Берлинале: мистер Джонс и другие герои тяжелых времен

11 февраля, 16:37 Распечатать

О фильмах и рейтингах 69-го Берлинского международного кинофестиваля.

Джеймс Нортон

На Берлинском международном кинофестивале бурные обсуждения вызывают новые фильмы Франсуа Озона, Фатиха Акина, а также картина Агнешки Холланд "Мистер Джонс" о Голодоморе в Украине (в создании которой участвовала и наша страна). 

На Потсдамер Плац и других локациях Берлинале фестивальная жизнь бурлит с утра и до поздней ночи. Начинают день журналисты, которые деловито спешат на утренние пресс-показы (опоздавших в зал не допускают). Немецкая пунктуальность дает о себе знать!

Потенциальные зрители стоят и сидят прямо на полу у билетных касс, ожидая их открытия, так как число мест в залах ограничено.

Многочисленные кинофанаты дежурят у служебного выхода из отеля "Хайят" в ожидании появления кинозвезд. По вечерам этими звездами можно полюбоваться с некоторой дистанции, когда перед премьерными показами картин они дефилируют в свете софитов по алой ковровой дорожке к Дворцу Берлинале.

И так целыми днями — суета многолюдья и разноголосья. Тихо только в кинозалах.

***

В соревновательных показах уже продемонстрировал свое неоспоримое мастерство знаменитый французский режиссер Франсуа Озон с картиной "Милостью Божьей". Здесь — психологические исследования и острая полемика вокруг персоны священника, склонного к педофилии. Тема не новая для берлинских конкурсов последних лет. Тем не менее, Озон "как бы" изменяет себе, в его новой картине меньше образности, эдакой фирменной французской куртуазной фривольности. "Милостью Божьей" — фильм-игра под документ. Поскольку расследование этого конкретного "педофильского скандала" еще продолжается.

По данным, опубликованным на страницах официального обозревателя "Берлинале" (журнала Screen), рейтинг нового фильма Озона — 2,4 балла. Что совсем неплохо.

***

Активную реакцию кинофестивальной публики вызвал фильм "Золотая перчатка" Фатиха Акина с Джонасом Дасслером в главной роли. Как и предполагалось, критики (их мнения формируют рейтинги картин) к новому творению Фатиха Акина отнеслись неоднозначно. От высокой оценки в четыре "звезды" итальянского члена рейтингового жюри до сострадательных оценок в одну "звезду" киноэкспертов из Швеции, Германии, а также международного сообщества "скринеров".

Итоговый рейтинговый статус этой ленты — 1,9.

Видимо, не всем пришлась по душе некроэстетика картины о серийном убийце одиноких и нищих обитательниц социального дна одного гамбургского района Санкт-Паули. Автор пытается отследить стадии деградации главного персонажа — Фрица Хонки (существует прототип!) — на пути его превращения из замкнутого одинокого коллекционера кукол с отталкивающей внешностью в патологического монстра.

Впрочем, внимательного и вполне профессионального зрителя эта киноадаптация бестселлера Хайнца Струнка привлекла не только и не столько высочайшей культурой режиссерского исполнения. За обилием кровавой расчлененки, физического и психологического насилия (этим нынешнего искушенного киномана не удивить) проглядывает качественно иная кинематографическая основа, позволяющая раскрыть неведомые нам глубины посттравматического синдрома — психологических последствий поражения Германии во Второй мировой.

В этом смысле правомерным представляется возникшая у многих критиков ассоциация с творчеством Райнера Вернера Фассбиндера. Из явных параллелей — в первую очередь временное пересечение. Только взгляд Фатиха Акина обращен в 1970-е из 2019-го. А это уже совсем другое кино.

Смена поколений обусловила не только обновление эстетики, но существенно изменила границы морально-психологических ограничений. Впрочем, Фассбиндера проблема ограничений тоже не слишком волновала...

Напомню, Фатих Акин — режиссер турецкого происхождения, рожденный и выросший в Гамбурге, получивший образование в Гамбургском университете изящных искусств (2000). Практически все его предыдущие фильмы основаны на турецкой тематике. Многие были удостоены престижных призов авторитетных фестивалей. В том числе картина "Головой о стену", получившая "Золотого медведя" — главный приз Берлинале-2004.

Нынешний опыт кинематографиста — своеобразная попытка потрафить  зрителю, который, пресытившись шокирующими картинами экранных смертей и расчленений, требует все новых и новых порций адреналина.

Фильм с черным юмором, в канонах эстетики безобразного являет прецессию отвратительных уродов всех форматов. Решение разобраться по "гамбургскому счету" с неоднозначностью экономического подъема Германии времен выхода из депресии — тоже своеобразный "взгляд изнутри" на проблемы страны, ставшей колыбелью и кинематографической alma mater для Акина.

Вот уж воистину: к любви ведет множество путей, кроме благодарности.

***

В этом году команда кинофестиваля при формировании конкурсной программы решила не придерживаться принципа гендерного равновесия. Симметрия нарушена: из 17 фильмов, представленных в основном соревновании, немало лент создано и режиссерами-женщинами. В их числе — любопытная картина "Бог существует, ее зовут Петруня" (Македония—Бельгия—Словения—Хорватия—Франция, режиссер Теона Стругар Митевска).

Героиня — молодая женщина — историк по образованию, никогда не работавшая и не имевшая семьи, чувствует себя неудачницей и предпринимает попытки исправить положение. Однажды, возвращаясь с очередного провального собеседования, она становится свидетельницей многолюдного празднования Крещения. Мужчины, ныряя в ледяную воду, безуспешно пытаются достать святой крест, опущенный туда священником.

Петруня неожиданно для окружающих и, похоже, для себя самой, кинувшись в ледяную воду, достает святой крест. Поскольку обычно участие в таком традиционном дайвинге было мужской привилегией, победа Петруни повлекла споры.

К сожалению, чем дальше, тем больше фильм переходит в разговорный жанр, да и сами дискуссии теряют остроту. Начавшись на высокой ноте духовного посыла, фильм постепенно утратил его, сползая к невнятной коде.

В итоге признание священником победы героини не стало ожидаемым триумфом, разрушающим стереотипы социума.

Финал оставляет зрителя в недоумении, хотя свежесть киностилистики не оставляет равнодушия. Что подтвердил и высокий рейтинговый показатель — 2,8 (в опросе критиков на страницах уже упомянутого фестивального журнала Screen).

***

Большие ожидания зрителей и критиков сопровождали фильм "Мистер Джонс" Агнешки Холланд (производство Польша—Великобритания—Украина, 2019). Режиссер этой картины — европейская и мировая кинознаменитость. Многие помнят ее нашумевший фильм "Полное затмение" с Леонардо Ди Каприо (о Поле Верлене и Артюре Рембо). Агнешка родилась в семье публициста-социолога и журналистки. Через много десятилетий она пронесла ненависть к тоталитаризму. Поэтому закономерным выглядит и ее обращение к масштабной, политически резонансной теме Голодомора в Украине.

В интервью последних лет режиссер по этому поводу высказывалась достаточно откровенно, остро: "Жертвы, принесенные Сталину, невообразимы, их число больше, чем жертв Гитлера" (из интервью Холланд Радио Свобода).

"Мистер Джонс" — история о молодом валлийском журналисте, который, несмотря на все предостережения и запреты, проникает на территорию Украины. И впоследствии собственными глазами видит страшные картины массового голода. Замерзшие тела на обочинах дорог, телеги с трупами внавалку, ужасы каннибализма. Журналист пишет серию репортажей, пытаясь раскрыть страшную правду большому миру. Но ему никто не верит из-за системных опровержений официальных властей и лживых пропагандистских статей.

Среди журналистов, отрицающих очевидное, — в частности, корреспондент "Нью-Йорк Таймс" в Москве Уолтер Дюранти.

Трагический парадокс ситуации в том, что конформизм Дюранти, взявшего эксклюзивное интервью у Сталина, был удостоен Пулитцеровской премии. А вот судьба Гарета Джонса трагична: он погибает при загадочных обстоятельствах накануне своего 30-летия.

По мнению Агнешки Холланд, "это история о фейковых новостях, альтернативной реальности, кризисе медиа и трусливости правительств. К сожалению, это релевантно сегодняшнему дню".

       Сознательно ссылаюсь на интервью с режиссером, чтобы подчеркнуть важность и масштабность затронутых в этом фильме проблем. Мощный тематический посыл, увы, местами превышает сугубо кинематографические достоинства картины Холланд, где временами зияют натяжки и несоответствия, очевидные для человека, более ознакомленного с реалиями места-времени событий. Хотя сценарий и основан на документальном материале дневниковых записей Гарета Джонса, очевидные "проколы" время от времени отвлекают внимание от сути авторского посыла.

В числе таковых, например, исполнение разновозрастной группой деревенских детишек своеобразных частушек о кошмарах голодного существования и о "сталинском прутике" — специально для зарубежного журналиста (под конспект).

Тем не менее, нет смысла описывать отдельные сцены фильма на грани китча. Зритель скоро сможет составить свое собственное мнение, когда картина появится в наших кинотеатрах.

Возможно, из-за того, что с 1981-го Холланд активно работала в Германии, Франции, США, ее новая лента воспринимается как взгляд представительницы более "далекого" от Украины зарубежья, нежели ее родная Польша.

Учитывая, что "Мистер Джонс" создан западным режиссером для западной публики, некоторые драматургические огрехи (длинноты, особенно в первой части картины) наверняка будут перекрыты в восприятии широкой аудитории ударным, практически аттракционным (в эйзенштейновском смысле) потенциалом сцен трагического звучания.

Чего стоит, например, ужасающий эпизод, когда девочка угощает журналиста и младшеньких своих погодков вареным мясом старшего брата Коли, останки которого вмерзли в сугроб прямо во дворе…

Холланд и не скрывает, что апеллирует, в первую очередь, к эмпатии, эмоциям зрителя. А Голодомор 1933-го — незаживающая кровоточивая рана для нашего национального коллективного сознания, для исторической памяти.

Участие в соревновании за главный приз Берлинале — "Золотого медведя" — польско-британско-украинского фильма "Мистер Джонс", созданного артхаусным кинорежиссером с мировым именем, безусловно, престижно для нашей страны. Картины Холланд неоднократно побеждали на авторитетных кинофестивалях. В 2012 г. ее фильм "В темноте" получил победного "Оскара" как лучший зарубежный фильм. В 2017-м "Серебряный медведь" Берлинале достался ее фильму "След зверя" за сценарий, который написала дебютантка Андреа Чалупа. В картине "Мистер Джонс" Холланд продолжила это сотрудничество.

На пресс-показах "Мистера Джонса" публика ломилась в зал, мест хватало не всем желающим. Приняли картину, судя по рейтинговому статусу (опубликованному в Screen), достаточно сдержано — 1,7 балла. 

Победит ли "Мистер Джонс" на Берлинале в текущей борьбе с достойными соперниками? Наверняка узнаем из вердикта фестивальных арбитров.

Но можно предположить, что жюри, среди членов которого — три актрисы (включая главу судейской команды), наверняка, отметит исполнителя главной роли — актера Джеймса Нортона, который сильно, профессионально и эмоционально сыграл мистера Джонса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 20 апреля-25 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно