Минкульт в заложниках - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Минкульт в заложниках

21 марта, 2014, 18:20 Распечатать

Хотя бы на этом "переходном этапе" — на этой веревочной тропинке между скалами — всем надо бы быть немного сдержаннее. Не впадая в экстатические образы хунвейбинов и не вторя старым инвективам большевиков, но сохраняя тон цивилизованного диалога европейских людей…

"Моя задача — сохранить культурную отрасль как таковую, поскольку практически заморожено и приостановлено ее финансирование. Уже на порядок снижены зарплаты руководящему составу национальных коллективов, которые иногда достигали более 20 тыс. гривен. Теперь размер этих зарплат предположительно будет не более 15 минимальных окладов. Конечно, невозможно удовлетворять все аппетиты. Не хочу жаловаться на Министерство финансов, но там решили: а давайте-ка переведем все театры на хозрасчет, снимем все дотации, снимем 20% надбавок с библиотекарей. Не все эти предложения стоит поддерживать. Минфин оставил надбавки библиотечной отрасли. А экономия средств обусловлена необходимостью перенаправить деньги на мероприятия по сохранению целостности Украины, в частности на расходы по армии". 

Из выступления нового министра культуры на брифинге 

Бюджет 2014-го предполагал на культурную сферу страны — 2,2 млрд. гривен. Но, как обозначено выше, этих денег (то есть всей суммы) уже никто никогда не увидит. 

Культура (как отрасль и как проявление человеческого духа), всю свою скорбную "жизнь" финансировавшаяся у нас по остаточному принципу, переходит в новую фазу. В стадию хронических заморозков — недофинансирование по постостаточному принципу. 

Так уже получается, что и Минкульт оказался в драматичных "заложниках" нашей общественно-политической ситуации. Естественно, рука не повернется написать — не выделяйте денег солдатам и генералам! Но та же рука скоро дрогнет — когда придется отвечать на потоки писем и телеграмм от страждущих работников культуры… Которым придется не только затянуть пояса (как советует премьер А.Яценюк), но и положить зубы на первую попавшуюся полку в супермаркете. 

Культурная отрасль страны, если кто не знает, — сложнейшая и многоуровневая "мозаика", состоящая из разных сегментов. И подпитывается она из разных источников (чаще, конечно, бюджетных). Молодые пассионарные люди, захватившие месяц назад здание Министерства культуры на улице Ивана Франко, в страстном стремлении "все изменить" и немедленно вырвать зубы этому архаичному "дракону"-ведомству, возможно, не долго-то и размышляли над следующим… Увы-увы, но именно от этой неповоротливой старой "рептилии" — здесь и сейчас (пока не взрастили новую…) — пока что зависят десятки тысяч судеб—жизней—зарплат разных-разных-разных честных одаренных украинских творцов. Их много. Не сто и не двести, когда росчерк чиновничьего пера мало повлияет на общий культурный пейзаж. Их — "на шее" Минкульта — десятки тысяч… 

О вечно нищих наших библиотекарях напомнили выше. Но можно опять напоминать и об украинских народных промыслах — едва уцелевающие, сохраняющие "рецептуру" нашей самобытной национальной культуры. А еще десятки музеев, "самоокупаемость" которых трудно вообразить при нынешних-то ценах, зарплатах, потребностях на охрану, реставрацию и другие специальные программы. 

По последним сводкам, в стране насчитывается примерно 140 театров различных формаций. Часть из них "на поруках" у регионов (или муниципальных властей), а весомый контингент — все-таки под патронатом государства, то есть Минкульта. 

И вот снова и снова одни и те же заезженные вопросы: что с ними делать? Пустить по миру? Закрыть навеки? Перерезать пуповину высшему творческому образованию (это не только "Кулек" или Карпенко-Карый, а еще десятки вузов), если накануне сворачивания-сокращения театров—концертных залов по причине недофинансирования "новые кадры" будут никому не нужны? 

В общем, "как страшно жить", если снова возник вопрос — а как жить дальше? 

Урезать очевидно завышенные зарплаты руководителей некоторых национальных коллективов — лишь фрагментарное решение серьезной проблемы нашей бедности (сколько этих сэкономленных средств в масштабах страны?). 

А вот пустить художественные коллективы по боярской узкоколейке "хозрасчета", заставив квасить ради заработков сугубо коммерческую порнографию — это уже убивать не только представление об искусстве (в том числе и европейском), но даже зыбкую надежду на то, что когда-нибудь оно возродится… 

В очередной раз на новом историческом витке — те же риторические вопросы, тревожные предчувствия, то самое "без надії, таки сподіваюсь".

Масла в общий костер подливают громкие инициативы упразднить или реорганизовать Минкульт, как рудимент "совка". При том, что модели подобных министерств существуют и в вожделенной Европе. И не надо много ума — лишь глянь в сети нужную страницу, чтобы осведомиться "как" они действуют и "какая" у них модель управления или перераспределения средств, чтобы убедиться, какой опыт более всего и подходит европейски настроенной Украине. Еще 23 февраля с.г. здание Минкульта было захвачено группой революционных энтузиастов — разных возрастов и разных уровней культуры. Они провозгласили себя "Ассамблеей деятелей культуры". Заняли одно из полуподвальных помещений ведомства. И вот уже не одну неделю продолжается их трудная кропотливая работа… По сути, образовалась довольно-таки интересная модель "двоевластия" на территории одного министерства. Поначалу энергичные энтузиасты опломбировали некоторые кабинеты и не пустили туда чиновников прошлого созыва. Далее — собрания, споры, выработка стратегии развития культуры. Еще одно направление деятельности — дебаты и даже результаты относительно кадровой политики ведомства. 

Что хорошо в этом "движении снизу", до тех пор пока оно не переходит черту "выше крыши"? А хорошо то, что кипит кровь молодая культурная, люди пытаются как-либо самоорганизоваться и предложить свои проекты, концепты — во благо культурной среды. Ну а несколько странно то, что в избранных директивах этой же "Ассамблеи" (информация поступает журналистам по рассылке, многое можно узнать и в ФБ) появляются жесткие "императивы", то есть требования, едва ли не приказы, причем, непосредственно министру культуры… Дескать, министр "обязан", министр "должен" и т.д. И, увы, подобная стилистика и сама ситуация выводят подобный дискурс из плоскости дискуссии, соучастия или коллегиальной поддержки — в зону методики эдаких "хунвейбинов". Напомню, это были отряды молодежи, сформированные в Китае в период так называемой "культурной революции" и отличавшиеся некоторым пренебрежением традиционной культуры… 

Подчеркну маркером: до подобного здесь у нас не дошло и, надеюсь, не дойдет никогда. Поскольку среди наших юных культурных пассионариев есть немало умных и мудрых людей. Только ситуация в культурном ведомстве действительно какая-то двойственная… Эдакое неузаконенное "двоевластие". Когда новый министр работает в режиме постоянной оглядки на тех, кто "снизу", в подвале (обязан, должен и т.п.). С другой стороны он также "обязан" (потому что чиновник) смотреть "наверх", на Грушевского. Поскольку Минкульт — пока еще — это не филиал творческой организации по интересам, а центральный орган исполнительной власти Украины, и деятельность оного направляется и координируется Кабинетом министров страны.

Еще раз напишу: Минкульт — не общественная организация, каковой по духу и смыслу является недавно возникшая "Ассамблея деятелей…" (в составе которой много замечательных людей, но, увы, знаковых личностей, определяющих наш культурный контекст для мира, все-таки недостаточно). Дух бурного времени, а особенно дух революции, всегда порождает волны энтузиазма, волны искренних желаний "сделать как лучше". Что говорить, даже в революционном 1918-м Лесь Курбас с товарищами писали: "З часів революції на всіх ділянках українського життя почалася гаряча творча робота. Всі живі сили нашого народу енергійно взялись до праці, і, організовуючись та скріпляючись самі в собі, почали разом з тим відбудову незалежної України… Тільки в 1917 році, в тому році, коли національна свідомість українського народу буйно розрослася вглиб і вшир, пощастило нам здійснити намір — почать творити новий театр…" 

Бедные-бедные… Так вот, даже в роковом 1918-м общественная инициатива культурных людей была более прагматичной, нежели души прекрасные порывы наших чудесных современников. Те деятели напрямую обратились — в "Українбанк", "Дніпросоюз", "Союзбанк", "Київське центрально сільськогосподарське товариство" — и без церемоний заявили: дайте денег на культуру! И, представьте себе, у них получилось. 

Получится ли у нынешних общественных энтузиастов сделать похожий пируэт — привлечь меценатов, инвесторов, благодетелей, а не только сотрясать воздух? Вот в чем главный вопрос. Помнится и раньше с Министерством культуры взаимодействовало около … сотни (!) разнообразных общественных организаций сугубо культурного направления. Многие из них уцелели даже сегодня. И, наверное, самый страшный сон Евгения Нищука — явление всей этой армады прежних общественных культурных организаций вкупе с новообразовавшейся "Ассамблеей" с такими же требованиями: ты должен, ты обязан, делай как мы, делай как я, делай лучше нас... 

…Объясню, почему именно на этом аспекте "двоевластия" мне хотелось сделать особый акцент. Трудные теперешние времена, о которых говорит новый министр (см. цитату выше), трудны — для всех нас. Потому что это очередной переходный период — узкой тропкой между скал, уверенными шагами между капельками… Это и очередные надежды изменить что-то к лучшему в будущем, не уничтожив то ценное, что было даровано нам в прошлом. И вот хотя бы на этом "переходном этапе" — на этой веревочной тропинке между скалами — всем надо бы быть немного сдержаннее. Не впадая в экстатические образы хунвейбинов и не вторя старым инвективам большевиков, но сохраняя тон цивилизованного диалога европейских людей… Новый "большевизм" — нетерпимость, безапелляционность, неофитство — скорбные приметы этого времени. Опять "до основания", а зачем? 

Дайте же этому человеку, который только что пришел из романтической сферы театра в мир жестокого политического закулисья, хотя бы что-то осмыслить и самостоятельно сделать — без натиска из "подвала" или жутких диктатов "згори". Он и так споткнется, ему и так подставят сто тысяч подножек, заставив за все и за всех отдуваться. Поэтому, повторюсь, только стилистика взвешенного культурного диалога общественников и чиновника сегодня должна определять "температуру" жизнедеятельности этого ведомства, то есть Минкульта (до тех пор, конечно, пока его кто-нибудь не прикроет). 

Сегодня уже появились "вторые" и "третьи" лица в Минкульте. Кабмин утвердил на должности первого заместителя министра и просто заместителя министра Лесю Островскую и Олеся Журавчака. Первая — фаворитка нашей арт-среды, она активно работала в Фонде Рината Ахметова "Розвиток України" и, на мой взгляд, совершенно искренне поддерживала многие интересные культурные проекты, за что ее и полюбили бедные художники. За нее же, кстати, как за первую фигуру в Минкульте активно голосовали и в "Ассамблее…". Второй фигурант — прежде работал в этом же ведомстве (некоторые считают его человеком В.Вовкуна), — продюсер фестиваля "Трипільське коло" и преподаватель класса этно-духовых инструментов в университете культуры… Конечно, хочется, чтобы каждый из них работал не на прежнего хозяина, и даже не на нового, а только на интересы украинской культуры… 

…Их начальник, артист Евгений Нищук, многим (в том числе и мне) хорошо знаком в среде театральной, видится человеком добрым, интеллигентным, сострадательным. Он действительно романтик сцены. Играл на разных сценах романтиков
на основе текстов-биографий В.Винниченко, С.Есенина, Н.Винграновского. Помню, как он играл свой пробный спектакль по В.Винниченко на Камерной сцене им. С.Данченко у франковцев — всего-то перед несколькими зрителями… Богдан Ступка тогда пригласил и меня на этот просмотр: нужно было определиться с переносом постановки в репертуар Национального театра. Так вот тогда и поразила абсолютная самоотдача этого артиста — всего-то перед тремя зрителями. Не буду вспоминать "нюансы" его игры, но на сцене происходило то, что иногда называют "самосжигание". Он не жалел себя. Так вот сегодня перед ним — не три "зрителя"… А сорок миллионов. К тому же Евгений принадлежит к тем драматическим артистам, которые во многом зависят от режиссуры, от Режиссера. 

Скажем, есть на свете сценические уникумы, такие как Оливье, Смоктуновский, Раневская или Доронина, свойство таланта которых часто предполагает "саморежиссуру". А многие даже очень одаренные лицедеи — как раз от режиссера и зависимы. И вот очень важный для нас вопрос — кто станет тем "режиссером", который правильно выстроит ему совершенно новую и необычную "роль"? Полагаю, что обстоятельства времени и новая миссия потребуют от него же большей жесткости и хладнокровности, чтобы пресекать натиск прежних постановщиков, с которыми он был творчески связан в прежние годы. И эти же обстоятельства потребуют от него той самой "саморежиссуры". 

Когда придется не подстраиваться под капризы и бизнес-интересы прежних друзей, а моделировать собственный независимый образ. Не только артиста, но и политика. Задача труднейшая — с учетом того, что его нынешняя роль — экстренный "ввод" в драматичный спектакль… с пока что очень туманным сюжетом. 

Комментарии 

Лариса АРТЮГИНА, режиссер (группа BABYLON'13, координатор "Ассамблеи деятелей культуры"): 

— Мое личное мнение, что министерство как институция в принципе не должно существовать. Это все были имитаторы деятельности в культуре. Поэтому я считаю, его нужно ликвидировать и создать на его месте агентства по разным жанрам культуры — агентство кино, театра, музеев и так далее. Эту огромную машину нельзя останавливать сразу.

Стихийно самоорганизовавшаяся Ассамблея сейчас в рабочих цеховых группах (современное искусство, кино, музыка, театр) 1) вербализирует проблемы, которые существуют в отдельном культурном направлении; 2) обсуждает эти проблемы; 3) предлагает их решения по новой схеме. И четвертое (что будет немного позже), — наши предложения мы будем облекать в законодательную форму и лоббировать в Верховной Раде принятие новых правил игры. 

Запомните, Ассамблея это не временное явление. Это огромное количество осознанных, патриотичных, образованных и настойчивых людей по всей Украине. И захват здания министерства культуры произошел только для того, чтобы процесс изменения системы власти начался.

Оксана МЕЛЬНИЧУК, эксперт по вопросам культурной политики и культурных индустрий:

— Поломать министерство культуры — значит обесточить довольно большую инфраструктуру в Украине. Однако проблема заключалась в том, что это было единственное министерство, которое не смотря на все кажущиеся административные реформы, не претерпевало никаких изменений в системе управления. И все министры имели смутное представление о том, что такое культурная политика. А ведь на сегодняшний день это достаточно жесткая составляющая национальной безопасности страны. Наличие культурной политики в стране говорит о состоянии ее государственности, и в отсутствие такой политики происходит постепенное незаметное размывание суверенитета. 

Поэтому снесем сегодня министерство культуры, но что дальше? Стратегия культурной политики должна основываться на определенных социологических исследованиях населения, статистических данных. Люди, которые будут заниматься концепциями и разработками стратегий культурной политики, должны быть высококвалифицированными специалистами. К сожалению, сегодня в Украине таких людей можно пересчитать по пальцам.

В наше время радикально изменилось мировоззрение по отношению к культуре — она уже не является надстройкой, сегодня наоборот культура управляет всем. То есть не управлять культурой, не заниматься организацией "песен и плясок", а работать над созданием условий для развития творчества. И когда министры и чиновники будут понимать это, только тогда можно будет говорить о сдвиге в позиционировании культурной политики. 

Комментарии записала Алина САНДУЛЯК

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • rentgenmuz rentgenmuz 24 березня, 11:48 Це просто ЖАХ!!! Я розумію, що в часи правління банди Януковича т.зв. головний рєжєсьор Нац.опери давав трошки заробити ведінням концертів нинішньому міністру культури, але ж головна діяльність Соловьяненка-молодшого (під крильцем ВЛАДИ) була направлена на постачання артистів для різноманітних президентських прийомів, організація схем відмивання грошей через "мистецькі" заходи, набір ескорту для закордонних вояжів і т.д. Я вже не говорю про професійні якості його. Правду кажуть: "На дітях природа відпочиває". Невже продовжиться знущання над всім святим, що є в українській культурі цими знахабнілими ГОПНІКАМИ!!! согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно