О роли кота Бегемота в театральном строительстве

23 ноября, 2012, 14:12 Распечатать Выпуск №42, 23 ноября-30 ноября

На Подоле из года в год зарывают в Андреевский спуск миллионы! А обещанного нового театра на этом месте как не было, так и нет.

© Василия Артюшенко

Киевский театр на Подоле, один из лучших в стране, отмечает формальный 25-летний юбилей. В 1987-м худруком коллектива был назначен режиссер Виталий Малахов, при котором этот театр существовал и ранее — «без прописки», зато с весомым творческим багажом. 

День текущий наших юбиляров, в последнее время особо обласканных театральными премиями и строгими критиками (за удачные постановки «Левушка», «Люксембургский сад», «На дне», «Прошлым летом в Чулимске»), — это… Отсутствие приемлемой сценической площадки (из Гостиного двора их «поперли», потому что «двор» кто-то прибрал к рукам). Это… Перманентная жизнь на чемоданах. Это… «Вира! Майна!» за углом. То есть «стройка века» нового театрального здания на Андреевском спуске. Торжественно открыть легендарный долгострой в разное время мечтали все люди доброй воли: а) еще семь лет назад; б) еще год назад; в) еще полгода назад (ко Дню Киева); г) еще два месяца назад (накануне нового сезона)… И, очевидно, «далі буде»? 

«Уважаемый Николай Янович! Всем известно, как вы любите театр и искусство вообще. Известно также, как лично Вы помогли Богдану Ступке открыть новую сцену Театра имени Ивана Франко на 200 мест — после 20-летнего тягостного ожидания. Помогите же и на этот раз. На Подоле из года в год зарывают в Андреевский спуск миллионы! А обещанного нового театра на этом месте как не было, так и нет. Сделайте городу и миру чудесный подарок. Достройте! Не для себя прошу, а для искусства.» 

Два месяца назад настрочил этот душераздирающий текст на Facebook — на личную страницу премьер-министра Н.Азарова. Через день от его админа пришел ответ: «Ваше письмо получено!» И, не сомневаюсь, на стол Ему — возложено. Поскольку уже за день до выборов на мой домашний адрес пришло официальное письмо от Михаила Кучука, замглавы КГГА по вопросам архитектуры и земли. И вот, что он пишет: «…В зв’язку з довготривалим процесом будівництва (з 2004 року), несуча конструкція зовнішніх стін з теплоізоляційним матеріалом – зволожена, покрита грибками та наростами, має численні сітки-тріщини по зовнішньому цегляному муруванню… Пріоритетними роботами, наразі, по об’єкту є: роботи з влаштування покрівлі (даху); забезпечення зовнішнього відведення вологи; проведення робіт по висушуванню конструкцій стін; облаштування віконного та дверного заповнення та інше. Після виконання вищезазначених робіт планується проведення оздоблювальних робіт по фасаду, роботи по монтажу нової системи опалення, забезпечення водою та інших видів робіт. Введення в експлуатацію зазначеного об’єкту планується в травні 2013 року».

…Истоки театрального долгостроя на Андреевском следует искать в «лихих» 90-х. Под занавес той удивительной эпохи возбужденные городские головы прониклись творческими вопросами. И постановили: новому театру в столице — быть! Конечно, они не «гамлеты», чтобы раздваиваться философским «быть или не быть?» Они — «освоители» бюджетов. И там, где зарыты деньги (большие деньги), там обязательно «быть». 

В году эдак 1997-м закладываются символические «кирпичи» в будущую эпохальную стройку. Выбрано интересное место — на Андреевском. Очевидно, не самое удачное в плане ландшафта. Так как чудится мне, что любой новострой здесь может радостно-непроизвольно «сползти» в пропасть — прямо к метро... Но прекрасно это место, конечно же, своим астральным соседством с обителью Михаила Афанасьевича Булгакова. Ага! Вот с него-то, видать, и начинаются авантюрные перипетии строительного романа… 

Впечатление, будто бы булгаковский кот Бегемот, устав от пробок в Москве, надумал совершить прогулку по любимым местам своего «родителя», знаменитого писателя. И надолго здесь, проказник, обосновался. Надолго…

Сметная стоимость строительства (в ценах 2008 г.) составляла 77,6 млн. грн. Миллионы на эту стройку капали-капали… Как капли воды из ржавого крана. Но будущий театр все равно походил на замок Моррисвиль с призраком Черновецкого внутри. Заманчиво, страшно, но все неопределенно! 

Казалось бы, уже возведена «коробка». Но у этой коробки съехала «крыша». А тут пошли дожди-метели. И жутко пострадали стены — их съедала трагическая незащищенность и строительная бездеятельность. 

Потом начинается новейший этап освоения бюджетных средств и очередного поднятия подольской целины. Этот этап — реконструкция! Распоряжение от 12.02.2009 №153 — «О переутверждении сметной документации реконструкции строений на Андреевском спуске, 20…».

Реализация проекта предполагала новое здание театра (корпус А) — на 290 зрительских мест. А если сцена трансформируется, то поместится даже 350. (Корпус Б — административное строение. Общая площадь театрального хозяйства 3948 кв.м.) 

Генеральной проектной организацией на объекте выступает Украинский государственный институт проектирования городов «Діпромісто». 

…Но вот на авансцену выходят силачи! Генподрядчики. В нашем веке — с 2004 по 2008-й — генподрядной организацией выступает ЗАО «Укрреставрація». С 2008 по 2011-й — генподрядная организация уже другая: «Київжитлоспецексплуатація». 

И те, и другие — вроде бы — строили-строили. Но до конца не построили. Мотивируя причину неудовлетворительным финансированием объекта в течение всех этапов (включая проектирование). А в 2009-м  этот же объект якобы не финансировался вообще.

И все же, согласно данным городского управления культуры, «по состоянию на 1.01.2012 на проектные и строительно-монтажные работы Театра на Подоле из городского бюджета выделено и освоено более 30 млн. гривен». 

И далее (тот же источник): «…с сентября 2010-го по март 2011-го (7 месяцев) генподрядчик КП «Київжитлоспецексплуатація», при достаточном финансировании объекта и обеспечении необходимой проектной сметной документацией, так и не смог обеспечить нормальный строительный процесс…». 

Зато — «кто-то» — смог обеспечить а-ля булгаковское исчезновение около 4,7 млн. гривен из недр самой стройки. Растаявшие миллионы стали предметом уголовного дела. В 2011 году управление культуры столицы подает в суд на генподрядчика. Поскольку крыши над театром — нет; стены — на грани; строительство — «снова замерло все на рассвете». А деньги будто бы испарились с третьим криком петуха. Будто кот Бегемот поработал на стройке прорабом.

На каком этапе судебные перипетии — с поиском исчезнувших средств, — выяснить пока не представляется возможным. 

А тем временем на долгострое снова меняются подрядчики. И вновь на этой же волшебной территории проблема за проблемой: то с землеотводом, то с «Киевэнерго». 

Один просвещенный человек в КГГА образно разъясняет: «Просто место под театр в свое время выделили «нехорошее»! Булгаковское… Там постоянно какая-то мистика! Какая-то нечисть… То одно не клеится, то другое исчезает…». 

И правда. То миллионы не могут найти днем с огнем. То силенок не хватает (за столько-то лет) залатать дыры в стенах и крыше. 

В общем, «кот» ногу сломает в этих перипетиях.

…На днях, карабкаясь лесами и лабиринтами театрального долгостроя на Андреевском № 20, ощущал себя бойцом Красной армии внутри «дома Павлова» (периода Великой Отечественной войны). Стены сырые, холодные — враждебные. Несколько продуваемых ветрами этажей, включая просторное фойе и раскуроченный зрительный зал, прямо-таки замерли в безмолвной тоске: ну когда же?! 

Правда, и «бойцы невидимого фронта» — новый призыв строителей — время от времени возникают на этажах. Крышу вроде бы залатали. Осталось утеплить окна, заделать щели. Затем — экстренно — необходимо прогреть огромное помещение. Чтобы за зиму его окончательно не сожрал грибок (или другая зараза). 

И опять по-новой надо прокладывать электропроводку: за ушедшие годы то, что было, истлело, все нужно менять. 

А затем — и немедленно — колоссальный массив внутренних работ: отделка, побелка, шпаклевка. 

А там, глядишь, дойдет и до «лакировки действительности»? 

Худрук Театра на Подоле, режиссер Виталий Малахов проводит мне «экскурсию» по десятилетним строительным руинам. Но ни на йоту не теряет оптимизма: «Думаю, все будет хорошо! Александр Попов лично заинтересован в завершении затянувшегося строительства. Нам бы до мая продержаться. Да ко Дню Киева перерезать красную ленточку в день открытия… А там — лето. Отпуска-каникулы. И за три летних месяца, не сомневаюсь, еще много чего можно и доделать, и переделать!». 

Вот так и живем. Не строим, а перестраиваем. Не делаем, а переделываем. 

Не вкладываем (миллионы), а ищем украденные. 

…А в это время кот Бегемот, лукаво мурлыча, уже отсчитывает не месяцы, а дни до торжественного открытия нового-старого театрального здания на Андреевском — в конце мая 2013-го... Этих дней (начиная с сегодняшнего) осталось 183. Время
пошло... 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно