Победа «черно-белого» в Берлине

24 февраля, 2012, 13:44 Распечатать Выпуск №7, 24 февраля-2 марта

В целом весьма усредненный уровень фильмов конкурса оставлял надежду, что «изюминку» фестиваля нужно искать в сопутствующих программах.

© kp.ru

На недавно завершившемся Берлинском международном кинофестивале главный приз — «Золотой Медведь» — был присужден итальянским режиссерам Паоло и Витторио Тавиани за фильм «Цезарь должен умереть».

Эта полудокументальная картина выделяется на фоне основного конкурса оригинальным приемом: братья Тавиани фиксируют на пленке процесс постановки спектакля «Юлий Цезарь» — зрителю дана возможность наблюдать за творческим процессом от кастинга до премьеры, по аналогии с распространенным нынче жанром «фильм о том, как снимался фильм».

Только трагедию Шекспира ставят не в театре, а в известной римской тюрьме строгого режима Rebibbia, а исполнители — настоящие заключенные, приговоренные к продолжительным срокам заключения, вплоть до пожизненного.

В связи с постановкой создается впечатление, что вся жизнь в тюрьме подчинена подготовке к предстоящей премьере. Спектакль ставится без декораций, действие вписано в аскетичные тюремные интерьеры. Режиссер спектакля Фабио Кавалли работает в тюремном черно-белом мире с колоритными личностями, выявляя глубинные параллели меду шекспировскими характерами и современными представителями уголовной среды. Такой театральный концепт адаптируется своеобразным кинореализмом братьев Тавиани. Их документальное наблюдение за влиянием силы высокой драмы на поведение заключенных расширяет границы человекознания. Очевидно, жюри, наблюдая достаточно усредненный уровень конкурсной программы, в отсутствие явных фаворитов и ярких открытий приняло компромиссное решение, отдав самого весомого «Медведя» заслуженным мэтрам, старейшим участникам фестиваля, воистину «священным чудовищам» и классикам итальянского кино — братьям-режиссерам, суммарный возраст которых перевалил за 160 лет (Паоло Тавиани исполнилось 83 года, а его брату Витторио — 81).

Гран-при жюри и «Серебряный медведь» за второе место достался фильму «Всего лишь ветер» (режиссер Бенедек Флигоф, совместное производство Венгрии, Франции, Германии). Лента основана на реальных событиях в Венгрии 2008-2009 гг., когда в стране произошла серия нападений на цыганские семьи. Шестеро человек были убиты, трое ранены. Эти факты кратко изложены в титрах, предваряющих фильм, построенный на будничном материале жизни одной цыганской семьи. Мать с сыном и дочерью, а также немощный старик живут в доме где-то в лесу. Все живут надеждой отъезда в Канаду, где их ожидает глава семейства. А пока женщина работает на двух работах, пытаясь содержать дом. Дети учатся в школе, впрочем, сын не слишком любит посещать занятия, а старик не прочь выпить и заснуть где-нибудь в лесной сторожке. На первый взгляд — ежедневная рутина… Но завораживающий ритм картины, предчувствие трагической развязки с каждой минутой нагнетают напряжение, подкрепляемое мастерски организованным звуковым пространством картины.

Обладателем «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру стал Кристиан Петцольд (Германия) за фильм «Барбара». Такое решение арбитров было довольно точно спрогнозировано рейтингами, публикуемыми в официальном журнале феста Screen. Лидирующая по количеству полученных баллов эта экзистенциальная драма, повествующая о женщине-враче, живущей в ГДР и сосланной из столичной клиники в провинциальную больницу за связь с западным немцем, держала наивысший рейтинг с момента показа и практически до финала состязаний.

Кроме «Барбары» в конкурсной программе было представлено еще две немецкие ленты — «Домой на выходные» и «Пощада» (или «Милость»). В добавок к этому участие Германии значится в совместном производстве шести фильмов конкурса. Таким образом, из 18 картин основного соревнования девять созданы при участии страны-хозяйки фестиваля, что значительно повысило вероятность получения медведей из драгметаллов.

«Немецкое присутствие» наблюдалось и в кинолентах, созданных вне копродукции с Германией. Так, обладателем «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения стал Лютц Райтемейер, награжденный за операторскую работу в фильме «Белая оленья равнина» китайского режиссера Вана Чуананя. Ван Чуанань в 2007 году увез из Берлина самый ценный трофей за свой фильм «Свадьба Туи», снятый во внутренней Монголии. В нынешней работе режиссера отсутствует та легкость, органика и ирония, что отличали «Свадьбу Туи». «Белая оленья равнина» — рассказ об изменениях в жизни двух семей, попавших в вихри военных и революционных катаклизмов китайской истории, начиная с 1912 года. Работа отличается живописностью, и в этом неоспоримая заслуга кинооператора. Что и было отмечено авторитетным жюри.

«Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль достался Миккелю Бо Фольсгаарду («Королевское дело», режиссер Николай Арсель, Дания/Швеция/Германия). Это один из костюмных «монархических фильмов», ставших своеобразным лейтмотивом фестиваля. Достаточно вспомнить картину открытия «Прощай, моя королева», действие которой происходит в Версале. Обладатель «Серебряного медведя» создал образ эксцентричного, неуравновешенного, психологически нестабильного короля Германии Кристиана VII, претерпевшего двойной удар — измену супруги Каролины Матильды с придворным лекарем Джоаном Струенси, которого Кристиан считал своим ближайшим другом. Личная драма положила конец прогрессивным реформам, проводимым в жизнь монархом под руководством Джоана.

«Серебряный медведь» за лучшую женскую роль получила Рэйчел Мванца юная исполнительница роли девушки-подростка в фильме «Ведьма войны» (режиссер Ким Нгуйен, Канада). Героине Рэйчел Комоне 12 лет. Она живет в африканской стране, охваченной гражданской войной. Повстанцы забирают девочку из родной деревни и заставляют воевать в джунглях с правительственными войсками. Не имеющая профессиональной подготовки уроженка Конго оказалась очень органична, воссоздавая судьбу своей ровесницы, попавшей в горнило военных столкновений. Комона познает любовь, страх и ненависть, теряет близких, общается с духами, становится матерью и, хочется верить, в итоге обретает гармонию с собой и миром.

Почетным призом Альфреда Бауэра (учрежденным в память кинокритика, одного из основателей Берлинского кинофестиваля) наградили фильм «Табу» (португальский режиссер Мигель Гомеш). «Табу» португальца получило также приз ФИПРЕССИ. Это типичное синефильское кино вызвало неоднозначную реакцию: неискушенные зрители на просмотре откровенно скучали, зато киноманам фильм показался весьма любопытным, необычным, хотя и они соглашались, что действие картины весьма затянуто. События разворачиваются как бы в трех слоях времени. Один из временных потоков связан с современностью, со смертью лиссабонской старухи, чья кончина дает возможность ее африканской служанке заглянуть в африканское прошлое своей хозяйки. Второй временной поток построен на продолжительных черно-белых флеш-бэках, обращенных к событиям 50-летней давности; третий подкрепляется голосом диктора, повествующим о поездке героини в молодые годы в Африку, где, проживая в португальской колонии с мужем, она закрутила бурный роман с красавцем музыкантом. Фильм пронизан неприятием колониального прошлого и одновременно острой ностальгией, насыщен множеством культурных реминисценций, отсылов к литературной и кинематографической классике, включая одноименную ленту Фридриха Мурнау.

Специальной награды, подкрепленной «Серебряным медведем» удостоился фильм «Сестра» Урсулы Мейер (производство Швейцария/Франция).

Следует признать, что не всегда наиболее интересные события фестиваля ограничивались конкурсной программой. Не меньший интерес вызывали кинофильмы специальной программы. Это «Железная леди» Филлиды Ллойд с неподражаемой Мэрил Стрип в роли первой, и на сегодня единственной, женщины премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Любопытна новая работа Джана Имоу «Цветы войны», где режиссер радикально выходит за рамки своего привычного амплуа, повествуя историю о том, как в кровавой бойне японо-китайского военного конфликта 1937 года под сенью христианского храма в Нанкине скрывается группа учениц-послушниц миссионерской школы под опекой анархически настроенного американца — тупейных дел мастера, выдающего себя за священника. В храм приходят искать защиты и проститутки из близлежащего борделя. Картина изобилует компьютерными эффектами, перестрелками, взрывами. Количество насилия и галлоны пролитой крови переходят в некое новое качество, временами обретая статус самодостаточности.

В то время как киноэстеты жаловались на неутешительные тенденции оскудевания конкурсной программы, которая год от года становится все слабее, зрители выстраивались в длинные очереди к билетным кассам. По данным официальной статистики, за фестивальную декаду было продано около 30 тысяч билетов.

В целом весьма усредненный уровень фильмов конкурса оставлял надежду, что «изюминку» фестиваля нужно искать в сопутствующих программах. Основная сопутствующая программа «Панорама» казалась многообещающей по части открытий. Мягко говоря, не все ожидания оправдались. Так, тайваньский проект «10+10» группы режиссеров под предводительством Хо Хсио-Хсиена — одного из лидеров тайваньского нового кино, содержал 20 пятиминутных лент, очень разных по жанрово-тематическим характеристикам. Можно было предположить, что представленные короткометражки, снятые наиболее известными представителями тайваньской «новой волны», дадут некое целостное представление об истории и современности Тайваня. Но «пазлы» на сложились в картину, а так и остались отдельными «картинками». Серия завершилась фильмом мэтра «Прекрасная эпоха». Очевидно, это словосочетание и должно было стать эпиграфом и содержательной основой проекта.

Подогретая продуманным пиаром публика ломилась на «Железные небеса» финского режиссера Тимо Вуоренсола. Нуар пародия на наци-фильм мистифицирует зрителя фантазиями на тему существования колонии чистокровных арийцев на теневой стороне Луны, не доступной взгляду с Земли. По версии авторов, в 1945 году, когда исход Второй мировой был предрешен, с секретных баз в Антарктиде стартовали примерно 1500 нацистов, мужчин и женщин. Вот уже более шести десятилетий «белокурые бестии» прилежно трудятся над приумножением потомства, вынашивая планы нападения на Землю, реванш Четвертого рейха. Артхаусный проект привлекает иронически-пародийным осмыслением стереотипной наци-символики, грандиозными видами нацистской армады и нюансами социальных особенностей существования на милитаристской базе. Реалии фантастического мира воссозданы с использованием экстраординарной графики. Нечто вроде артхаусной малобюджетной версии «Звездных войн». Возможности развернуться в этом направлении, очевидно, сдерживались весьма скромным бюджетом картины.

В этом году фестиваль был по-настоящему «звездным»: в числе тех, кто прошелся по красной ковровой дорожке «Берлинале» и попал под перекрестные вспышки фотокамер на пресс-конференциях — Мэрил Стрип, Анджелина Джоли, Кияну Ривз.

Вообще в Берлине любят «фестивалить». 12 февраля, параллельно с событиями «Берлинале», в районе Оливер Плац на Кудаме состоялся фестиваль конфет. В общей сложности с украшенных грузовиков было сброшено 50 тонн конфет, в основном леденцов. Грузовики проследовали по указанному в утренних газетах маршруту — до Нолиндорф Плац. Те, кто пресытился пищей духовной, вполне могли сходить на маскарад, послушать музыку и подкрепиться сладеньким, сбить послевкусие от непонравившихся картин, чтобы с новыми силами окуунуться в кинематографическую «духовку». 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно