Мэрил Стрип: «Почти в каждой женщине сидит своя Тэтчер!»

24 февраля, 2012, 14:54 Распечатать Выпуск №7, 24 февраля-2 марта

Мэрил Стрип в своей новой работе, показанной в Берлине вне конкурса, еще раз доказала, что она «вне конкурса» во всех смыслах, а ее актерское мастерство совершенствуется.

Задолго до выхода в кинопрокат фильм «Железная леди» о Маргарет Тэтчер уже успел вызвать и небывалый резонанс, и даже скандал… Так как родственники Тэтчер обиделись на «неправильную» трактовку образа английского главы правительства. Впрочем, к кому нет вопросов по поводу этого фильма — так это к Мэрил Стрип, которая в очередной раз превзошла саму себя, блистательно сыграв «желеную лэди».

После «Железной леди» на Берлинале зал долго аплодировал. (Что оказалось скорее исключением из правил на нынешнем фестивале, программа которого нечасто баловала кинематографическими изысками.) Аплодисменты адресовались преимущественно Мэрил Стрип, создавшей образ Маргарет Тэтчер — первой и до сего дня единственной в Великобритании женщины, занимавшей пост главы правительства.

«Железная леди» — фильм, снятый в жанре «байопик». Он задуман как вариации на тему биографии известной женщины. При кажущейся невинности, начало картины достаточно провокативно: старушка покупает молоко в дешевом турецком магазине, растерянно разглядывает ценники, чтобы, вернувшись домой, в беседе с мужем за чашечкой традиционного английского чая, обсудить рост цен при теперешнем премьер-министре. 

Вглядевшись в черты старой дамы, легко угадать, что героиня фильма — постаревшая Тэтчер. 

Знание, что искусный грим экс-премьер-министра на пенсии наложен на лицо Мэрил Стрип, на некоторе время вызывает шок: сознание спорит с магией очевидного — актриса неузнаваема. 

Только искушенный зритель успевает разглядеть неуловимые черты любимой актрисы под глубокими морщинами и седыми буклями согбенной старой леди, минут эдак через ...«надцать» экранного времени. В фильме муж «старушки» уж года четыре, как умер от рака, а ее постоянный собеседник, воплощенный образ памяти или того хуже результат нездорового галлюционирующего воображения. Именно такой авторский прием введения в кадр невидимого никому, кроме героини и нас, зрителей, персонажа, оправдывает постоянные «флэш-беки» — это воспоминания героини. 

Маргарет, родившаяся в семье владельца небольшой кондитерской лавки, вспоминает свою встречу с будущим мужем, его предложение руки и сердца, свой путь к посту премьера. Ее прошлое значительней настоящего. А потому воспоминания периодически вытесняют реальность. 

Такой драматургический ход дает возможность рассказать о достаточно канонизированном персонаже интересно, даже забавно. Чего стоит эпизод, когда первая в парламенте дама обнаруживает, что в здании не предусмотрена «дамская комната», попросту говоря, все туалеты — мужские. И в следующем кадре мы уже видим, что «упущение» исправили, открыв такую комнату для единственного члена парламента немужчины. 

Постепенно, поднимаясь по карьерной лестнице, героиня обретает уверенность. Меняется ее пластика, голос (чему способствуют уроки риторики и, прямо скажем, актерского мастерства). Тэтчер становится не просто убедительной, а жесткой. Она способна дать элегантный отпор любому оппоненту. 

Остается неизменной, разве что, любовь к несколько аляповатым украшениям и шляпкам. Но эта чрезмерность, как ни странно, лишь подчеркивает человеческую сущность героини. 

Мэрил Стрип в своей новой работе, показанной в Берлине вне конкурса, еще раз доказала, что она «вне конкурса» во всех смыслах, а ее актерское мастерство совершенствуется (хотя иногда думаешь, что дальше уж и некуда...).

О Стрип хочется говорить в степенях превосходных. Она неординарна во всем. Даже ее появление перед журналистами после премьерного показа «Железной леди», было необычным: Мэрил практически «влетела» в зал в вихре танца с директором фестиваля и по совместительству известным шоуменом — Дитером Коссликом. 

Вручая почетного «Мишку», Дитер Косслик сказал про многогранность бенефициантки теплые слова: «Мэрил Стрип — блестящая, уникальная актриса, которая легко балансирует между комедийными и драматическими ролями». 

Австрийский журналист во всеуслышание признался актрисе в любви, а некоторые представители (кажется, чешской делегации) пытались даже поцеловать звезду, и одному счастливчику это даже удалось. 

Девушка из Сибири, представляющая гламурный журнал, подарила звезде матрешку. Подарок, что называется, «с двойным дном». Под внешней «рубашкой» деревянной куклы с лицом Мэрил оказалась лялька, напоминающая Мэрил в образе «железной леди» Маргарет Тэтчер, а внутри — еще одна матрешка с чертами Стрип в гротескном образе героини фильма «Дьявол носит Prada». Видимо такой презент должен был выразить восхищение способностью Стрип к перевоплощению, глубокому проникновению в образ, подчеркнуть широту ее профессионального диапазона. Разглядывая подарок, Мэрил, с присущим ей юмором, заметила: «Мне нравится, как художники подкорректировали, приукрасили мой нос!». (Фотография актрисы с матрешкой тут же заняла прочное место на страницах фестивальной прессы.)

…Мэрил не боится быть собой. Не скрывает возрастные морщинки, которые лишь придают особый шарм ее улыбке. Дипломированный знаток изящных искусств, она слывет самой интеллектуальной звездой голливудского небосклона. 

Когда прозвучал вопрос «Не считаете ли вы, что вас переоценивают как актрису?», Мэрил Стрип сразила всех простотой и римской прямотой ответа: «Конечно же, считаю».

Интеллигентная, раскрепощенная Стрип, рассказывая о своем новом проекте, не уставала выражать благодарность членам группы: художнику, костюмерам, профессионализму опытного гримера. Хотя, как призналась актриса, «под сложным пластическим гримом — глубокие морщины, измененные черты лица, парик — постепенно оставалось все меньше меня». Она благодарила за профессионально прописанные диалоги, за создание интерьера. 

Нужно признать: во всей этой материальной «фактуре» актриса ведет себя вполне достоверно и органично. Ей подвластны возрастные изменения, тембральные характеристики речи. Но главное достоинство ее таланта, очевидно, в умении прочувствовать нерв героинь, которые далеко не всегда счастливы в жизни. Часто их характеры неоднозначны. Но актриса призналась, что не пытается судить своих персонажей, любить их или ненавидеть — это может помешать в создании образа. 

Демократичной и свободолюбивой Стрип, как оказалось, не близки консервативные взгляды Маргарет Тэтчер в политике. Впрочем, так же, как и ее стиль в одежде и прическе. Но при этом, как заметила Мэрил: «В каждой женщине даже больше общего с Тэтчер, нежели мы можем себе это представить».

Невольно проводя параллель между исполнительницей и ее «железной» героиней: стабильный брак, материнство (не помешавшее развитию профессионального роста и карьеры) кто-то задал Мэрил вопрос, который витал в воздухе: «В чем, по-вашему, тайна счастливой семейной жизни?». 

«В терпении!» —  ответила актриса. И тут же отшутилась: «Вот вы мне дарите цветы, а мой муж цветов мне не дарит, и я это терплю».

Парадоксально, но именно за то, за что актриса отмечена множеством наград — за любовь к драматическому искусству и многогранность таланта, в свое время ее выгнали из воскресной школы с вердиктом «исключить за плохое поведение Мэри Луизу» (такое имя носила Мэрил, пока в 15 лет не догадалась присоединить первую букву своего второго имени к имени первому). В одном из своих давних интервью Стрип призналась журналистам, что была несказанно рада этому исключению, так как смогла заняться в жизни любимым делом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно