поддержал "Бранцев", "Поводыря". Телеканалы "24", "Эспрессо", ZIK, региональные каналы тоже включаются в процесс.
Это начало долгого пути, в конце которого хорошее кино и широкая аудитория поймут и найдут друг друга.
Еще бы отметил, что аудитория у нас есть, и потенциал есть. Пример - "Книжковий Арсенал". Огромное количество украинских книг и переводов. А ведь еще года четыре тому назад украинская литература была экзотикой.
Так и в кино. С каждым новым фильмом аудитория расширяется.
P.S. На этой неделе в рамках Каннского кинофестиваля снискал успех проект, которым занимается компания Игоря Савиченко "Директория кино", и который должен появиться почти одновременно с "Шляхом мерця" - в 2017-м. Сценарий Марыси Никитюк "Коли падають дерева", как основа нового кинопроекта, стал победителем 10 сессии Scrip Teast Award им. К.Кишлевского - за лучший сценарий стран Центральной и Восточной Европы. С чем искренне поздравляем Марысю и Игоря.