От «Хоббита» троится в глазах

21 декабря, 2012, 16:31 Распечатать Выпуск №47, 21 декабря-27 декабря

Под яркой упаковкой этой голливудской картины скрывается весьма внятный «знак» текущего времени. Именно этот «знак» и спровоцировал огромный кассовый успех «Хоббита» на первом этапе проката.

© Кадр из фильма

На отечественные экраны вышел «Хоббит» Питера Джексона. Пожалуй, самый ожидаемый фильм уходящего года. Столь масштабные ленты точно диагностируют сознание массовой аудитории. Под  яркой упаковкой этой голливудской картины скрывается весьма внятный «знак» текущего времени. Именно этот «знак» и спровоцировал огромный кассовый успех «Хоббита» на первом этапе проката. 

После феерического финансового успеха «Властелина колец» экранизация «Хоббита» стала просто вопросом времени и авторских прав. Возня с последними отодвинула премьеру почти на десять лет — с того момента, как предыдущая часть этой же франшизы получила одиннадцать «Оскаров». Причем, по заслугам.

Таким образом, на смену прежней эпической саге пришла «разноцветная» сказка «Хоббит». В которой масштабный сюжет подменило затянутое разжевывание незамысловатой повести Джона Р.Р.Толкиена. В оригинале она занимает чуть более сотни страниц. А экранное воплощение сказки составит в конечном счете почти восемь часов экранного времени (три фильма по два с половиной часа каждый).

Если после просмотра трех фильмов «Властелина…» толкиенисты с пеной у рта спорили о том, какие эпизоды из книги не вошли в фильм, то после «Хоббита» им такой возможности  не представится! Создатели не упустили ни единой детали из книги, раздув киносюжет до масштабов трилогии.

Изначально фильм был задуман в двух частях. Однако когда съемки были окончены и режиссер Питер Джексон, казалось бы, вздохнул с облегчением, сообщив, что самое трудное — позади, продюсеры неожиданно объявили: «Быть трилогии!».

Кроме любви к симметрии, на решение снимать дополнительную часть продюсеров подтолкнул тот факт, что другие самые кассовые франшизы сейчас находятся в состоянии «перезагрузки». А значит, конкуренции у «Хоббита» — минимум. «Гарри Поттер» и «Сумерки» — закончились. Новые части «Звездных войн» и «Пиратов Карибского моря» — выйдут только в 2015 году. А продолжение саги о Бэтмене — и того позже. 

Так что, если бы не эта франшиза, миллионы киноманов по всему миру в ближайшие несколько лет были бы обречены на нечеловеческую тоску...

Итак, первый фильм трилогии «Хоббит» вышел в канун конца света. Вторая часть — «Пустошь Смога» — появится ровно через год (в честь годовщины оного)! Ну, а заключительная лента — «Хоббит: туда и обратно» — запланирована на 2014-й. 

В результате каждый получит свое. Продюсеры — сверхприбыль. Дети — еще одну сказку о любви к загадочным существам. А их родители — возможность лишний час поспать в кинотеатре под мелодичный саундтрек этого самого фильма.

В последнее время стало модно использовать технологии, которые ранее никто не применял в столь масштабных проектах. Джэймс Кэмерон в «Аватаре» вывел на новый качественный уровень 3D-технологию, Тим Бертон в «Франкенвини» доводит до совершенства кукольную анимацию, а вот Питер Джексон решил снять «Хоббита» с частотой 48 кадров в секунду! Соревнования «главных сказочников Голливуда» напоминают эпическую битву магов, у каждого из которых на примете свое тайное кинозаклинание.

Главное преимущество 48-ми кадров в секунду — безукоризненное изображение. Так что даже не самый внимательный зритель сможет пересчитать все пролетающие на экране стрелы и без труда определить пол ежика, пробегающего на заднем плане.

Очаровательные спецэффекты заставляют многих зрителей подумать, что их самые яркие фантазии уступают даже бракованным дублям этой ленты.

Центрального персонажа во «Властелине колец» сыграл Элайджа Вуд. Экранный рост этого недомерка прямо пропорционален его актерским способностям. Поэтому одним из немногих преимуществ «Хоббита» перед предыдущими частями франшизы стало появление Мартина Фримана, прекрасно сыгравшего главную роль.

Еще недавно этот актер появлялся лишь во второстепенных ролях и на него мало кто обращал внимание. В полной мере Фримана открыл миру Питер Гринуэй, доверив главные роли в своих картинах «Тайны «Ночного дозора» (2007) и «Рембрандт: Я обвиняю» (2008). 

Как известно, еще в конце 70-х Голливуд сделал первую попытку разжечь моду на Толкиена и тем самым через хрупкое сознание подростков залезть поглубже в карманы их родителей. Тогда были сняты три полнометражных аниме, лишь сдержанно иллюстрировавшие приключения маленького Хоббита. Сегодня эти мультики смотрят лишь отчаянные толкиенисты…

Пожалуй, главная причина того, что мода на эти фильмы не прижилась в прежние годы, заключается в том, что тогда еще не началась эпидемия инфантилизма, укоренившаяся в массовом сознании нынче. Романтические истории на широких экранах, где реальность кажется сказкой, в наше время уступили место сказкам в чистом виде. Своеобразной кульминацией эпохи, когда в мире популярного кино правили мелодрамы, стал «Титаник», получивший 11 Оскаров и
2 млрд. долл. кассовых сборов.

Если же сегодня взглянуть на список самых кассовых франшиз, то половина из них так или иначе относятся к фэнтези. Кульминацией моды на этот жанр стал именно «Властелин колец», который вывел фэнтези на новый — эпический — уровень.

Кинотеатры (в массовом сознании) стали чем-то наподобие портала, уводящего в детство. Поэтому детское кино в репертуарах мультиплексов — своего рода «неприкосновенный запас». Как только в кинотеатре пропадает фэнтези — сразу снижается его посещаемость. 

И вот героем новой киноэпохи (а вместе с тем и всего нашего времени) является Хоббит-полурослик. Такой себе средний человек — обыватель, совершающий свои подвиги скорее случайно, нежели нацелено. «Обыденные поступки препятствуют большому злу» — одна из немногих афористичных фраз в этой ленте, убеждающая массового зрителя в торжестве посредственности над героизмом. 

Хоббит, если к нему присмотреться внимательней, является эдаким олицетворением… современной заурядности. Утвердившаяся эпоха потребления воспитывает в человеке инфантильность и заставляет жить в иллюзорном мире, наполненном штампами. Потому-то фильм и восприняли с восторгом десятки миллионов зрителей. 

Блоггеры охотились за просочившимися в сеть фотографиями со съемок «Хоббита». Отчаянные толкиенисты возносили небесным силам молитвы в поддержку Питера Джексона и всей его съемочной группы. А продюсеры спорили о том, сколько месяцев потребуется «Хоббиту», чтобы собрать в прокате заветный 1 млрд. долл. и стать, таким образом, четырнадцатым фильмом за всю историю кино, превзошедшим эту планку. 

Интрига вокруг этой ленты обрастала все новыми и новыми легендами.

Последним предпремьерным мифом вокруг фильма стало… извержение вулкана Тонгариро (Новая Зеландия), на склонах которого в свое время снимался «Властелин колец», а у подножья — уже и «Хоббит». Раскаленные камни и струи пепла вырвались из недр вулкана 21 ноября 2012 года — ровно за неделю до мировой премьеры картины. Лучшей рекламной кампании не смог бы организовать даже Джэймс Кэмерон. Режиссер, чьи «Титаник» и «Аватар» стали единственными в истории фильмами, собравшими в прокате больше, чем по 2 млрд. долл.

В свою очередь сборы «Хоббита» демонстрируют срез настроений и увлечений мирового общества потребления. После премьеры «Властелина» приток туристов в Новую Зеландию увеличился в полтора раза. С выходом «Хоббита» массовое паломничество на «святую землю» возрастет еще больше. Позвоните в турагентства — и узнаете, что все туры в те края раскуплены надолго вперед.

«Хоббит популярнее Христа» — довелось услышать обрывок фразы на выходе из киевского кинотеатра. При виде юных зрителей, выходящих вслед, подумалось: «О существовании кого из этих двоих они узнали в первую очередь?».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно