Львовский антракт. Город Льва в ожидании бешеных денег для заньковчан и… Валерия Гергиева вместе с «Пиковой дамой»

10 августа, 2007, 12:14 Распечатать Выпуск №29, 10 августа-17 августа

Львовская театральная жизнь замерла согласно календарному плану. Однако покой снится не всем. Рук...

Львовская театральная жизнь замерла согласно календарному плану. Однако покой снится не всем. Руководителей многих местных театров давно замучила бессонница — в связи с надеждами на улучшение финансирования и самыми разнообразными творческими перспективами… О чем, собственно, и пойдет речь в этом обозрении «с прицелом» — на новый театральный сезон. Сезон, который обещает «Пиковую даму», «Сильву», спектакль по мотивам произведений Богдана-Игоря Антоныча, «Оскара и Розовую даму», а также россыпь театрального жемчуга под фестивальным брендом «Золотий Лев».

«Стройка века» под арию Сильвы

Будущий сезон Львовского Национального академического драматического театра им. Марии Заньковецкой пройдет под знаком 90-летия коллектива. «И мы приложим максимум усилий, чтобы достойно отпраздновать юбилей», — говорит директор театра Андрей Мацяк. Планируется выезд труппы в Киев (Министерство культуры подтвердило готовность финансировать гастроли) — в Театре им. Ивана Франко киевляне и гости столицы смогут посмотреть пять львовских спектаклей. Запланированы также краткосрочные гастроли в Польше.

На 90-летие театра во Львов приглашены многочисленные гости (в частности, побратимы-актеры из театров Франко, Янки Купалы и других). Если Министерство культуры сможет финансово поддержать заньковчан, коллектив планирует даже организовать «маленький фестиваль», который 23 ноября логически завершится торжественной академией. «Мы всем дадим возможность нас поздравить, а сами еще раз расскажем о нашем коллективе и еще раз обсудим наши достижения за эти 90 лет», — говорит А.Мацяк.

А руководитель театра Федор Стрыгун планирует в декабре поставить оперетту И.Кальмана «Сильва».

Только увы…

«Стены Национального академического театра им. Марии Заньковецкой трещат по швам…» — именно так уже на протяжении нескольких лет говорят (и не только во Львове) о ситуации с помещением знаменитого театра. Ситуацию обсуждали на недавних общественных слушаниях. Рассматривали также проект программы реставрации и частичной реконструкции театра. Напомним, что театр построен в 1836—1842 годах, а капитально его ремонтировали трижды: в 1900—1902, 1940—1942 и в 1952—1954 гг.

Генеральный директор театра Андрей Мацяк и его заместитель по реконструкции Олег Лисецкий утверждают: сегодня театр Заньковецкой уже не является остро аварийным. Хотя, чего греха таить, внешне строение действительно выглядит непривлекательно.

Комиссия, обследовавшая театр несколько лет назад, признала остро аварийными столярный цех, террасу со стороны улицы Торговой и лестничные клетки. На сегодняшний день опасность ликвидирована, — говорит г-н Лисецкий. Другое дело — несоответствие размеров финансирования реконструкции реальным потребностям. А нужно на это около 300 млн.

Для местных бюджетов эти деньги являются неподъемными. Очевидно, придется привлекать и другие средства (меценатов или пожертвования граждан). Министерство культуры в 2007-м обещает предоставить Театру им. М.Заньковецкой
2 млн. грн., львиная доля которых пойдет на проектные работы, осуществляемые «Укрзахідпроектреставрацією».

Сроки поэтапного выполнения работ — около семи лет. Чтобы уложиться в этот график, ежегодно на реконструкцию нужно иметь 40—50 млн. грн. Важно отселить и жителей из 43 квартир, расположенных в здании театра.

Предусмотренные работы — в центральной части театра, а для этого нужно переселить труппу в другое помещение.

Главный режиссер и художественный руководитель театра Федор Стрыгун считает: «Театр может быть и в сарае — хороший театр, который нужен людям». Поэтому и предлагает, не выселяя труппу из театра, построить новый современный на месте так называемого Вернисажа (это небольшой художественный рынок рядом с театром Заньковецкой). А уже потом реконструировать здание Скарбка и открыть в нем концертный или выставочный зал, который так необходим Львову. «Если же кому-то не нравится мое предложение, — говорит господин Стрыгун, — можно обратиться к полякам — они сделают все, от начала до конца, за два года, причем с большой охотой, потому что заинтересованы в этом. А у нас никто ничего не сделает! Почему? Говорим о реконструкции театра уже 12 лет, и вначале речь шла (сравните!) о 20 миллионах. Теперь дошли до 300, а через несколько лет будем говорить уже о 500…»

Крушельницкую восстановят, «пиковую» — пока подождут

Первое, что отметил Тадей Эдер, директор Львовского театра оперы и балета им.Крушельницкой, — это решение на государственном уровне вопроса об установлении бюста Соломии Крушельницкой в миланском Ла Скала. Произойдет это уже в сентябре.

В сентябре же Львовская опера будет гастролировать в Варшаве — покажет там «Моисея», «Эсмеральду» и «Бал-маскарад». Запланированы гастроли в Чехии, где Львовская опера недавно заключила контракт.

В декабре труппа представит львовскому зрителю балет «Дон Кихот».

Пока что, к сожалению, не решен вопрос с постановкой во Львовской опере «Пиковой дамы». Напомню, что дирижером-постановщиком спектакля должен выступить музыкант с мировым именем — руководитель оркестра Мариинского театра в Санкт-Петербурге Валерий Гергиев. Но в связи с тем, что г-н Гергиев в этом году назначен главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, планы его изменились. «Все под контролем! — уверяет г-н Эдер. — Мы работаем над декорациями (за основу берем декорации Евгения Лисика) и ожидаем приезда Гергиева. А пока он не приедет, более детальный разговор вести нецелесообразно».

Это относительно творческих вопросов. Что касается технических, то в театре начали перекладывать сцену (три года
назад закупили лиственницу, которая значительно тверже дуба). Ремонтируют также гримерки и технические цеха (уже сделали автономное отопление, а теперь заканчивают отделочные работы).

Лесь Курбас и львовские шлягеры

Планы на грядущий сезон у Львовского театра имени Леся Курбаса серьезные, так как следующий, 20-й, сезон — юбилейный. Основное событие — III Международный фестиваль «Театр. Метод и практика: Альма-матер», посвященный, конечно же, 20-летию театра и 120-летию со дня рождения Леся Курбаса.

Как рассказала завлит театра Марта Швец, на фестиваль прежде всего приглашены люди, которые в разное время имели отношение к этому театру. В частности, из Германии приедут Марьяна Садовска и группа Бордерланд, из Вены (Австрия) — Лалиштеатр, из Польши — ZAR, из Будапешта — Венгерский национальный театр, из Киева — «Дах», представители Национального центра им. Леся Курбаса, Киевский театр марионеток и т.д.

Кроме показа представлений, в рамках фестиваля 16 — 23 сентября запланированы встречи с режиссерами и театроведами, среди которых — режиссер Клим (Владимир Клименко, Россия), режиссер и театральный антрополог Вирляна Ткач (США).

В премьерных планах — постановка спектакля к юбилею Богдана-Игоря Антоныча, где будут звучать не только его стихотворения, но и львовские шлягеры 20—30-х годов прошлого века, а также спектакль Петера Гантке «Наруга над публікою», моноспектакль Эрика Эмануэля Шмидта «Оскар, або Рожева пані».

Худрук «Воскресіння» поставит город на ходули

Планы своего театра «Воскресіння» его директор и художественный руководитель Ярослав Федорышин назвал очень простыми — это сценическая версия «Вишневого саду» и представление по этническим материалам, которые сами актеры и создают, — «Ой, рай розвився» (пластично-хоральная притча по украинским ритуалам — такое себе сотворение украинского мира от первого человека на Земле). «Мы постоянно в разъездах, поэтому и нет времени сделать новое представление», — сокрушается Ярослав Васильевич. Тем не менее уже активно верстается программа IX международного фестиваля «Золотий Лев», который курирует г-н Федорышин.

— Временные рамки IX Львовского международного театрального фестиваля «Золотий Лев-2007» уже определены — 29 сентября — 3 октября. И хотя до начала феста еще достаточно времени, все-таки скажите, чем новый «Лев» будет отличаться от прежних?

— Во-первых, будет много представлений для детей. Например, хочу привезти из Кракова коллектив VagaBunda. Это миниатюрный театр, и играют в нем лишь пять актеров, но работают они будто в «большом городе» (его разместят в центре Львова и будут предлагать как для детей, так и для взрослых очень интересные разнообразные игры при участии клоунов. Причем бесплатно. Длительность представления — пять-шесть часов).

Во-вторых, мы запланировали нынешний «Вуличний Лев» на целый день — то есть специально под этот проект привезем как дневные, так и вечерние (с огнями, фейерверками) представления. Впервые зрители смогут посмотреть иронично-смешные спектакли в исполнении коллективов из Дании, Португалии, Бельгии и России (Санкт-Петербурга). Это мини-представления, в них задействовано двое, трое или пятеро актеров.

— Уже известно, какой театр и каким представлением откроет фестиваль?

— Откроет «Золотий Лев-2007» грандиозное представление Краковского КТО «Дон Кихот» (кстати, польские коллеги сделали этот бигперформанс специально под наш фестиваль). А закрыть фестиваль планируем уникальной работой итальянцев — Опелтеатр, который предложит зрителю «Кармен» на ходулях. Я видел, как они танцуют, и, поверьте на слово, это шикарно. Теперь вот ищу финансы, чтоб их поддержать, так как это дорогое удовольствие.

— И?..

— Надеюсь, что совместно с промоцией города мы найдем дополнительные спонсорские деньги, потому что очень хочется завершить фестиваль именно этим представлением.

— Неужели все так гладко и без проблем? Никаких препятствий?

— Каждый год у нас одна и та же история — нет конкретно запланированных средств.

— Почему? Разве финансы под фестиваль заранее не закладываются в бюджет?

— Закладываются, но… Например, область закладывает 200 тысяч, а когда дело доходит до комиссии по культуре, то остается 20. Разве этих денег может хватить?

— Не выясняли, почему урезают?

— Не знаю. Единственное, что могу сказать: это непрофессиональный подход к делу. Считаю, что в чиновниках от культуры до сих пор живет совдеповская система. Теперь другое время, и фигурируют совершенно другие цифры, другие суммы, которые необходимы для достойного проведения мероприятия.

— Не прикидывали, какая сумма требуется на фестиваль, чтобы не возникало проблем с гостиницами, транспортом, питанием?

— Миллион гривен. Но мы прекрасно понимаем, что такой суммы не дадут. Вот и приходится ходить с протянутой рукой, чего давно уже нет в других странах. Кроме того, я никогда не знаю, когда получу даже тот мизер, о котором говорил выше. Кстати, нам деньги всегда дают почему-то не к фестивалю, а после. И потом, когда отчитываешься, возникает куча проблем. Мне кажется, нужно изменить действующее законодательство, потому что как будто стремимся делать что-то новое, а работаем по-старому.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно