"Мыльная" спецОПЕРАция. Сериал как средство борьбы…

6 февраля, 2015, 22:00 Распечатать

Видимо, важно уже то, что производственный сериальный бизнес в Украине — не фантом, а…бизнес. Со всеми возможными оговорками и ремарками. "Мыло" Made in Ukraine — практически тысячи "сериалочасов". Очевидные лидеры-продюсеры отечественной производственной линии: Виктор Мирский (Film.ua), Влад Ряшин (StarMedia), Татьяна Гнедаш (Front Cinema). Репертуарная палитра их творений, конечно, объяснимо однообразна: домохозяйке нужна "мебель".

 

 

На днях в Министерстве культуры Украины состоялось закрытое экстренное совещание. Тема: что делать, чтобы кино и бизнес в Украине полюбили друг друга страстно, а украинские сериалы дали фору британским, американским, аргентинским, мексиканским и прочим? (В совещании, предлагая свои рецепты великого прорыва, принимали участие Роман Балаян, Святослав Вакарчук, Сергей Трымбач, Валентин Васянович, Филипп Ильенко и некоторые другие). 

Минкульт, как страж подлинных ценностей в таком же подлинном искусстве, не случайно теребит себе душу архиважной сериальной проблемой. "Мыльная" задача уже откровенно выходит на уровень государственной важности. Как нам реорганизовать "рабкрин", чтобы новое, исконно отечественное, "мыло" очистило сериальные сетки всех национально-олигархических каналов, смыв даже обмылки российского спецназа и прочих агрессивных узурпаторов? 

Ирония в этой теме и этой же проблеме, безусловно, соседствует и с вышеозначенной серьезной миной государственной значимости. 

Не случайно на текущей неделе именно эта обостренная проблема — сериального самопроизводства — в очередной раз звучала и в парламенте. И не только потому, что кроме "мыла" других проблем у них нет. Одна совершенно не заангажированная никакими олигархическими группами, совершенно не лоббирующая ничьи партийно-коммерческие интересы, то есть абсолютно неподкупная "слуга народа" на всю страну опять заявила… О том же. О непрекращающемся засилии иностранных агрессоров-спецназовцев в украинских сериальных линейках. 

Впечатление от выступления, конечно, двойственное. Явно именно эта "слуга" смотрит какие-то другие каналы каких-то других стран. 

Поскольку на собственном зрительском опыте можем подтвердить: за последние месяцы украинские телеканалы как могли "зачищали" свои репертуарные телеафиши. Откровенно свирепых людоедов-спецназовцев найти не представилось возможным — ни на СТБ, ни на "Новом", ни на "Интере", ни на "плюсах". Исполнив приказ парламента и волю народа их все-таки списали в утиль или отправили в запас. 

Остались, правда, в телесериалах "извне" некие нахрапистые следователи и продажные прокуроры. Но это не сугубо российское, а, право, некое межнациональное явление: и у нас о подобных подонках тоже можно снять сто тысяч мыльных опер — были бы деньги. 

В остальном украинские телеканалы, следуя заветам военного времени (отдадим им должное), все-таки пытаются (!) трамбовать свои эфиры более гуманным "мылом". И украинским, и российским. Турки пока отстают. А качественные американские или британские телеистории, по мнению отдельных телеменеджеров, из-за ряда ментальных проблем не вызывают у нашего народа бешеной рейтинговой эйфории. Поэтому в репертуаре — близкие нашим домохозяйкам "лавстори" о золушках, семейные драмы, костюмированные развлечения и псевдоисторическая клюква. 

В сети бурно возмущаются по поводу демонстрации на ICTV уже бородатой российской "Бригады": зачем нам "их" бандиты? И, правда, зачем они нам? Если точно о таких же уродах можно круглогодично снимать точно такие же "бригады" — с уклоном в криминальные 90-е востока нашей страны (и с этим контекстом, увы, тоже — межнациональная общность). 

Недавняя дискуссия в Минкульте об украинских телесериалах (их срочной нужности и важности), между тем, подвела к загадочному мотиву… Некоторые (с виду умные) художники начинают рассматривать эту проблему в контексте какой-то "непаханой целины". Дескать, в Украине нужно начинать все с начала, все с нуля.

Согласиться с "целиной" не представляется возможным. Потому что за державу обидно. Украина — как могла, и насколько ей это было позволено, — в разные периоды своих исторических перипетий все-таки производила собственное "мыло". Разных сортов, разного хронометража, разного качества. Так что короткая историко-биографическая справка, видимо, важна. 

Украинские — советские — (в основном, мини-) сериалы в 70-е снимали лучшие режиссеры: Николай Мащенко, Анатолий Буковский, Григорий Кохан. В 1974-м вышло шесть телесерий экранизации революционной книги "Как закалялась сталь". В середине 70-х огромным успехом пользовались украинские мини-сериалы об аграриях: "Варькина земля" и "Юркины рассветы". Тот же Мащенко многосерийно экранизировал для ТВ произведения Этель Лилиан Войнич и Ивана Тургенева. В конце 70-х у нас создали мастерский пропагандистский 10-серийный блокбастер о советских ментах — "Рожденная революцией". (Актеры играли прекрасно, отдельные живые образы гасят идеологический пафос сюжета). Впоследствии автор "Революции" — Григорий Кохан — снял мини-сериал "Кармелюк"… И в Одессе, кстати, славном украинском городе, в конце 70-х вышло не что-либо как, а "Место встречи…". 

В 90-е в период обретения — и независимости, и криминала — отечественный сериал на постсоветских телеэкранах был представлен робко. В начале 90-х, будто об лед бился, утверждая это направление, Олег Бийма. Он снял "Царівну" и "Острів любові" (на основе хорошей украинской литературы) — скорее, для рафинированных эстетов, нежели для домохозяек с чебуреком в зубах. Хотя, по утверждению Г.Малкина, "мыльные оперы только и делают, что отстирывают души домохозяек!" (Производителям не стоит забывать об этом). 

В 1996-м основы национальной репертуарной телеполитики сотрясла "Роксолана" режиссера Б.Небиеридзе. Эта сага состояла из трех сезонов, общей численность около 50 серий. Несмотря на ворчания критиков, "Роксолана" принесла всеукраинский почет Ольге Сумской и Анатолию Хостикоеву — талантливым актерам, ответственно поработавшим над образами пленницы и султана. Уже в "нулевые" заметным сериальным развлечением национального масштаба можно было назвать "Лесю и Рому". Проект позиционируется как первый украиноязычный комедийный сериал (около 130 серий). А в 2010 году "1+1" запустил (по румынским лекалам) длинную оперу — "Тільки кохання". Рейтинговые показатели не были идеальными, но прецедент украиноязычного 100-серийного сериального прорыва — важная веха в жанровом направлении. 

А что же дальше? А дальше — все последующие годы (со старта XXI века) — производство сериалов (длинных и коротких) в Украине предполагало важный акцент — на предлоге "в". То есть "в" Украине сериалы — снимали так, что аж роща шумела. Центральные города и красивые наши хутора стали одной большой съемочной площадкой — сугубо сериальной КОпродукции. Украино-российской. Немалое количество продакшнов, рожденных стихией выгодного совместного мылопроизводства, явно не было в убытке. Так как совместно снятое "мыло" (разнообразных форматов и жанров) практически одновременно прокатывалось в двух странах. Два мощных рекламных рынка давали возможность не только "отбивать" затраты, но и получать прибыли. Starmedia, Film.ua и другие компании — украинские производственные лидеры на ниве "мыла". Как правило, их продукция (рейтинговая) и предполагает двойственную родословную: Украина—Россия. Задайте, например, в поисковиках словосочетание "Украинские сериалы". Сразу и вывалятся, например, "Сваты" — снятые в Украине, но с русскими звездами. Или "Дом с лилиями" (Россия, Украина), "Пока станица спит", "Остров ненужных людей", "Смерть шпионам". Даже глупо все перечислять, сами погуглите. Нам кажется, сегодня не существует определенно-точной "статистики" — СКОЛЬКО сериало-часов было снято в Украине — в рамках украино-российской "мыльной" дружбы… Кажется, — целая вечность. 

Это, кстати, сильно поддержало в сложные годы украинский актерский легион. Получая нищенские зарплаты в своих муниципальных театрах (потолок для некоторых — 3000 грн.), отснявшись в какой-нибудь муре, наш среднестатистический (иногда криминально-бездарный) артист, рассекал по Крещатику на новенькой "Ауди", добираясь к новоприобретенному загородному "имению"… 

Однако, жестокие обстоятельства ушедшего 2014-го и наступившего адского 2015-го, естественно, диктуют совершенно новые правила игры на арене сериального цирка. Эти правила — и репертуарные, и мировоззренческие, и политтехнологические, и патриотические, и экономические, и пиар-стратегические. 

Почему так взбудоражена неподкупная "слуга народа", когда выбирает для себя на трибуне беспроигрышную пиар-фишку о сериалах? Почему Минкульт до десяти вечера не гасит свет в хоромах, терзаемый думами о будущем украинского мыла? 

Здесь, естественно, не только бизнес-интересы какого-либо определенного олигархического клана, жаждущего заполучить и эту территорию прекрасного под свой патронат. 

Здесь (объяснимо) проблема шире. Переформатирование аудиовизуальной сериальной "декорации" в общенациональном прайм-тайме. Однажды американский коллективный разум точно обозначил эту проблему: "Театр — это жизнь, кино — искусство, а телевидение (сериал) — мебель". Так вот, сериальная "мебель", которую рассматривает среднестатистический наш гражданин, в основном предполагает топографический, смысловой и ментальный "рисунок" другой страны. Недавно признанной агрессором. Ежевечернее "впитывание" этим же гражданином исключительно соседской телекартинки (нравы, быт, речь) — теперь не только "личное дело" гражданина… Это — дело государственной важности. Назревший общественно-политический поворот. Поскольку телевизионная "мебель" определяет сознание электората. Как в виде сериала, так и в виде рекламных прокладок отдельных безумных партий… Философия жизни, понимаешь! 

Теперь в задачке спрашивается: как сделать, чтобы планы партии по перепроизводству украинских телесериалов (как средства борьбы против иностранной агрессии) — были реализованы быстро, эффективно, желательно качественно? Не стоит напрасно чесать затылок, пытаясь найти ответ. Пусть его ищут те, кто погряз в этом бизнесе — уже очень давно и заметно успешно. 

Производительно активен в этом направлении "1+1": он опять самый умный. Раньше других там почуяли "неладное". И зафрахтовали фуру с "мылом" турецким. Аутентичная "Роксолана" ("Великолепный век") стала рейтинговым успехом, с другим продуктом фарт не сложился. Тем не менее, по мнению генерального продюсера сериалов и фильмов "1+1" Елены ВАСИЛЬЕВОЙ, "уже в течение года мы сами могли бы дополнить наши линейки сугубо отечественным сериальным продуктом".

Такое предложение имеет под собой основания. Как утверждает г-жа Васильева, "уже в 2015-м в нашем эфире стартуют отечественные телефильмы — "Последний москаль", 60-серийный медсериал "Центральная больница", 24-серийная мелодрама "Хозяйка", 4-серийный фильм "Все равно ты будешь мой", а также комедийный сериал "Кандидат". Все эти проекты — наше собственное производство. При этом существуют планы по сотрудничеству с другими продакшнами, но эта работа пока что на ранних этапах". На "плюсах" также отмечают, что в эфире канала этой весной — проекты украинского "Квартала 95": "Сваты", "Любовь в большом городе", "Между нами девочками".

По мнению г-жи Васильевой, украинское ТВ практически полностью может само обеспечить себя сериальным продуктом уже в течение примерно двух лет: "Телевидение это бизнес, в котором невозможно сделать новый интересный продукт мгновенно. При этом есть вопросы не только финансовые, но и организационно-кадровые…". 

Очень активным игроком на полигоне местного сериального производства считают Татьяну ГНЕДАШ, — генерального директора продакшн-компании "Front Сinema". При этом она не только бизнес-вумен, но и творческая личность. Не покладая рук пишет сценарии, в основном для "Украины". На основе ее сюжетов раз за разом и выходят мыльные оперы Made in Ukraine: "Маруся" (аж 255 серий), "Катина любовь" (180 серий), "Джамайка" (90 серий), "Нахалка" (лишь 4), "Страшная красавица" (всего 2), "Дворняжка Ляля" (95 серий). На днях стартовал ею же выращенный "Бессмертник" (100 серий). Напомним, что Таня когда-то придумала и во многом реализовала успешный украинский сериал для "Нового канала" — "Завтра будет завтра", где прекрасно играли "наши все" и "наше всё": Богдан Ступка, Ада Роговцева, Тамара Яценко. 

Так вот что говорит г-жа Гнедаш: 

— Украина в состоянии обеспечить в полном объеме национальный телеэфир сугубо собственным сериальным продуктом — причем уже в ближайшее время! 

— И что для этого нужно?

— В первую очередь, бюжеты. Причем, не заоблачные, а реальные, необходимые для производства качественного контента. Эти бюджеты, кстати, вполне соотносимы с бюджетами закупок прав на показ российского контента. Правда, подобная ситуация была на рынке в конце прошлого года. А сейчас все стремительно меняется.

— Что скажете о бюджетных диапазонах одного сериального часа, сделанного в Украине и для Украины? 

— Сериал сериалу — рознь. Стоимость реализации того или иного проекта продиктована особенностями жанра, сценарного материала — в первую очередь. Но общие правила на рынке известны: чем больше серий в проекте — тем дешевле обходится заказчику одна серия. 

Как заметили многие, в последнее время довольно активен в нише внутреннего сериального производства и СТБ под командованием Владимира Бородянского. Какие-то проекты они поначалу пытались сделать для "здесь и там". Но там покупали далеко не все "наше". Тем не менее, канал не стоит на месте. По этому поводу — пространный комментарий Максима ЛИТВИНОВА — директора компании StarLight Films (которая и производит сериалы для СТБ).

— Сейчас наша страна не готова к резкому скачку, чтобы полностью обеспечить себя сериалами собственного производства, причем комплексно, по всем фронтам, — говорит г-н Литвинов. — В Украине большое количество эфирных телеканалов. И чтобы постоянно демонстрировались премьерные сериалы, их нужно производить очень и очень много. Поэтому, объяснимо, что во всем мире телеканалы приобретают иностранный телевизионный продукт. Ведь телезритель постоянно требует нового контента — 24 часа в сутки! Полностью перейти на самоокупаемое собственное производство можно лишь в том случае, когда эти сериалы будут низкого качества: только их можно производить быстро. 

Но украинский зритель довольно искушенный. Он смотрит качественные зарубежные сериалы. И вряд ли примет на ура такой "компромиссный" контент. Как всегда (вы это прекрасно понимаете) важная проблема в затронутой теме — финансы. И дело не в том, что в Украине нельзя найти бюджет для производства сериала. Можно! Но окупится ли продукт? 

Ожидается, что уже в этом году объем рекламного телерынка в Украине составит около
130 млн долл. В пересчете на сериальное производство, это означает: чтобы сериал окупился, он должен стоить 15 тыс. долл. в час, и это при условии, что он успешно пройдет 2 раза в прайм-тайм на одном из каналов ТОП-6.
15 тыс. долл. — это очень мало. Качественный стоит около 50 тыс долл. в час. Получается, сейчас рыночная цена в 3 раза ниже себестоимости производства. 

Поэтому без совместного производства — работать в убыток или сильно рисковать. Пока этого избежать крайне сложно. 

Лишь мегауспешный сериал может быть полностью самоокупаемым в нашей стране. И то за счет постоянных повторов, которые будут собирать высокие рейтинги. Пример украинского сериала, который окупился, — "Сваты". Но таких — единицы. 

Что же касается нашего телеканала, то важно учитывать, — аудитория СТБ не ассоциирует телеканал как такой, где сконцентрированы одни сериалы. Зритель привык, что у нас — лучшие мировые форматные шоу и программы, производимые исключительного силами собственного продакшна СТБ. На телеканале есть сериальная вечерняя линейка, которая с 2014 года начала заполняться и собственными сериалами, отснятыми StarLight Films и Vaverka Production по заказу СТБ — это медицинская экшн-драма "Скорая помощь" и комедийный скетчком "Когда мы дома". И что очень важно, благодаря этому, вклад продукта собственного производства в эфир СТБ составляет более 80%. То есть почти весь контент эфира произведен в Украине силами телеканала, что редкость для украинского ТВ.

* * *

Вот такой пасьянс мнений на заданную тему. Видимо, важно уже то, что производственный сериальный бизнес в Украине — не фантом, а…бизнес. Со всеми возможными оговорками и ремарками. "Мыло" Made in Ukraine — практически тысячи "сериалочасов". Очевидные лидеры-продюсеры отечественной производственной линии: Виктор Мирский (Film.ua), Влад Ряшин (StarMedia), Татьяна Гнедаш (Front Cinema). Репертуарная палитра их творений, конечно, предсказуема: домохозяйке нужна
"мебель". 

А что касается притязаний Минкульта и "слуг народа" на посильное участие в этих сериальных перипетиях, то, пожалуйста, — пусть инициируют и помогают материально… Например, сериальная ниша экранизации популярной украинской классики или современных читабельных произведений не занята ничем и никем! А потенциально успешные фильмы на такой основе могли бы исчисляться десятками. 

Что же касается "оттока" российских звезд из украинских сериалов — из-за "санкций", провокаций, политситуаций — то, по мнению некоторых экспертов, в этом нет трагедии. Поскольку гонорары российских звезд зачастую безумные: порой, около 50% (!) совокупного бюджета всего телесериала (конечно, эти аппетиты раздутые и совершенно драконовские). 

Украинская актерская сериальная лига, тем временем, условно разделена продюсерами на три группы. Есть "топ-артисты": некоторые из них за съемочную смену получают около 1 тыс. долл. Мы не настаиваем, именно на такой сумме, но к этим "топ" продюсеры относят А.Роговцеву, Н.Сумскую, А.Хостикоева, С.Боклана, О. Ступку, Л.Жураковскую, А.Вертинского, В.Горянского, О.Сумскую, И.Витовскую и некоторых других. Есть просто востребованные артисты, которых ценят дешевле: около 500 у.е. за съемочную смену (афишировать их имена не будем). А начинающие украинские артисты или выпускники вузов — совсем иная ценовая политика: около 50–100 у.е. за съемочный день. (Но и это, уточняем, лишь условная статистика).

…И то, что государство (в лице отдельных "слуг" и ведомств) в последнее время так сильно полюбило "мыло" — объясняется просто. "Мыльные оперы нельзя не любить: приятно видеть людей, у которых еще больше проблем, чем у тебя" (американская народная мудрость). 

Р.S. 5 февраля Верховная Рада приняла закон, жестко регламентирущий и ограничивающий показ кино- и сериальной продукции РФ в Украине.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно