Молодая украинская режиссура в экстерьере эпохи

Поделиться
Нашей молодой режиссуре, чтобы ее заметили, следовало бы выстроиться на печерских холмах или перекрыть дорожное движение.

В начале июня в Киеве стартует почти двухнедельный театральный марафон - Второй всеукраинский фестиваль молодой режиссуры имени Леся Курбаса. Несмотря на финансовые затруднения, отсутствие фестивального бюджета (как такового), на энтузиазме и творческом рвении молодые украинские режиссеры все же представят в столице свои работы. На сценах киевского Молодого театра, Театра драмы и комедии на Левом берегу, в Национальном центре имени Леся Курбаса, а также на "Вільній сцені" - спектакли не только из Харькова, Донецка, Винницы, Львова, но, конечно же, и киевские премьеры.

Кто-то разбрасывает камни, кто-то их собирает. Приходя в этот мир, мы не ведаем, какая миссия выпадет нам. Шестидесятники не предполагали, что когда-то войдут в историю поколением диссидентов и, независимо от реальной причастности к политике, каждое их произведение искусства со временем будет восприниматься как пример творческого сопротивления. Творцам 90-х и во сне пригрезиться не могло, что их будут называть разрушителями старой эстетики, бунтовщиками, и будут оглядываться как на бесшабашных смельчаков. Что скажут о сегодняшних целенаправленных и прагматичных авторах, которых ни романтиками, ни разрушителями не назовешь, - вопрос будущего. Но не замечать этих новых претендентов на господство над публикой, родившихся в преддверие айтишной трансформации общества, нельзя.

Так уже сложилось в Украине, что новое режиссерское поколение выросло как незаконнорожденное: не так в театрах (читай - семьях) и школах (читай - университетах), как на улице, потому что едва ли не единственным, кто не боялся давать назойливой молодежи приют, был и остается сегодня Эдуард Маркович Мытницкий. В целом же, в планах "директорского" театра, воцарившегося после политико-экономических коллапсов конца 1990-х под лозунгом "спасаемся", не предусматривалось выращивание или воспитание молодой режиссуры. Наоборот, ее опасались, поскольку завтра она могла потребовать постановки какой-то "некассовой" пьесы, и прощай спокойная жизнь репертуарного театра, чья афиша мерцает комедиями и украинской классикой.

Творческий инкубатор для молодой режиссуры в Украине так и не был создан. А единственное место, где когда-то начинающим режиссерам предоставляли одноразовую гуманитарную помощь, - дебютный фестиваль "Тернопольские театральные вечера", после смерти его основателя Михаила Форгеля, из-за внутреннего театрального раздора едва теплиться. В таких условиях номинация театральной премии "Киевская пектораль" "режиссерский дебют" несколько лет подряд не находила достойного. Поэтому казалось, что экзотический продукт "молодой режиссер" в Украину вот-вот придется импортировать.

Понимание того, что молодая режиссура в Украине все же есть, причем не в виде единичных случаев, а как целостная генерация, пришло, когда на разных столичных сценических площадках сразу появилось немало "сердитых" спектаклей, сделанных напористо и не бездарно. И к тому же в отдельных областных театрах Украины заговорили о местных самородках - это Орест Пастух, начинавший в Хмельницком, а ныне работающий в Ивано-Франковске, Влада Белозоренко - в Херсоне. И мастер-классы для молодых украинских режиссеров, организованные в Национальном центре им. Леся Курбаса при содействии Театрального института им. З.Рашевского из Варшавы, показали, что у нас все же существует немалый режиссерско-творческий потенциал.

При этом отечественный театр, преимущественно закармливавший публику разнокачественным коммерческим продуктом, притворялся, что не видит на обочине этой шумной молодежи. Для любого, кто хоть мельком знаком с европейским театральным контекстом, указанная ситуация казалась бы парадоксальной. Ведь в поисках талантливой перспективной молодежи кураторы театральных событий неустанно путешествуют с фестиваля на фестиваль, тогда как наша молодая режиссура громко кричала, как ненакормленный ребенок, без надежды быть услышанной.

Очевидно, нашей молодой режиссуре, чтобы ее заметили, следовало бы выстроиться на печерских холмах или перекрыть дорожное движение. Обошлось без этого, поскольку критическая масса режиссерских дарований все же сконцентрировалась в ходе проведения Фестиваля молодой украинской режиссуры им. Леся Курбаса, открытого по случаю 125-летия выдающегося украинского режиссера. В апреле прошлого года в Белой Церкви, где когда-то Лесь Курбас создавал театр со своими единомышленниками, Центр им. Леся Курбаса, при поддержке Киевского областного театра им. П.Саксаганского, собрал двенадцать спектаклей молодых режиссеров из разных регионов Украины - от Харькова до Луцка.

Во время открытия этой счастливой импрезы и награждения лауреатов звучали заверения, что такой необходимый молодежи и городу фестиваль получит продолжение и в следующем году, и ни в коем случае не будет последним. Занавес упал, и будничная жизнь показала, что далеко не все держат обещания. И те, кто должен бы догонять участников первого феста и добавлять театральному делу состязательный адреналин, снова оказались бездомными и "безотцовщиной": в 2013-м Фестивалю молодой украинской режиссуры в финансировании отказали все уважаемые структуры. Ей снова пришлось спасаться самой.

После Фестиваля молодой режиссуры 2012 г. Стас Жирков, Игорь Матиев, Антон Романов, Тамара Трунова, Павел Юров (перечисляю в алфавитном порядке) проснулись неопровержимыми авторитетами театрального прогресса, получили приглашения на постановки и даже успели их осуществить. Жирков и Романов - в киевском Молодом театре, Трунова - в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, а благодаря Матиеву на сцену Донецкого театра вышла харизматичная тетя Мотя Мыколы Кулиша. Их "быть в профессии" стало очевидным для многих, и прежде всего для тех, кто занимался этим фестом, мечтал о его перспективах и международной известности. Потому с отказом от проведения следующего, весьма скромного по своему бюджету, без фейерверков и фуршетов, а только с показом спектаклей преимущественно малого формата, фестиваля никак нельзя было смириться.

В этот раз в охоте на молодую режиссуру Центр Леся Курбаса получил поддержку от киевского Молодого театра - первого театра Леся Курбаса, созданного им в Киеве, в лице его нынешнего руководителя Андрея Билоуса. И пасьянс отборочного тура Фестиваля в этом году переформатировали в призыв к потенциальным участникам сделать его без финансирования. Собственно, так когда-то начинался Курбасовский Молодой театр, то есть "Товариство на вірі", которому киевские антрепренеры уступали сцену бесплатно, а художники рисовали декорации задаром, лишь бы поддержать одержимую искусством превращения молодежь.

1 июня 2013 г. молодая режиссура все же снова отправится в Киев. Молодые режиссеры из Харькова, Винницы, Одессы, Львова и в этот раз будут строиться не на улице, а на сценических площадках Молодого театра и Центра им. Леся Курбаса, а к ним будут приобщаться киевские театры, которые специальной пометкой в афишах будут отмечать спектакли Фестиваля молодой украинской режиссуры. Это очень разные театры - частные и государственные; это режиссерское поколение, в котором девушек не меньше, чем парней; это постановщики, у которых совершенно противоположные эстетичные и вкусовые ориентиры, которые учились в разных театральных школах - и по Станиславскому, и без него. Но все они - одно поколение художников, тех, кому нет тридцати пяти, и тех, кому говорить со зрителем уже завтра.

У них нет опыта, нет финансовой поддержки, отчасти не хватает воспитания и вкуса. Они не всегда улавливают конъюнктуру, но у них есть нюх на время, а среди друзей - их ровесники, с которыми они стремятся общаться на языке театра, возможно - агрессивного, возможно - эпатажного, но именно театра. Неужели заверение в том, что именно они сегодня имеют приоритетное право на высказывание на сцене, нуждается в дополнительных доказательствах и аргументах? Если нужно, приведу только один: без их коллективного "я" на этой части земной суши у искусства театра будущее не сложится.

Спектакли Курбас-феста

1 июня - "Бесхребетность" (реж. Анастасия Осмяловская, "Вільна сцена").

4 июня - "Вий. Докудрама" (реж. Елена Самойленко, сцена Центра имени Л.Курбаса).

7 июня - "Только имя в застывшем воздухе" (реж. Александра Правосуд, "Новый украинский театр").

8 июня - "С любовью и всякой мерзостью" (реж. Татьяна Шевченко, Центр имени Л.Курбаса).

16 июня - "Мама Марица, жена Колумба" (реж. Евгений Худзик, Центр имени Л.Курбаса).

21 июня - "Фрекен Жюли" (реж. Юлия Першута, "Вільна сцена").

22 июня - "Две барышни в направлении Севера" (реж. Тамара Трунова, Театр драмы и комедии); "Белые ночи любви" (реж. Андрей Попов, "Вільна сцена").

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме