Артисты, промоутеры, практически все основные игроки гастрольно-концертного рынка Украины сегодня активно обсуждают возможность реализации одного непростого закона… Который до небес может взвинтить и без того высокие цены на билеты. И который может де-факто перечеркнуть гастрольную жизнь в стране из-за абсурдности и непродуманности многих дефиниций так называемых изменений в закон…
Итак, на днях состоялось общественное обсуждение изменений в закон «О гастрольных мероприятиях в Украине» (организатор - комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства).
Изменения эти внесены первым вице-премьером Андреем Клюевым и приняты в первом чтении депутатами Верховной Рады 18 октября 2011 года. Законопроект был принят быстро и тихо, без обсуждения на профильном комитете, чего требует процедура. «За» проголосовало 262 депутата из 376 присутствовавших, из них 181 - из фракции «Партия регионов», 11 - из фракции «НУНС», 25 коммунистов, 20 из «Народной партии» Литвина, 20 - из группы «Реформи заради майбутнього», и 5 внефракционных депутатов. Из БЮТ не проголосовал никто.
После отмены в начале этого года трехпроцентного гастрольного сбора и гастрольного удостоверения (как обязательного для проведения культурных мероприятий в Украине) большинство участников рынка ждали нового закона. Тем более в Министерстве культуры постоянно обещали, что по новому законопроекту урегулируется гастрольная жизнь нерезидентов нашего государства.
Сделать прозрачным налогообложение иностранных гастролеров и тем самым направить средства на поддержку национального культурного продукта - вот цель, которой прикрываются авторы проекта, лоббируя безграмотный (с точки зрения конституционности и законности) проект. С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте ВРУ.
Отныне за гастрольное удостоверение, которое только выдадут (а могут и не выдать чиновники местных органов власти), надо платить от 1 до 5% аншлаговой стоимости концерта/спектакля/шоу. Свидетельство это (разрешение, по сути) выдается на платной основе (за исключением благотворительных мероприятий), и срок его действия ограничен датой проведения гастролей.
За гастрольное удостоверение должны платить не только нерезиденты, но и украинские организаторы мероприятий или независимые артисты, которые пытаются гастролировать в Украине. Причем плата эта - взнос за возможность подать заявку на организацию мероприятия. Средства за невыданное удостоверение не возвращаются. Если же в процессе его получения поменяли не только место проведения, но и время (у артиста опоздал самолет, например), платите штраф в размере 20% от аншлаговой стоимости гастрольного проекта! Сам факт выдачи (или невыдачи) свидетельств на проведение гастролей позволяет власти не только брать взятки, но и - это главное - регулировать список выступающих на сценах Украины исполнителей и коллективов.
Отныне, прикрываясь законами («О защите общественной морали», «Об авторском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и «О защите животных от жестокого обращения»), можно запретить, например, театральные постановки Жолдака или Виктюка, ведь «высокодуховный» чиновник может увидеть там намек на «деморализацию», «культ насилия». А сослаться на закон о защите общественной морали, как мы знаем, можно в любом удобном случае.
Устанавливается плата за гастрольные мероприятия - 1-5% от аншлаговой стоимости, то есть от стоимости всех, возможно, проданных билетов, в том числе тех, на которых не указывается ряд и место. Такой вид платы изначально антиконституционен (как можно заплатить что-то с непроданного продукта?), так как это своего рода налог, а налог не имеет право устанавливать Министерство культуры. Все другие виды сборов запрещены законом.
В статье 9 законопроекта устанавливается размер этой платы: 1% от аншлаговой стоимости - для гастролей исполнителей и коллективов в жанрах «театрального, академического музыкального, народного музыкального искусства, аутентичного фольклора»; 3% - для эстрадных, цирковых коллективов и отдельных исполнителей; 5% - для шоу. Различие между шоу и выступлением эстрадного коллектива в законе не прописано. То есть в законопроекте изначально закладывается коррупционная маржа.
Как отличить выступление исполнителя от шоу-программы? Эта обязанность ляжет на чиновников… Вот вам еще один повод для коррупции.
Кстати, чтобы заплатить все эти сборы, придется повысить стоимость каждого билета на 25-50%! Значит, будет невыгодно заниматься гастрольным бизнесом (за последнее время этот рынок упал на 50%).
Допустим, вы все-таки платили «взносы», которые упадут в госбюджет. Что дальше? А дальше в Минфине не найдут кода, по которому можно использовать средства на продвижение украинского культурного продукта. Спросите: почему? Ответ… Перед общественным обсуждением изменений в закон «О гастрольных мероприятиях в Украине» был сделан депутатский запрос об использовании средств, которые накапливались в фонде от уплаты отмененного в начале этого года гастрольного сбора. Ответ ошеломил больше, чем сам закон. Оказывается, гастрольный сбор все операторы рынка платили исправно и даже перевыполняли план. Но ни единой копейки из этого фонда не было направлено на поддержку (или создание) национального культурного продукта.
Комментируя этот факт, Ксения Ляпина сказала, что если искать виновных, то найдется один, и это будет «уборщица»… Комментарии, как говорится, излишни.
Есть и еще один немаловажный вопрос. Вырученные деньги Минкульт собирается направлять, кроме всего прочего, «на развитие гастрольной деятельности отечественных коллективов и исполнителей». Каких? Наша эстрада, за исключением «ВВ», «Океана Эльзы» (и еще нескольких) не всегда собирает залы в регионах Украины, потому и не проходят всеукраинские туры. Все знают, что наш эстрадный цех работает в основном не на кассу, а за гонорар (и им ни холодно, ни жарко от этого закона).
Если говорить о классической музыке, оперных исполнителях, экспериментальных театрах, театральных фестивалях и даже о кукольных театрах из-за рубежа, то при принятии этого «закона» многие не доедут до Украины (ведь они будут приравнены к западным исполнителям, «везущим чемоданами деньги из Украины»).
Кроме того, для отечественных исполнителей в этом законопроекте предусмотрена статья 10 «Порядок обеспечения государственной поддержки гастрольной деятельности». Которая гласит, что государство обеспечивает такую поддержку за счет средств Госбюджета и что объемы этой поддержки также определяются бюджетом.
Тогда, простите, на что будут собираться все эти взносы, перечисленные в «государственный спецфонд»?
Или они растворятся в чьих-то карманах, как и отмененный гастрольный сбор?
Еще одно... Цитата от экс-министра культуры Оксаны Билозир: «Уважаемые, закон придется принять, ведь он уже прошел первое чтение».
Мол, можете собираться сколько угодно, но закон будет принят все равно, так как у нас по традиции «гине мистецтво». А для его спасения, как говорится, любые средства хороши. И антиконституционные, и репрессивные. Ведь подобных налогов нет ни в одной стране мира.
Вообще, если внимательно изучить скандальный закон, создается впечатление, что министра культуры Михаила Кулиняка просто подставили: столько там несогласованности одних статей с другими. Ведь когда с документом познакомились юристы Верховной Рады, то они пришли к выводу, что его нельзя исправить, переписать, а нужно просто отменять (закон изначально безграмотен: в нем смешаны фискальный и регуляторный механизмы сборов и мн. другое). Возможно, следует принять постановление о его отклонении. В данный момент формируется рабочая группа по этому вопросу.
И последнее. Что нужно сделать взамен этого закона? Вернуть гастрольный сбор. Но создать грамотный и прозрачный механизм распределения полученных средств на поддержку национального культурного продукта, на развитие гастрольной деятельности отечественных коллективов и исполнителей. Не плохо бы раз в год отчитываться перед представителями «национального культурного фронта» - кому и сколько денег было отчислено из этого спецфонда…
Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Минкульт - за аншлаги!
После принятия нового Налогового кодекса в Украине был упразднен гастрольный сбор, средства от которого шли на поддержку гастролей украинских театральных и музыкальных коллективов. Сейчас Министерство культуры подготовило изменения в Закон «О гастрольных мероприятиях в Украине», которые позволят исправить ситуацию.
Ключевое отличие платы за проведение гастрольного мероприятия от бывшего гастрольного сбора - в механизме расчетов и жанровой дифференциации. Раньше организаторы гастролей платили 3% от так называемого валового сбора, который традиционно минимизируется, поскольку значительное количество билетов продается «в тени». Законопроект вводит понятие «аншлаговая стоимость» - это суммарная нарицательная стоимость полного комплекта подготовленных к реализации билетов на одно гастрольное мероприятие, включительно с теми, в которых не указаны ряд и место. Проценты от этой суммы предлагается платить в зависимости от вида мероприятия: за театральные постановки, концерты академической и народной музыки - 1%, эстрадно-цирковые спектакли - 3%.
«Фактически речь идет о реформаторском законе для всей гастрольной сферы, - считает министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк. - Его принятие не просто позволит получить значительные средства для поддержки гастролей украинских театров и музыкантов, но и будет способствовать внедрению прозрачных цивилизованных отношений между исполнителями, организаторами гастролей и государством. Ведь в Украину, за редким исключением, приезжают «угасшие звезды», тогда как исполнители мировой величины обходят наше государство».
При этом Министерство культуры опровергает утверждение продюсеров о якобы неминуемом росте стоимости билетов для зрителей. Аншлаговая стоимость даже самого дорогого концерта во дворце «Украина» не превышает одного миллиона гривен, то есть в поддержку отечественных театров надо будет уплатить 30 тыс. грн. Для сравнения: это стоимость нескольких билетов в партере. А плата за большинство гастрольных мероприятий будет от одной до пяти тысяч гривен. Более того, в Минкультуры готовы пойти на компромисс и для всех отечественных исполнителей установить 1% сбора, оставив 3% только для зарубежных эстрадных исполнителей и шоу-программ. И даже в таком случае, по расчетам специалистов Минкультуры, в поддержку гастролей украинских театров за год удастся собрать 70-80 млн. грн. - а это, по крайней мере, на два порядка больше, чем было выделено в 2009 году.
После принятия законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О гастрольных мероприятиях в Украине» в первом чтении: в Министерстве культуры прошел круглый стол, в работе которого приняли участие министр культуры Михаил Кулиняк, директора ведущих гастрольных компаний Украины, продюсеры, руководители художественных коллективов. Мнения и предложения, высказанные в процессе общественного обсуждения на круглом столе, будут учтены при доработке документа перед представлением его в Верховную Раду на второе чтение.
Дополнительно.
Благодаря гастрольному сбору, средства от которого аккумулировали в Спецфонде, созданном для поддержки гастрольной деятельности, в 2009-2010 годах были профинансированы гастроли таких театральных коллективов.
2009 год
1. Закарпатского областного государственного украинского музыкально-драматического театра в Запорожье, Днепропетровск, Харьков.
2. Гастрольную поездку коммунального учреждения «Запорожский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. В.Г. Магара» в Мелитополь, Бердянск.
3. Черновицкого областного театра кукол в Донецк.
4. Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Николая Кулиша в Полтаву, Днепродзержинск.
5. Городского коммунального заведения культуры «Днепропетровский городской молодежный театр-студия «Верим!» в Черкассы, Хмельницкий, Житомир, Луцк, Тернополь, Львов.
6. Львовского областного музыкально-драматического театра им. Юрия Дрогобыча в Харьков, Кировоград.
2010 год
1. Гастрольную поездку Крымского академического театра кукол в Полтаву.
2. Гастрольную поездку Львовского академического областного театра кукол в Донецк.
3. Гастрольную поездку Донецкого академического областного театра кукол во Львов.
4. Гастрольную поездку Крымского академического украинского музыкального театра в Донецк, Краматорск, Мариуполь.
5. Гастрольную поездку Херсонского областного театра кукол в Тернополь, Ивано-Франковск.
6. Гастрольную поездку Полтавского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. Н.В. Гоголя в Симферополь.
7. Гастрольную поездку Донецкого областного академического украинского музыкально-драматического театра в Киев.
8. Гастрольную поездку Днепродзержинского музыкально-драматического театра им. Леси Украинки в Чернигов.